Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 октября 2016 г. N Пр-1970 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 сентября 2016 г. в целях регулирования погрузочно-разгрузочной деятельности, осуществляемой в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
По результатам анализа правоприменительной практики погрузочно-разгрузочной деятельности за границами акваторий морских портов Российской Федерации выявлена необходимость дополнительного регулирования погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении загрязняющих веществ с судна на судно во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Также требует уточнения регулирование погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в границах морских портов.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации допускается осуществление перевозки грузов между портами (сооружениями), погрузки (выгрузки) грузов в порту (местах) погрузки (выгрузки).
Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный федеральный закон регулирует оказание услуг по обслуживанию судов, пассажиров, осуществлению операций с грузами, в том числе по перегрузке грузов.
При этом отношения, возникающие при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно грузов (веществ) во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации за границами акваторий морских портов, действующим законодательством не урегулированы.
В настоящее время имеют место случаи нерегулируемой погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно загрязняющих веществ за пределами акваторий морских портов, что создает угрозу аварийных ситуаций, а также загрязнения окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 части V "Исключительная экономическая зона" Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (далее - Конвенция ООН) прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции ООН, в отношении защиты и сохранения морской среды, а также другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН.
Пунктом 1 статьи 194 части XII "Защита и сохранение морской среды" Конвенции ООН предусмотрено, что государства в соответствии со своими возможностями индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно принимают все совместимые с Конвенцией ООН меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремятся согласовывать свою политику в этом отношении.
Согласно пункту 3 статьи 194 меры, принимаемые в соответствии с частью XII, относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Эти меры включают наряду с другими меры, направленные в том числе на уменьшение в максимально возможной степени загрязнения с судов, в частности меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников.
В связи с изложенным и в целях урегулирования отношений, возникающих при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также уточнения регулирования погрузочно-разгрузочных операций загрязняющих веществ с судна на судно в морских портах, предлагается внести изменения в федеральные законы от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с предлагаемыми изменениями погрузо-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ за границами морских портов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации допускаются в перегрузочных районах, закрепленных за соответствующим морским портом Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и в соответствии с правилами осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляются в уведомительном порядке.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень морских портов и перечень веществ, погрузочно-разгрузочные операции в отношении которых могут осуществляться с судна на судно в этих морских портах.
Контроль соблюдения судами требований, а также правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ предлагается осуществлять федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному экологическому надзору и пограничными органами федеральной службы безопасности.
В связи с тем, что предлагаемое проектом федерального закона регулирование затрагивает интересы как российских, так и иностранных судов и требует времени для доведения новых норм до всех заинтересованных сторон, внесения соответствующих изменений в системы управления безопасностью судоходных компаний, проект федерального закона предусматривает особый порядок его вступления в силу, а именно с 1 марта 2022 г.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация проекта федерального закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Предлагаемые изменения вносятся в целях урегулирования отношений, возникающих при погрузочно-разгрузочных операциях с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
6. Информация о наличии или отсутствии в проекте федерального закона требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешении, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы
Проектом федерального закона предусмотрено установление обязательных требований к погрузочно-разгрузочным операциям с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "Об утверждении Правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации за границами акваторий морских портов".
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэнерго России, ФСБ России, Минприроды России.
2. "Об утверждении перечня районов погрузочно-разгрузочной деятельности, закрепленных за соответствующим морским портом Российской Федерации, в которых могут осуществляться погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также перечня загрязняющих веществ, погрузочно-разгрузочные операции которых с судна на судно могут осуществляться в указанных районах".
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэнерго России, ФСБ России, Минприроды России.
3. "Об утверждении Правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэнерго России, ФСБ России, Минприроды России.
4. "Об утверждении перечня районов погрузочно-разгрузочной деятельности, закрепленных за соответствующим морским портом Российской Федерации, в которых могут осуществляться погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также перечня загрязняющих веществ, погрузочно-разгрузочные операции которых с судна на судно могут осуществляться в указанных районах".
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэнерго России, ФСБ России, Минприроды России.
5. "Об утверждении перечня морских портов, в которых допускаются погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ, а также перечня загрязняющих веществ, погрузочно-разгрузочные операции которых с судна на судно могут осуществляться в указанных морских портах".
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минтранс России, Минэнерго России, ФСБ России, Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.