Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1193660-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (далее - законопроект, Закон о ветеринарии) разработан в рамках обеспечения реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Продукция агропромышленного комплекса относится к указанным несырьевым неэнергетическим товарам, а условия международной торговли продукцией АПК животного происхождения являются предметом регулирования в рамках требований Всемирной торговой организации (ВТО). При этом основополагающим принципом в данной сфере является исполнение ветеринарных требований стран-импортеров.
Аналогичное требование содержится в праве Евразийского экономического союза. В частности, Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 установлено, что экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - государства-импортеры).
Принятие законопроекта позволит отечественным производителям гарантировать соблюдение требований государств-импортеров и тем самым повысить свой экспортный потенциал. В свою очередь, это положительно повлияет на динамику беспрепятственного продвижения подконтрольных товаров отечественного производства на рынки государств-импортеров.
Законопроектом предусматривается обеспечение исполнения обязательств Российской Федерации, принятых при присоединении к ВТО, в части осуществления ветеринарного контроля за организациями и лицами, вывозящими и (или) планирующими вывозить подконтрольные товары в государства-импортеры.
Согласно обязательству, содержащемуся в параграфе 1009 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО, представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения к ВТО при применении статьи 3.1 Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение ВТО по СФС) все санитарные и фитосанитарные меры, принятые Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного (Евразийского экономического) союза, будут основываться на международных стандартах, руководствах или рекомендациях, предусмотренных Соглашением ВТО по СФС, к которым относятся стандарты, руководства и рекомендации Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) и Комиссии Кодекс Алиментариус.
Главой 3.2 Кодекса здоровья наземных животных Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) установлено, что в случае экспорта продуктов животного происхождения ветеринарный орган должен доказать, что располагает полной нормативно-правовой базой, позволяющей данным органам проверять соблюдение установленных требований в отношении данных товаров и подвергать их проверке на соответствие национальным и международным стандартам. Должны действовать системы контроля, позволяющие ветеринарному органу экспортирующей страны выдавать разрешения на использование помещений, служащих целям экспорта. Ветеринарная служба должна быть в состоянии проводить исследование и обработку экспортных продуктов, контроль их перевозки, условий обращения и хранения, а также инспектирование на всех этапах экспортной цепи. Нормативно-правовая база по экспорту должна определять условия вывоза за рубеж животных, продуктов, полученных от животных, и кормов.
Соблюдение указанного положения позволит Российской Федерации гарантировать компетентным органам государств-импортеров безопасность подконтрольных товаров.
Предлагаемые законопроектом положения соответствуют нормам Соглашения ВТО по СФС и направлены на упрощение для российских экспортеров процедур контроля, инспектирования и одобрения, применяемых государствами-импортерами в соответствии с приложением С к Соглашению ВТО по СФС.
Необходимость принятия законопроекта также продиктована тем, что национальное законодательство ряда государств-импортеров (Азербайджан, Бахрейн, Бразилия, Вьетнам, Грузия, государства Европейского союза, Египет, Иран, Ирак, Катар, Китайская Народная Республика, Куба, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Сингапур, Турция, Япония) предусматривает, что импортируемые подконтрольные товары должны вывозиться в государства-импортеры с аттестованных (обследованных) объектов, связанных с содержанием животных, производством, переработкой и (или) хранением подконтрольных товаров.
Урегулирование вопроса экспорта подконтрольных товаров в рамках заключения отдельных международных договоров с каждым государством - импортером российской животноводческой продукции будет являться дополнительным основанием для затягивания потенциальными импортерами переговорного процесса, что в корне противоречит поставленной руководством страны задаче по наращиванию экспортного потенциала.
При этом определение единых, четких и прозрачных требований к процедурам обследования объектов перед вывозом подконтрольных товаров в ветеринарном законодательстве Российской Федерации позволит избежать необоснованных претензий к российским экспортерам со стороны ветеринарных служб государств-импортеров.
Статьей 1 законопроекта уточняются предусмотренные статьей 3 Закона о ветеринарии полномочия Российской Федерации, касающиеся утверждения порядка проведения обследования объектов - земельных участков, зданий, строений, сооружений, с использованием которых осуществляется деятельность по содержанию и выращиванию животных, производству, переработке и (или) хранению подконтрольных товаров, вывозимых в государства-импортеры, на соответствие ветеринарным требованиям государств-импортеров либо ветеринарным требованиям иных государств, признаваемых государствами-импортерами (далее - обследование объектов, ветеринарные требования), в том числе оформления результатов такого обследования, информирования лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, применительно к видам подконтрольных товаров, о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры.
Соответствие объектов ветеринарным требованиям будет устанавливаться по результатам их обследования. Обследование объектов будет проводиться в соответствии с Порядком проведения обследования объектов, в том числе оформления его результатов, и информирования владельцев объектов о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В законопроекте приводится также понятие "обследование объектов", под которым понимается комплекс мероприятий, проводимый должностными лицами Россельхознадзора в целях оценки соответствия объектов ветеринарным требованиям, в который входит осмотр объектов и анализ документов о виде деятельности, структурных и технологических характеристиках объекта, производственных потоках, об осуществлении производственного контроля для обеспечения соответствия объектов и производимых ими подконтрольных товаров ветеринарным требованиям, об эпизоотической ситуации на территории размещения объекта и в местах происхождения сырья, используемого для производства подконтрольных товаров.
Законопроектом предусматривается, что обследование объектов будет осуществляться на безвозмездной основе по заявлениям лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, применительно к виду подконтрольного товара и государствам-импортерам.
По результатам обследования объекты будут признаваться соответствующими либо не соответствующими ветеринарным требованиям.
В случае если обязательные требования Российской Федерации соответствуют ветеринарным требованиям, обследование объектов проводиться не будет.
При получении информации от компетентного органа государства-импортера о несоответствии подконтрольных товаров, вывезенных из объектов, ветеринарным требованиям Россельхознадзор будет информировать владельца объекта о возможности или невозможности дальнейшего вывоза подконтрольных товаров из объекта в соответствующее государство-импортер.
Информация об объектах, результатах их обследования, условиях, а также о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры будет содержаться в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (далее - ФГИС) в соответствии со статьей 4.1 Закона о ветеринарии.
Кроме того, Россельхознадзор на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет размещать ветеринарные требования, а также информацию (в случае ее получения) о признании государством-импортером соответствия обязательных требований Российской Федерации ветеринарным требованиям.
Статьей 2 законопроекта предусматривается, что объекты не будут обследоваться на соответствие ветеринарным требованиям в случае, если информация о соответствии таких объектов ветеринарным требованиям включена во ФГИС до вступления в силу законопроекта.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться Россельхознадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Россельхознадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" не предусматривает увеличения расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введения новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, и в связи с этим не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных указанным федеральным законом, будет осуществляться Россельхознадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Россельхознадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Россельхознадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу иных федеральных законов не потребуются.
Перечень актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (далее - законопроект)
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" |
статья 1 законопроекта |
31 августа 2021 г. |
Минсельхоз России, Россельхознадзор |
внесение изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, в части проведения Россельхознадзором обследования объектов - земельных участков, зданий, строений, сооружений, с использованием которых осуществляется деятельность по содержанию и выращиванию животных, производству, переработке и (или) хранению подконтрольных товаров, вывозимых в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (далее - объекты, государства-импортеры), на соответствие ветеринарным требованиям государств-импортеров либо ветеринарным требованиям иных государств, признаваемых государствами-импортерами (далее - обследование объектов, ветеринарные требования), в том числе оформления результатов такого обследования, и информирования лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, применительно к видам подконтрольных товаров о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения обследования объектов, с использованием которых осуществляется деятельность по содержанию и выращиванию животных, производству, переработке и (или) хранению подконтрольных товаров, вывозимых в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, на соответствие ветеринарным требованиям государств-импортеров либо ветеринарным требованиям иных государств, признаваемых государствами-импортерами, в том числе оформления результатов такого обследования, и информирования лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании применительно к видам подконтрольных товаров, о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры" |
статья 1 законопроекта |
31 августа 2021 г. |
Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Россельхознадзор |
утверждение порядка проведения обследования объектов на соответствие ветеринарным требованиям, в том числе оформления результатов такого обследования, и информирования лиц, которым объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании применительно к видам подконтрольных товаров, о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры |
3. |
Проект приказа Минсельхоза России "О внесении изменений в Порядок представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее" |
статья 1 законопроекта |
31 августа 2021 г. |
Минсельхоз России, Россельхознадзор |
внесение изменений в Порядок представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г. N 318, в части включения информации о результатах обследования объектов на соответствие ветеринарным требованиям, а также о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры |
4. |
Проект приказа Россельхознадзора "О внесении изменений в Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии" |
статья 1 законопроекта |
31 августа 2021 г. |
Россельхознадзор |
внесение изменений в Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утвержденные приказом Россельхознадзора от 30 января 2018 г. N 53, в части включения информации о результатах обследования объектов, а также о возможности или невозможности вывоза подконтрольных товаров из объектов в государства-импортеры |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.