Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 1 июня 2021 г. N 3.6-03/1881
по проекту федерального закона N 1001576-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 26 мая 2021 года (проект N 1001576-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации в части урегулирования вопроса, связанного с повышением уровня безопасности полетов и организации медицинского обеспечения полета в целом.
Цель принятия Федерального закона - уточнение ряда положений, связанных с регулированием организации медицинского обеспечения полетов воздушных судов, медицинского освидетельствования членов экипажей воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, специалистов авиационного персонала государственной авиации, лиц, поступающих на военную службу по контракту, по трудовому договору на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования по программам подготовки специалистов авиационного персонала государственной авиации. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) возлагает на государства-участники всю полноту ответственности за обеспечение соответствия здоровья авиационного персонала установленным требованиям. Согласно положениям документов ИКАО уполномоченный государством орган по выдаче свидетельства назначает членов врачебной комиссии и выдаёт медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала. Указанные виды деятельности являются специфичными для гражданской авиации и не регламентированы базовым законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Законодательством Российской Федерации не предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок такого медицинского освидетельствования специалистов.
Федеральным законом вносятся изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ).
Изменениями, вносимыми в Воздушный кодекс Российской Федерации:
вводится обязанность членов летного экипажа и диспетчеров проходить обязательное медицинское освидетельствование, а также иметь медицинское заключение о годности по состоянию здоровья;
регулируется прохождение обязательного медицинского освидетельствования лиц из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, в том числе пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лиц, поступающих на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, принимаемых на работу по трудовому договору на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, граждан, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала государственной авиации, либо обучающихся в военно-учебных заведениях;
регулируется запрет для членов летного экипажа и диспетчеров принимать без назначения врача лекарственные препараты, влияющие на безопасное выполнение их профессиональных функций (согласно утвержденному перечню лекарственных препаратов);
вводится основание для расторжения трудового договора со специалистом авиационного персонала (совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также непрохождение обязательного медицинского осмотра или обязательного медицинского освидетельствования).
Кроме того, в Воздушный кодекс Российской Федерации включается ряд новых статей. Так, новой статьей 53.1 "Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением", в которой уточняется специфика проведения медицинского обеспечения полетов, закрепляются полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения) по утверждению:
- порядка обязательного проведения обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением;
- порядка проведения предполетного и послеполетного медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменного и послесменного медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения,
- перечня врачебно-летных экспертных комиссий и их персонального состава.
Статьей 53.2 уточняются особенности, порядок проведения периодических, предполетных и послеполетных медицинских осмотров персонала государственной авиации, а также случаи отстранения от выполнения полетов. Обязанность проведения и финансирования данных видов медицинских осмотров возлагается соответственно на уполномоченный орган, имеющий подразделения государственной авиации, и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Новой статьей 53.3 регулируются вопросы функционирования автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, а также уточняется порядок ее формирования и состав включаемой в нее информации.
Принятый Федеральный закон позволит совершенствовать нормативную правовую основу деятельности по формированию системы отбора по состоянию здоровья экипажей воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, специалистов авиационного персонала, и приведет к повышению уровня безопасности полетов воздушных судов.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.