Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1194379-7 "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2016 N 669-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" утвержден план мероприятий по реализации в 2016 - 2020 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция демографической политики до 2025 года).
В Концепции демографической политики до 2025 года говорится о таких целевых показателях, как увеличение на 2020 г. численности населения до 147,5 млн. человек и суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87.
В числе основных задач в Концепции демографической политики до 2025 года названо повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.
На практике ситуация обстоит иначе. В 2020 г. в Российской Федерации естественная убыль населения составила почти 700 тыс. До 2030 г. по средним прогнозам Росстата страна потеряет еще около 2,8 млн. чел.
Рождаемость в Российской Федерации напрямую зависит от доходов населения. Сегодня рождаемость падает с таким же темпом, как и после распада Советского Союза. Если бы она осталась на уровне 1990 г., то сегодня нас было бы на 11 млн. чел. больше.
В 2020 году коэффициент фертильности составил 1,5 и всего 1,4 млн. рожденных детей. Для сохранения к 2030 году хотя бы таких показателей необходимо ежегодное увеличение доходов населения на 4%. В противном случае иначе коэффициент будет стремительно снижаться и не достигнет заявленного уровня 1,87 ни к 2025, ни к 2030 году.
К факторам, напрямую влияющим на рождаемость, относятся реальные доходы населения. 80% бедных в России - это семьи с детьми. Уровень бедности в семьях с двумя детьми составляет 24%, а в семьях с тремя и более детьми - более 52%.
По данным комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, материнства и детства 69% российских семей сообщили, что не получают положенные им меры социальной поддержки, среди которых социальные выплаты, льготы и компенсации.
Многодетная семья - это не просто ячейка общества, а опора государства в дальнейшем его развитии. При этом многодетная семья - крайне уязвима. Невзгоды и горести, которые случаются в жизни каждого человека, для многодетной семьи могут в два счета обернуться катастрофой.
Для достижения указанных показателей необходимо принятие комплексных мер поддержки, которые бы стимулировали желание супругов иметь не одного, двух, а более детей, т.е. к созданию многодетной семьи. Единственный способ сохранить народ и страну - всемерная поддержка института многодетной семьи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации" потребует расходов за счет средств федерального бюджета.
В Российской Федерации 1565 тыс. многодетных семей. В них воспитывается около 5250 тыс. детей.
На ежемесячные выплаты потребуется выделить 600 млрд. рублей.
На единовременные выплаты потребуется выделить 500 млрд. рублей.
На льготы по ЖКХ потребуется выделить 30 млрд. рублей.
На приобретение автомобилей потребуется выделить 30 млрд. рублей.
На приобретение одежды потребуется ежегодно 45 млрд. рублей.
На дополнительные расходы пенсионного фонда потребуется 10 млрд. рублей.
Итого: 1215 млрд. рублей.
Учитывая, что федеральный бюджет берет на себя затраты по компенсации за коммунальные услуги многодетным семьям, у регионов высвобождается около 30 млрд. рублей на обеспечение бесплатного питания, проезда и оплаты части стоимости путевок за летний отдых.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Также потребуется принятие дополнительных актов Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, регулирующих правоотношения, предусмотренные в проекте федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.