Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1193650-7 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (в части обеспечения безопасности судоходства при проведении массовых мероприятий на внутренних водных путях) разработан Минтрансом России в целях создания отвечающей современным требованиям нормативной правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, повышения эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта.
Разработка проекта федерального закона предусмотрена пунктом 209 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Правоприменительная практика по вопросу проведения на внутренних водных путях Российской Федерации массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований и связанного с этим ограничения или запрещения движения судов отсутствует.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта
Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Статья 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) содержит положения, регулирующие введение ограничения или запрещения движения судов на определенных участках внутренних водных путей Российской Федерации вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов, а также содержит указания относительно компетенции федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах.
Указанные ограничения направлены на минимизацию влияния обстоятельств чрезвычайного характера на безопасность судоходства, при этом пунктом 1 статьи 77 КВВТ определено, что администрация бассейна внутренних водных путей вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки.
Вместе с тем далее по тексту статьи, при определении порядка введения указанных ограничений упоминается только "ограничение движения или запрещение движения судов", при этом данный порядок распространяется в том числе и на введение ограничения осадки судов вследствие низких уровней воды. Для устранения правовой неопределенности по тексту статьи 77 КВВТ предлагается в пунктах 2, 3, 4 и 5 проектируемой статьи после слов "ограничение движения или запрещение движения судов" дополнить словами "ограничение осадки судов вследствие низких уровней воды".
Кроме того, указанные ограничения направлены на минимизацию влияния обстоятельств чрезвычайного характера на безопасность судоходства и не охватывают проведение спортивных, культурных и других массовых мероприятий (далее - массовые культурные мероприятия и официальные спортивные соревнования на внутренних водных путях), которые могут создавать ситуации, влияющие на безопасность судоходства.
В связи с этим предлагается дополнить положения КВВТ условиями запрета или ограничения при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях Российской Федерации.
В настоящее время на внутренних водных путях проводятся такие массовые культурные мероприятия и официальные спортивные соревнования, как фестиваль "Алые паруса" в г. Санкт-Петербурге, международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ на Кубок Президента Российской Федерации в г. Москве, парусные регаты, мероприятия в рамках празднования Дня города, мероприятия в честь празднования годовщины Победы в Великой отечественной войне и другие, которые требуют принятия специальных мер по обеспечению безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, таких как регулирование движения флота на участках, где проводятся такие мероприятия, включая ограничение движения и даже запрещение движения судов на определенное время.
При этом отсутствие в КВВТ определения механизма принятия решения о введении ограничения или запрещения движения судов, а также определения полномочий администраций в отношении принятия мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях, не позволяют эффективно реагировать на возникновение ситуаций и оказывать на них регулирующее воздействие.
В этой связи предлагается дополнить КВВТ статьей 77.1 "Ограничение движения или запрещение движения судов при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях", предусматривающей основания для введения администрациями бассейнов внутренних водных путей ограничения или запрещения движения судов при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях, а также разработку порядка введения таких ограничений.
При этом проектируемой статьей предусматривается, что в случае проведения массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях ограничение или запрещение движения судов на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей вводится администрацией бассейна внутренних водных путей на основании обращения организатора указанных массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на срок, не превышающий 5 часов.
Принятие проекта федерального закона потребует издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка введения ограничения или запрещения движения судов на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях".
В этой связи проектом федерального закона предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, которые необходимы для подготовки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Проект федерального закона не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на финансово-экономические результаты деятельности организаций внутреннего водного транспорта.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить безопасность судоходства, а также жизни и здоровья граждан на внутренних водных путях при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Оценка регулирующего воздействия принимаемых решений
На проект федерального закона получено положительное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" потребует издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка введения ограничения или запрещения движения судов на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях".
Порядком введения ограничения или запрещения движения судов на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей при проведении массовых культурных мероприятий и официальных спортивных соревнований на внутренних водных путях будут определены случаи введения ограничений или запрещения движения судов (отсутствие альтернативных участков поверхностных водных объектов и необходимость проведения официальных культурных мероприятий и спортивных соревнований на судовом ходу; невозможность обеспечения безопасного прохода судов по внутренним водным путям Российской Федерации во время проведения мероприятий; отсутствие условий для временного изменения габаритов судового хода и его местоположения и (или) изменения организации движения судов; наличие угрозы жизни и здоровью людей), порядок рассмотрения поступивших обращений, основания для отказа и другое.
Головой исполнитель - Минтранс России.
Срок исполнения - 2021 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.