Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1222099-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" подготовлен в целях установления видов товаров, работ и услуг, на оплату которых не могут расходоваться денежные средства, выплачиваемые в виде пособия на ребенка.
К указанным видам товаров предлагается отнести алкогольную и никотинсодержащую продукцию, табачные изделия. В целях обеспечения единства правоприменения на территории Российской Федерации полномочие по определению перечня иных товаров работ и услуг, не предназначенных для ребенка, для оплаты которых не может использоваться пособие на ребенка, предлагается закрепить за Правительством Российской Федерации.
Данные изменения обусловлены следующим.
В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, установлен комплекс мер, направленных на воспитание подрастающего поколения. Формирование у ребенка в семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни является одним из направлений в области формирования культуры здоровья.
Полагаем, что внесение соответствующих изменений, несмотря на несущественный размер пособия на ребенка, установленный в отдельных субъектах Российской Федерации, но с учетом количества получателей данного пособия, будет способствовать реализации вышеназванных положений, защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Так, в Курганской области - 40 174 получателя пособия на 72 905 детей, Тюменской области - 18 482 получателя на 43 313 детей, Свердловской области - 105 064 получателя на 214 594 ребенка, Челябинской области - 122 635 получателей на 205 286 детей, Ямало-Ненецком автономном округе - 8 454 получателя на 12 031 ребенка.
Принимая во внимание тот факт, что с возрастом потребности ребенка меняются, предлагается установление именно видов товаров, работ и услуг, на оплату которых не могут расходоваться денежные средства, выплачиваемые в виде пособия на ребенка, а не исчерпывающего перечня товаров и услуг, предназначенных для детей, возможных к приобретению за счет данных средств, что не будет ограничивать права семей, имеющих детей разных возрастов.
При этом право определять механизм контроля за целевым расходованием пособия на ребенка предлагается субъектам Российской Федерации самостоятельно, в зависимости от финансовых возможностей и существующего в субъекте Российской Федерации порядка.
К одному из таких механизмов контроля возможно отнести перечисление пособия на ребенка на "социальный электронный счет", открытый получателем пособия, являющимся владельцем платежной карты национальной платежной системы. Внедрение такого механизма контроля возможно с использованием информационной системы нефинансового процессингового центра (далее - система). Система позволяет обеспечить взаимодействие покупателя (гражданина, открывшего социальный электронный счет в кредитной организации) и любой торговой организации, подключившейся к системе, по оплате товаров, работ, услуг с использованием электронных средств платежа.
При этом система обеспечивает возможность подключения к ней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от вида реализуемых ими товаров и предоставляемых услуг, что позволит гражданам приобретать товары и услуги как напрямую предназначенные для детей, так и косвенно связанные с их интересами.
Внедрение системы для перечисления пособия позволит осуществлять контроль за его целевым расходованием путем отслеживания транзакций. Так будет невозможна оплата алкогольной и никотинсодержащей продукции, табачных изделий и иных товаров, перечень которых устанавливается субъектом Российской Федерации.
Внедрение такого механизма также позволит осуществлять контроль за расходованием пособия на ребенка, не возлагая дополнительных обязанностей на граждан по предоставлению отчетности.
Практика предоставления гражданам меры социальной поддержки с использованием социального электронного счета уже была реализована в 2020 году в Калининградской области.
Приобретение товаров работ и услуг с использованием схожего механизма - электронного сертификата внедряется на федеральном уровне начиная с 2021 года - в части приобретения технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, с 2023 года - в части лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Дополнительных финансовых средств на внедрение такого механизма контроля не потребуется.
Внедрение системы будет способствовать сокращению расходов бюджетов на оплату услуг по доставке гражданам пособия на ребенка. Высвободившиеся денежные средства возможно направить на компенсацию торговым организациям расходов на доработку программного обеспечения кассовых терминалов для подключения к системе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не потребует расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень товаров, работ и услуг, не предназначенных для ребенка, на приобретение которых не может расходоваться пособие на ребенка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.