Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 мая 2021 г. N 5.1-01/1437
по проекту федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 19 мая 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объема информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)" был внесен в Государственную Думу 21 января 2021 года депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.А. Салпагаровым, М.М. Ульбашевым.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование, значительно увеличился объем.
Федеральный закон направлен на защиту прав физических лиц - потребителей финансовых услуг, в том числе, не являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (далее - неквалифицированные инвесторы).
При принятии законопроекта во втором чтении в него были внесены следующие изменения.
Уточнены полномочия Банка России в части введения запрета на заключение с физическими лицами договоров об оказании финансовых услуг.
Установлено, что до даты утверждения в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" предусмотренных новой статьей 24.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" стандартов деятельности кредитных организаций указанные стандарты, а также стандарты осуществления надзора за соблюдением стандартов деятельности кредитных организаций (включая применение мер принуждения за несоблюдение указанных стандартов) должны утверждаться комитетом по стандартам деятельности кредитных организаций. Кроме этого, определяется состав вышеуказанного комитета.
Установлен запрет на заключение кредитными и некредитными финансовыми организациями с неквалифицированными инвесторами или по его поручению или за его счет договоров, являющихся сложными инвестиционными продуктами до 1 апреля 2022 года.
Уточнены права финансовых организаций при продаже финансовых инструментов неквалифицированным инвесторам ("финансовых продуктов со структурным доходом") при наличии положительного результата тестирования неквалифицированного инвестора.
Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", а также "О рынке ценных бумаг", "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие федеральные законы, регулирующие деятельность некредитных финансовых организаций, изменения, касающиеся установления для кредитных и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания финансовых услуг, обязанности по предоставлению физическим лицам, имеющим намерение заключить с ними соответствующий договор, достоверной информации о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением.
Федеральным законом предусматривается, что Банк России вправе установить минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию информации, предоставляемой физическим лицам страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, брокерами, инвестиционными советниками и другими при заключении соответствующего договора, а также определить дополнительную информацию, которую брокер обязан предоставить неквалифицированному инвестору до принятия брокером поручений на совершение сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Кроме этого, согласно Федеральному закону отношения между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и их клиентами могут регулироваться дополнительно к нормам федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России стандартами деятельности кредитных организаций, к которым относятся стандарты защиты прав и законных интересов получателей банковских услуг, включающие в себя правила предоставления (раскрытия) информации потребителям банковских услуг об услуге и о лице, ее предоставляющем, и уведомления о рисках, связанных с указанной услугой, стандарты совершения операций на финансовом рынке и стандарт корпоративного управления.
Федеральным законом вносятся в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" изменения, предусматривающие право Банка России ограничить заключение кредитной организацией и некредитной финансовой организацией договоров с физическими лицами об оказании финансовых услуг, сделок с ценными бумагами и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, если при заключении таких договоров, сделок физическим лицам предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация о договоре, сделке и возникающих при исполнении договора, сделки рисках, либо если с физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами заключались договоры, сделки, которые предназначались только для квалифицированных инвесторов, или такие договоры, сделки заключались без проведения тестирования или тестирование было проведено с нарушениями установленных требований при условии, что соответствующие договоры, сделки могли быть заключены только по результатам тестирования.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон в соответствии со статьей 11 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации (финансовое регулирование) подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 4 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.