Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1219897-7 "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях снижения максимальной допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, обеспечения адресности оказываемой гражданам социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22 процентов.
Указанный федеральный стандарт установлен в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается субъектом Российской Федерации.
При этом в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то граждане имеют право на получение субсидии. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно частям 8 и 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а дополнительные расходы на предоставление части субсидий, улучшающих положение граждан, финансируются за счет средств местного бюджета.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже соответствующего федерального стандарта, а органы местного самоуправления устанавливают стандарты, отличные от региональных, если это улучшает положение граждан.
Установление субъектом Российской Федерации регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного федерального стандарта зависит от финансовой обеспеченности бюджета субъекта Российской Федерации.
Вследствие этого имеющаяся у субъектов Российской Федерации возможность снижения порога оплаты жилищно-коммунальных услуг не реализуется большинством дотационных субъектов Российской Федерации.
При этом создается ситуация, когда в дотационных регионах расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг выше, чем в регионах с более высоким уровнем жизни. Например, в Москве, где в 2021 году прожиточный минимум пенсионера составляет 13 496 рублей, региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 10 процентов, а в соседней Московской области, где прожиточный минимум пенсионера составляет 10 648 рублей, такой региональный стандарт установлен в размере 22 процентов.
По данным Минстроя России, в 58 субъектах Российской Федерации максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 22 процента, в 24 субъектах - 15-21 процент, и лишь в трех субъектах - менее 15 процентов.
По имеющимся данным в 2019 году субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали около 3 млн. человек, на это было потрачено 71 млрд.рублей. Следует отметить, что многие граждане не получают субсидии, поскольку имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В условиях пандемии, когда многие россияне оказались в сложной финансовой ситуации, лишились работы и доходов, снижение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, на который ориентируется большинство субъектов Российской Федерации при установлении регионального стандарта, является крайне важной и актуальной задачей.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее новой частью 1.1, предусматривающей установление федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит устанавливать в субъектах Российской Федерации региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не выше 15 процентов, то есть поддержит малообеспеченных граждан в условиях пандемии, обеспечит адресность оказываемой гражданам социальной поддержки, снизит количество неплательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающего снижение размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 процентов до 15 процентов, потребует с 2022 года выделения дополнительных средств федерального бюджета в связи с увеличением размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг большему количеству малообеспеченных граждан.
Указанные дополнительные средства федерального бюджета необходимо предусмотреть при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.