Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минфина России от 4 июля 2019 г. N 105н "Об утверждении Методики разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования"

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2018, N 32, ст. 5113) и подпунктом 5.2.29.12 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2018, N 41, ст. 6252) приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

 

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации

А.Г. Силуанов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2019 г.

Регистрационный N 55885

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 04.07.2019 г. N 105н

 

Методика
разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Методика разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - Методика) подготовлена в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - Программа).

2. Методика определяет подходы к разработке основных положений Программы, в том числе устанавливающих порядок организации страхования и возмещения ущерба, причиненного застрахованным жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений граждан, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2019, N 22, ст. 2672) (далее - жилые помещения, Кодекс), путем выплаты страховыми организациями - участниками Программы страхового возмещения по договорам добровольного страхования жилых помещений (далее - договор страхования) и оказания помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

II. Разработка раздела Программы "Страхование расположенных на территории субъекта Российской Федерации жилых помещений граждан наряду с оказанием помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при причинении ущерба застрахованным жилым помещениям"

 

3. Целью Программы является возмещение гражданам ущерба, причиненного жилым помещениям в связи с их утратой (гибелью) или повреждением в результате чрезвычайной ситуации или утраты (гибели) и (или) повреждения в результате иных событий, с использованием механизма страхования. Страхование является неотъемлемой частью Программы и осуществляется на основании договоров страхования и правил страхования с учетом положений Программы.

4. В Программе предусматриваются следующие участники:

а) граждане - собственники жилых помещений, являющиеся страхователями по договору страхования и имеющие право на возмещение ущерба, причиненного жилому помещению, от страховщика - участника Программы, по договору страхования, наряду с помощью, оказываемой субъектом Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) страховщики, включенные в Программу;

в) субъект Российской Федерации.

5. Координацию деятельности, связанной с разработкой и реализацией Программы, осуществляет координатор Программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иной получатель бюджетных средств, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на обеспечение координации вопросов, связанных с разработкой и реализацией Программы. Информация о координаторе Программы размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При разработке Программы координатор руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе положениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2018, N 32, ст. 5113), Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7524), Методикой, а также правилами добровольного страхования жилых помещений, утвержденными страховщиками или объединением страховщиков (далее - правила страхования).

6. В целях организации разработки Программы и оценки ее эффективности координатор Программы:

а) формирует рабочую группу с привлечением в том числе представителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации, а также страховых организаций, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, изъявивших намерение участвовать в разработке и реализации Программы;

б) организует заседания рабочей группы, взаимодействует с ее участниками, формирует проект Программы и обеспечивает утверждение Программы;

в) осуществляет мониторинг эффективности Программы, в том числе в целях внесения в нее изменений с учетом правоприменительной практики.

 

III. Разработка раздела Программы "Перечень иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в Программе в качестве страхователей"

 

7. Программа предусматривает перечень лиц, которые наряду с гражданами - собственниками жилых помещений имеют право принять участие в Программе в качестве страхователей (наниматели жилых помещений, иные граждане, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении жилого помещения).

8. Права и обязанности иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в Программе в качестве страхователей, порядок возмещения ущерба, причиненного застрахованным такими лицами жилым помещениям, в том числе порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных, определяются Программой и договором страхования.

 

IV. Разработка раздела Программы "Характеристика жилищного фонда, учитываемая при оценке страхового риска и возмещении ущерба"

 

9. Программа распространяется на все расположенные на территории субъекта Российской Федерации жилые помещения в совокупности либо сгруппированные по территориям отдельных муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Действие Программы распространяется на конструктивные элементы жилых помещений, элементы отделки, инженерные коммуникации, инженерно-техническое оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов, находящееся в пределах застрахованного жилого помещения, а в жилых домах - также на инженерные системы и инженерно-техническое оборудование в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, но не далее места подключения, соединения, врезки с централизованными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) общими коммуникациями.

Действие Программы не распространяется на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в том числе в связи с признанием аварийными и подлежащими сносу, на день заключения договора страхования, а также иные жилые помещения, предусмотренные Программой.

10. Для определения в Программе перечня подлежащих страхованию рисков, минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, размера подлежащего возмещению ущерба и размеров (долей) участия в возмещении ущерба страховщика - участника Программы и субъекта Российской Федерации по иным включенным в Программу рискам, а также для оценки подлежащих страхованию рисков учитываются социально-экономические, географические особенности субъекта Российской Федерации и характеристики жилищного фонда. Для указанных целей по решению координатора Программы Программа предусматривает группирование жилых помещений, расположенных на территориях отдельных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в зависимости от одного или нескольких из следующих факторов:

а) кадастровая стоимость жилых помещений;

б) степень физического износа жилых помещений;

в) типы жилых помещений (кирпичное, крупноблочное, крупнопанельное, из монолитного бетона, облегченных блоков и другое);

г) виды жилых помещений (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната);

д) цели использования жилищного фонда, к которому относится жилое помещение, установленные в соответствии с частью 3 статьи 19 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2012, N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218);

е) этажность дома (многоэтажные или малоэтажные дома);

ж) иные обстоятельства, имеющие существенное значение.

При отсутствии группирования жилых помещений условия Программы являются едиными для всех расположенных на территории субъекта Российской Федерации жилых помещений.

 

V. Разработка раздела Программы "Перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

 

11. Программа должна предусматривать риск утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

12. Субъект Российской Федерации вправе включать в Программу иные риски (один или оба риска, одно либо несколько событий):

а) риск повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации;

б) риск утраты (гибели) и (или) повреждения жилого помещения в результате не повлекших наступление чрезвычайной ситуации событий (например, пожара, взрыва, аварий систем отопления, водопровода, канализации, пожаротушения, а также внутренних водостоков, залива, иных событий).

13. Участие страховщиков - участников Программы должно предусматриваться в отношении всех рисков, подлежащих страхованию и предусмотренных Программой, в размерах страховых сумм по этим рискам.

 

VI. Разработка раздела Программы "Порядок включения страховщиков в Программу и доведения информации о страховщиках-участниках Программы до граждан, имеющих намерение заключить договор страхования"

 

14. Включение в Программу страховщиков, изъявивших намерение участвовать в ней, осуществляется посредством внесения координатором Программы страховщиков в перечень страховщиков - участников Программы. Для включения в Программу координатору Программы предоставляются, в частности:

а) заявление страховщика о включении в перечень страховщиков - участников Программы;

б) копия лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования;

в) утвержденные правила страхования и проект договора страхования, учитывающие положения Программы;

г) копия соглашения об информационном обмене с оператором единой автоматизированной информационной системы, содержащей информацию о договорах страхования, размерах страхового возмещения, иную информацию об осуществлении страхования жилых помещений (далее - АИС Жилье), указанным в пункте 3.2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4858; 2013, N 30, ст. 4067; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 27, ст. 3946; 2016, N 26, ст. 3891; 2018, N 32, ст. 5113);

д) подписанное страховщиком предварительное соглашение об информационном обмене с информационным ресурсом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять информационное взаимодействие, если данное требование установлено Программой;

е) копия договора облигаторного перестрахования с национальной перестраховочной компанией, предусмотренной статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4296).

Перечень документов, представляемых страховщиком для включения в Программу, а также перечень оснований для отказа координатора Программы включить страховщика в Программу устанавливаются в Программе и являются исчерпывающими.

15. Включение страховщиков в Программу осуществляется координатором Программы по результатам рассмотрения представленных документов и является основанием для осуществления страховой деятельности в рамках Программы. В Программе устанавливаются требования о заключении страховщиком с координатором Программы соглашения (договора), устанавливающего в том числе права и обязанности страховщика - участника Программы в рамках реализации Программы, ответственность за нарушение условий Программы, распределение подлежащих страхованию в рамках Программы жилых помещений, обязанность страховщика - участника Программы по представлению информации координатору Программы для анализа деятельности страховщика - участника Программы на территории субъекта Российской Федерации, в том числе по полученным страховым премиям, по возврату страхователям излишне уплаченных средств.

Началом действия Программы является включение в Программу как минимум одного страховщика - участника Программы.

16. Порядок и сроки направления страховщиком документов, представляемых для включения в Программу, порядок, критерии и сроки их проверки координатором Программы, порядок принятия решения о включении страховщиков в Программу, порядок ведения перечня страховщиков - участников Программы, состав информации, в нем содержащейся, устанавливаются координатором Программы.

17. Основаниями для исключения страховщика - участника Программы из Программы являются:

а) ограничение, приостановление, отзыв лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования;

б) заявление страховщика - участника Программы об исключении из перечня страховщиков - участников Программы;

в) нарушение страховщиками - участниками Программы условий Программы, принципа доступности страхования, в том числе необоснованный отказ страховщика - участника Программы от заключения договора страхования жилых помещений, которые подлежат страхованию в рамках Программы;

г) неоднократное в течение месяца нарушение страховщиком - участником Программы условий заключенного с координатором Программы соглашения (договора).

В Программе устанавливается исчерпывающий перечень оснований для исключения страховщика - участника Программы из Программы.

18. Программой предусматривается, что в случае исключения страховщика - участника Программы из Программы обязательства, принятые им по договорам страхования за период участия в Программе, должны исполняться страховщиком надлежащим образом самостоятельно либо посредством передачи страхового портфеля другому страховщику - участнику Программы (страховщикам - участникам Программы), в соответствии со статьей 26.1 Закона от 27 октября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4067; 2016, N 26, ст. 3891; 2018, N 18, ст. 2557; N 31, ст. 4840).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "27 ноября 1992 г."

19. При участии в Программе двух и более страховщиков - участников Программы Программа предусматривает порядок распределения между ними подлежащих страхованию жилых помещений. При этом допускается:

а) распределение координатором Программы случайным образом между страховщиками - участниками Программы подлежащих страхованию в рамках Программы жилых помещений, в том числе исходя из группировки жилых помещений по территориям отдельных муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

б) использование страховщиками - участниками Программы механизма сострахования;

в) объединение страховщиков - участников Программы в страховой пул;

г) применение единого страхового тарифа для всей совокупности жилых помещений при отсутствии их группировки либо для всех жилых помещений, входящих в каждую группу.

Итоговое распределение жилых помещений за страховщиками - участниками Программы отражается в перечне страховщиков - участников Программы. Программа должна предусматривать необходимость перераспределения жилых помещений между страховщиками - участниками Программы ежегодно, а также в связи с изменением состава страховщиков - участников Программы (выходом страховщика - участника Программы из Программы или включением в Программу нового страховщика - участника Программы).

При использовании механизма сострахования или объединении страховщиков - участников Программы в страховой пул, Программа предусматривает единство подходов к условиям страхования, разделение между ними ответственности и солидарность в ее обеспечении.

20. В целях доведения информации о страховщиках - участниках Программы, в том числе их наименований, адресов места нахождения, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступных способов обратной связи, графика работы, способов принятия обращений страхователей (выгодоприобретателей) и ответов на них, Программа предусматривает организацию информирования граждан.

 

VII. Разработка раздела Программы "Срок действия договора страхования, заключенного в рамках Программы"

 

21. Срок действия договора страхования, заключенного в рамках Программы, не может составлять менее одного года.

22. Программой устанавливается упрощенный порядок перезаключения договора страхования по окончании срока его действия без изменения условий договора страхования на тот же срок.

 

VIII. Разработка раздела Программы "Порядок заключения договора страхования жилого помещения, направления страховщиком оферты и ее акцепта страхователем, предоставления страхователю подписанного страховщиком договора страхования, а также порядок и способы уплаты страховой премии"

 

23. Программой предусматривается право страхователя самостоятельно выбрать любого страховщика - участника Программы для заключения договора страхования.

24. При определении порядка заключения договора страхования в Программе не должны ограничиваться способы заключения договора страхования. Договор страхования может быть составлен в том числе в виде электронного документа посредством электронного взаимодействия сторон с использованием официального сайта страховщика - участника Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

25. Предложение страховщика - участника Программы о заключении договора страхования (оферта) должно содержать:

а) максимальный размер ущерба, подлежащего возмещению в рамках Программы;

б) перечень рисков и событий, подлежащих страхованию;

в) размер страховой суммы по рискам, группе рисков, в том числе минимальный объем обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, размеры (доли) участия страховщика - участника Программы в возмещении ущерба;

г) размер страховой премии, возможности ее уплаты в рассрочку, способы, порядок, сроки ее уплаты, последствия неуплаты в срок;

д) срок действия договора страхования.

В случае заключения договоров страхования путем акцепта оферты, полученной по адресу места нахождения жилого помещения, предусматривается, что договор страхования считается заключенным, а страхователь становится участником Программы после уплаты страховой премии либо первого страхового взноса с даты, указанной в договоре страхования.

26. В целях выявления влияния характеристик жилищного фонда на условия договора страхования в Программе предусматриваются положения о заключении договоров страхования с проведением осмотра домов и расположенных в них жилых помещений. Договоры страхования могут заключаться без проведения осмотра на основании сведений о жилых помещениях, адресах их места нахождения, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из Единого государственного реестра недвижимости либо из заявлений о заключении договоров страхования.

27. Независимо от способа заключения договора страхования Программа должна предусматривать предоставление страховщиком - участником Программы страхователю подписанного договора страхования (страхового полиса) бесплатно по требованию страхователя в день обращения страхователя к страховщику - участнику Программы, в том числе в виде электронной копии договора страхования, изготовленного на бумажном носителе.

28. Программа не должна содержать положений об ограничении порядка и сроков уплаты страхователем страховой премии по договору страхования (единовременно за весь срок договора страхования либо в рассрочку: ежегодно, ежеквартально или ежемесячно). Программа предусматривает положения об обязанности страховщика - участника Программы направлять уведомления (напоминания) страхователю о необходимости уплаты страховой премии (внесения очередного страхового взноса) по договору страхования в целях продолжения участия в Программе, а также должна содержать возможные способы направления таких уведомлений (напоминаний).

29. С учетом транспортной инфраструктуры, удаленности и труднодоступности отдельных территорий, плотности населения, видов жилых помещений Программа определяет доступные способы заключения договора страхования для таких территорий, а также предусматривает наиболее доступные для граждан способы уплаты страховой премии.

Для жилых помещений в многоквартирных домах Программа может предусматривать способ уплаты страховой премии (страхового взноса) одновременно с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, для жилых домов - одновременно с платой за воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, твердое топливо, вывоз твердых коммунальных отходов. В случае обеспечения возможности уплаты страховой премии (страховых взносов) указанными способами в платежном документе отдельной строкой устанавливается величина платы с указанием на добровольность заключения договора страхования для страхователей и внесения платы по нему. В Программе должны содержаться положения, предусматривающие возможность оплаты платежного документа как с учетом добровольного страхования, так и без него.

В Программе устанавливается обязанность страховщика - участника Программы по отслеживанию и учету страховых премий, поступающих по договору страхования, и по возврату страхователю излишне уплаченных средств.

Взаимодействие страховщиков - участников Программы и организаций, являющихся поставщиками коммунальных и иных услуг, а также принимающих оплату от граждан в субъекте Российской Федерации за содержание жилых помещений, коммунальные услуги, воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, твердое топливо, вывоз твердых коммунальных отходов, по перечислению указанными организациями страховых премий, полученных от страхователей, на расчетный счет страховщика - участника Программы, осуществляется на основании договоров. В Программе указывается предельный размер оплаты за услуги по указанным договорам в процентах от суммы полученных страховщиком - участником Программы страховых премий (страховых взносов), при условии наличия экономического обоснования установления конкретного предельного размера. Программа предусматривает мероприятия, направленные на оказание координатором Программы содействия страховщикам - участникам Программы и организациям указанным в настоящем абзаце, в организации взаимодействия между ними.

30. Координатор Программы оценивает указываемые в правилах страхования последствия неуплаты страховой премии (страховых взносов) в срок (отказ в выплате страхового возмещения страховщиком - участником Программы, зачет суммы просроченной страховой премии (страховых взносов) при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения, досрочное прекращение договора страхования) с тем, чтобы при разработке Программы минимизировать риски, связанные с наступлением страхового случая в период, который не был оплачен страховой премией (страховыми взносами), и обеспечивать возмещение ущерба в соответствии с условиями Программы с соблюдением установленных Программой размеров (долей) участия страховщика - участника Программы и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям.

 

IX. Разработка раздела Программы "Размеры страховых сумм по риску, группе рисков"

 

31. Порядок расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках Программы и включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 433 "Об определении страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и Правил расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1941) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 433).

Максимальный размер подлежащего возмещению ущерба устанавливается в отношении каждого подлежащего страхованию жилого помещения и сведения о нем предоставляются страховщиком - участником Программы страхователю вместе с договором страхования.

32. В Программе устанавливается минимальный объем обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 433 одним из следующих способов:

а) установление единого размера минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в отношении всех типов и видов жилых помещений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

б) установление размера минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации для жилых помещений, сгруппированных по территориям отдельных муниципальных образований субъекта Российской Федерации в зависимости от факторов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 433.

Размер страховой суммы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, указываемый в каждом договоре страхования, должен соответствовать размеру минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренному Программой, является неизменным в период срока действия договора страхования и подлежит выплате страховщиком - участником Программы в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

33. В случае включения в Программу рисков утраты (гибели) жилого помещения в результате событий иных, чем чрезвычайная ситуация, и (или) повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и (или) в результате иных событий, предусмотренных Программой, в Программе устанавливается размер (доля) участия страховщика - участника Программы в возмещении ущерба и размер (доля) участия субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации, и (или) иных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.

Критериями установления размеров (долей) участия субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба являются финансовые возможности субъекта Российской Федерации по участию в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям, сверх размера (доли) участия страховщика - участника Программы до максимального размера подлежащего возмещению ущерба, а также частота наступления соответствующих рисков и событий, совокупный размер ущерба при их наступлении.

Размеры (доли) участия страховщика - участника Программы и субъекта Российской Федерации в возмещении ущерба по включенным в Программу риску повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и (или) риску утраты (гибели) или повреждения жилого помещения в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация, устанавливаются в Программе путем выбора конкретного значения в диапазоне из следующих предельных величин:

а) доля участия страховщика - участника Программы от 30% до 95% максимального размера ущерба, подлежащего возмещению;

б) доля участия субъекта Российской Федерации от 5% до 70% максимального размера ущерба, подлежащего возмещению.

34. Участие страховщика - участника Программы в возмещении ущерба ограничивается размером страховой суммы, равной размеру минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, а в случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и (или) утраты (гибели) или повреждения жилого помещения в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация, - размером страховой суммы, равной произведению размера (доли) участия страховщика - участника Программы в возмещении ущерба по соответствующему риску и максимального размера подлежащего возмещению ущерба.

35. В случае включения в Программу рисков утраты (гибели) жилого помещения в результате событий иных, чем чрезвычайная ситуация, и (или) повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и (или) в результате иных событий, предусмотренных Программой, Программа предусматривает установление страховой суммы в случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и (или) утраты (гибели) или повреждения жилого помещения в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация, исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, на дату заключения договора страхования, а также размера (доли) участия страховщика - участника Программы в возмещении ущерба по соответствующему риску.

В Программе предусматривается индексация размера страховой суммы с учетом изменения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации на дату принятия нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, на основании подпункта 5.2.38 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2019, N 22, ст. 2833).

 

X. Разработка раздела Программы "Порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения"

 

36. В Программе указываются способы возмещения ущерба, причиненного застрахованному в рамках Программы жилому помещению:

а) в случае его утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации собственнику жилого помещения:

в денежной форме в максимальном размере подлежащего возмещению ущерба из двух источников: страховщиком - участником Программы путем выплаты страхового возмещения в размере минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и субъектом Российской Федерации сверх минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации до максимального размера подлежащего возмещению ущерба;

путем предоставления в собственность жилого помещения взамен утраченного (при наличии у субъекта Российской Федерации возможности предоставления такого жилого помещения) при условии уступки собственником субъекту Российской Федерации права требования к страховщику - участнику Программы страхового возмещения в размере минимального объема обязательств страховщика - участника Программы по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. Рыночная стоимость предоставляемого собственнику жилого помещения взамен утраченного не может быть меньше размера страхового возмещения, право требования которого уступается собственником субъекту Российской Федерации. В случае если рыночная стоимость предоставляемого собственнику жилого помещения меньше максимального размера подлежащего возмещению ущерба, собственнику выплачивается разница между максимальным размером подлежащего возмещению ущерба и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения;

б) в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация, предусмотренных Программой, собственнику жилого помещения:

в денежной форме в максимальном размере подлежащего возмещению ущерба из двух источников: страховщиком - участником Программы путем выплаты страхового возмещения исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация, и субъектом Российской Федерации исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате иных событий, чем чрезвычайная ситуация;

путем предоставления в собственность жилого помещения взамен утраченного (при наличии у субъекта Российской Федерации возможности предоставления такого жилого помещения) при условии уступки собственником субъекту Российской Федерации права требования к страховщику - участнику Программы страхового возмещения в размере страховой суммы по данному риску. Рыночная стоимость предоставляемого собственнику жилого помещения взамен утраченного не может быть меньше размера страхового возмещения, право требования которого уступается собственником субъекту Российской Федерации. В случае если рыночная стоимость предоставляемого собственнику жилого помещения меньше максимального размера подлежащего возмещению ущерба, собственнику выплачивается разница между максимальным размером подлежащего возмещению ущерба и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения;

в) в случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе, собственнику жилого помещения либо иным лицам - участникам Программы, имеющим интерес в сохранении имущества либо при подтверждении собственником их полномочий на получение страхового возмещения, в денежной форме в размере произведения максимального размера подлежащего возмещению ущерба и степени повреждения жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2018, N 32, ст. 5113).

В Программе устанавливаются следующие источники выплаты возмещения в указанном случае: страховщиком - участником Программы путем выплаты страхового возмещения исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба в случае повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе, и субъектом Российской Федерации исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба в случае повреждения жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации или наступления иных событий, указанных в Программе. Указанные размеры (доли) участия страховщика - участника Программы и субъекта Российской Федерации умножаются на размер подлежащего возмещению ущерба.

37. Способ возмещения ущерба посредством выплаты денежных средств или предоставления жилого помещения взамен утраченного определяется субъектом Российской Федерации с учетом его возможностей в предоставлении жилых помещений, предпочтений собственников жилых помещений в получении жилого помещения взамен утраченного (погибшего) жилого помещения, выраженного в заявлении на получение помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае предоставления жилого помещения взамен утраченного страховщик - участник Программы должен быть письменно поставлен в известность координатором Программы о выбранном способе возмещения ущерба для согласования с координатором Программы сроков, реквизитов и способа перечисления страхового возмещения. Программой устанавливаются в том числе допустимые отклонения площадей и рыночной стоимости утраченного (погибшего) жилого помещения и предоставленного взамен, не предусматривающие необходимость каких-либо взаиморасчетов в денежной форме гражданина - собственника и субъекта Российской Федерации.

38. Программа устанавливает порядок информационного взаимодействия страховщика - участника Программы и координатора Программы при выборе способа возмещения ущерба, в частности, с использованием АИС Жилье.

39. Для возмещения ущерба гражданам - участникам Программы, имеющим право на возмещение ущерба, в Программе устанавливается порядок и сроки обращения заявителей с требованием о выплате страхового возмещения к страховщику - участнику Программы, с которым заключен договор страхования (далее - заявление на страховое возмещение), а также к координатору Программы с заявлением на получение помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

40. В Программе устанавливаются перечень документов, необходимых для принятия решения об оказании помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и о страховом возмещении, порядок и сроки предоставления таких документов. В Программе предусматривается указание заявителем известных ему сведений, которые содержатся в данных документах, в заявлениях на страховое возмещение и на получение помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае, если предусмотренные Программой документы для получения возмещения не смогут быть предоставлены заявителем в связи с последствиями страхового события. При этом в Программе предусматривается, что страховщик - участник Программы и координатор Программы принимают все доступные меры по получению необходимых сведений и сбору документов, подтверждающих введение чрезвычайной ситуации или наличие квалифицирующих ее признаков посредством информационного взаимодействия в рамках АИС Жилье, получения имеющихся в распоряжении участников информационного взаимодействия выписок и копий документов.

41. В Программе предусматривается возможность заключения между страховщиком - участником Программы и координатором Программы соглашения о приеме комплекта документов о возмещении ущерба по принципу "Одного окна", регламентирующего порядок их приема, проверку комплектности, сроки проверки и передачи документов или их копий страховщику - участнику Программы и (или) координатору Программы.

42. На случай введения режима чрезвычайной ситуации в Программе предусматривается порядок организации взаимодействия между страховщиками - участниками Программы и координатором Программы для приема и проверки комплектности документов, необходимых для возмещения ущерба по Программе, в том числе организация отличных от офисов страховщика - участника Программы, представителей страховщика - участника Программы и координатора Программы пунктов приема документов (в частности, многофункциональные центры предоставления государственных или муниципальных услуг, подразделения органов социальной защиты населения в субъекте Российской Федерации), доведение до лиц, уполномоченных осуществлять прием и проверку документов, форм заявлений и перечень прилагаемых к ним документов.

43. В целях оперативного принятия решения о возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям, в Программе устанавливаются сроки рассмотрения страховщиком - участником Программы и координатором Программы поданных заявителем или предоставленных по их запросу документов или их копий. Срок рассмотрения документов, в том числе принятие решения об осуществлении страхового возмещения и об оказании помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также их осуществление, не может составлять более 20 рабочих дней, со дня представления всех надлежаще оформленных документов.

Программой предусматривается обязанность страховщика - участника Программы сообщать координатору Программы дату выплаты страхового возмещения и его размер, дату отказа в страховой выплате и его причины, а также по запросу координатора Программы предоставлять информацию о ходе рассмотрения документов, необходимых для возмещения ущерба.

Решение об оказании помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе о ее размере, Программой предписывается принимать координатору Программы во взаимодействии со страховщиком - участником Программы с учетом информации о размере начисленной или произведенной выплаты страхового возмещения.

44. Предоставление жилого помещения взамен утраченного осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации с учетом соблюдения прав граждан, лишившихся (утративших) жилое помещение. В случае отсутствия возможности удовлетворения предпочтения собственника о получении жилого помещения взамен утраченного Программой предусматривается возмещение ущерба в денежной форме. Для случаев изыскания возможности предоставления жилого помещения в собственность взамен утраченного и согласия заявителя на получение указанного жилого помещения в качестве возмещения причиненного ущерба в Программе предусматривается:

а) порядок разрешения вопросов, связанных с соотнесением общей площади и рыночной стоимости жилого помещения, предоставленного взамен утраченного, с общей площадью и рыночной стоимостью утраченного жилого помещения, с взаиморасчетами в связи со значительной разницей, по соглашению координатора Программы с гражданином - собственником;

б) уведомление координатором Программы о принятом решении граждан и страховщика - участника Программы, а также предоставление гражданами координатору Программы письменного заявления об уступке права требования, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

45. Программой предусматривается, что при получении страховщиком - участником Программы от координатора Программы письменного уведомления об уступке права требования выплата страхового возмещения субъекту Российской Федерации осуществляется на указанный им счет в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого уведомления. В Программе предусматривается ответственность страховщика - участника Программы за нарушение сроков исполнения предусмотренных настоящим абзацем обязательств.

 

XI. Разработка раздела Программы "Основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в Программе"

 

46. С учетом законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации при определении соответствующего объема средств в бюджете субъекта Российской Федерации Программой устанавливаются:

а) категории граждан, участвующих в Программе, которым предоставляется поддержка;

б) формы поддержки, в частности, компенсация части страховой премии по заключенным договорам страхования;

в) порядок предоставления государственной поддержки отдельным категориям граждан, документы, необходимые для ее предоставления.

 

XII. Разработка раздела Программы "Иные положения в области организации и реализации мер по возмещению ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан"

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

49. Для целей информационного взаимодействия с АИС Жилье и обмена информацией с участниками информационного взаимодействия в Программе указываются положения, предусмотренные в соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4858; 2013, N 30, ст. 4067; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 27, ст. 3946; 2016, N 26, ст. 3891; 2018, N 32, ст. 5113).

 


Приказ Минфина России от 4 июля 2019 г. N 105н "Об утверждении Методики разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2019 г.

Регистрационный N 55885


Настоящий приказ вступает в силу с 23 сентября 2019 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 сентября 2019 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минфина России от 19 апреля 2021 г. N 63н

Изменения вступают в силу с 27 июля 2021 г.