Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в название настоящего решения внесены изменения
Решение Томской городской Думы от 28 сентября 2000 г. N 244
"Об утверждении Положения о порядке взыскания в бюджет
города Томска выделенных средств, использованных не по
целевому назначению"
25 марта 2003 г.
Решением Томской городской Думы от 23 декабря 2003 г. N 539 настоящее решение признано утратившим силу
В целях повышения эффективности финансового контроля, определения и применения ответственности за нецелевое использование средств в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации,
Томская городская Дума решила:
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 1 настоящего решения внесены изменения
1. Утвердить Положение о порядке взыскания в бюджет города Томска выделенных средств, использованных не по целевому назначению, согласно приложению .
2. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Томский вестник".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на бюджетноналоговый и контрольно-правовой комитеты Томской городской Думы.
Мэр города Томска |
А.С. Макаров |
Приложение
к решению Томской
городской Думы
от 28 сентября 2000 г. N 244
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в название настоящего Положения внесены изменения
Положение
о порядке взыскания в бюджет
города Томска выделенных средств,
использованных не по целевому назначению
25 марта 2003 г.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе", Положением о финансовом контроле за целевым использованием средств городского бюджета, городских внебюджетных фондов, утвержденным решением Томской городской Думы от 02.06.1998 г. N 73, письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 17.07.1996 г. N ПВ-611/487 "Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование" и определяет содержание понятия "нецелевое использование средств", виды ответственности за нецелевое использование средств и порядок их взыскания.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер письма Госналогслужбы Российской Федерации от 17.07.1996 г. "Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование" следует читать как "ПВ-6-11/487"
1. Общие положения
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 1.1 настоящего Положения внесены изменения
1.1. Настоящее Положение распространяется на средства, выделенные из бюджета города Томска.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 1.2 настоящего Положения внесены изменения
1.2. Выделение средств из бюджета производится во исполнение решения Томской городской Думы о бюджете на соответствующий год и за счет дополнительных источников бюджета - на основании постановлений и распоряжений мэра г. Томска, в которых указывается их целевой характер. При кредитовании и передаче средств в управление организациям их целевое назначение отражается в договорах, заключаемых сторонами.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 пункт 1.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
1.3. Финансовый контроль за целевым использованием выделенных средств из бюджета города Томска осуществляется Департаментом финансов Администрации г. Томска, Счетной палатой Томской городской Думы независимо от формы собственности получателя этих средств, прямыми получателями (распорядителями) бюджетных средств - за использованием бюджетных средств получателями (подведомственными получателями) бюджетных средств, а также органами государственного финансового контроля в пределах их компетенции.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 1.4 настоящего Положения внесены изменения
1.4. Право принятия решений о восстановлении средств, выделенных из бюджета города Томска, используемых учреждениями и организациями не по целевому назначению, об ответственности правонарушителей за нецелевое использование средств, о выдаче обязательных для исполнения представлений о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке используемых не по целевому назначению средств с наложением штрафа, о иной финансово-правовой ответственности принадлежит департаменту финансов администрации г. Томска в соответствии с предоставленными ему полномочиями, настоящим Положением и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также прямым получателям (распорядителям) бюджетных средств - в отношении подведомственных получателей средств.
1.5. Нецелевое использование организациями средств, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование, непредставление в установленный срок отчетов об использовании средств, предоставленных на возвратной и безвозвратной основе, служат основанием для применения мер финансово-правовой ответственности, включая прекращение любых форм финансовой помощи.
1.6. Средства, использованные не по целевому назначению, возврат предоставленных предприятиям и организациям средств, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в бюджет.
1.7. При нецелевом использовании средств бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований за квартал, не вправе самостоятельно уточнять смету доходов и расходов, претендовать на компенсацию в размере недофинансирования.
2. Определение нецелевого использования средств
2.1. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под нецелевым использованием средств следует понимать направление и использование их на цели, не соответствующие условиям их получения, однозначно определенным утвержденным бюджетом, росписью расходов бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2. Если при выделении средств из бюджета формулируется две (промежуточная и конечная) или несколько целей, то для признания использования средств целевым необходимо выполнение каждой из них. Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств считается нецелевым.
2.3. Под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств следует считать и такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, заключенных договорах или решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых средств.
2.4. При финансировании, кредитовании и передаче средств в управление организациям общими видами нецелевого использования средств, сопровождающегося неправомерными действиями, являются:
а) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, по подложным документам, при неоформлении первичных документов;
б) расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование горюче-смазочных материалов, медикаментов, продуктов питания и т.п.). Суммой нецелевого использования в данном случае считается сумма перерасхода;
в) недостача материальных ценностей или их убыль при хранении сверх существующих норм, приобретенных за счет выделенных средств;
г) завышение бюджетных назначений по статьям сметы расходов вследствие счетных ошибок и несоблюдения нормативов, утвержденных министерствами Российской Федерации, Томской городской Думой, мэром г. Томска;
д) установление штатной численности сверх утвержденных министерствами Российской Федерации, Томской городской Думой, мэром г. Томска нормативов, завышение должностных окладов и других выплат стимулирующего характера, фактически произведенные выплаты, не предусмотренные трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
е) направление средств на банковские депозиты, приобретение валюты, ценных бумаг, иного имущества, не связанного с основной деятельностью учреждения, организации, с целью их последующей продажи, извлечения прибыли;
ж) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
з) несвоевременный или не в полном объеме возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также несвоевременное, не в полном объеме внесение платы за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе;
и) завышение (занижение) цен в процессе осуществления муниципальных закупок;
к) завышение объемов выполненных работ, расценок;
л) выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией;
м) направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы;
н) просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг;
о) заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете доходов и расходов), ведущие к потере бюджетных средств.
2.5. В соответствии со ст.70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
· оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
· трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
· командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
· оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
2.6. В учреждениях, организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета города Томска, нецелевым использованием считается:
а) расходование средств на цели, не предусмотренные ст.70 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) расходование средств при отсутствии утвержденной сметы доходов и расходов;
в) использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов;
г) расходование средств не в соответствии с кодами экономической классификации, т.е. расходование по одному коду экономической классификации за счет другого, или расходование по коду, не предусмотренному в смете доходов и расходов. В учреждениях и организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направление или изменение расходования выделяемых средств в пределах утвержденной сметы и финансирования по кодам экономической классификации, данные действия должны быть обоснованными, надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя учреждения, организации, согласованы с вышестоящим распорядителем бюджетных ассигнований. Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеет право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
3. Ответственность за нецелевое использование средств
Согласно решению Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 3.1 настоящего Положения внесены изменения
3.1. Использованные не по целевому назначению средства подлежат перечислению в бюджет учреждениями, организациями в добровольном порядке в установленный в акте или предписании срок. Доходы, полученные организацией от использования средств не по целевому назначению, подлежат зачислению в доход городского бюджета в добровольном порядке в течение одного месяца после выявления указанных нарушений или в судебном порядке. Восстановление в добровольном порядке использованных не по назначению средств не освобождает правонарушителя от иной ответственности. В случае неисполнения предписания применяются меры принуждения.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в пункт 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2. Нецелевое использование средств, выделенных из бюджета города Томска является основанием для применения мер принуждения (финансово-правовой ответственности).
3.3. Предприятия, учреждения, организации за нецелевое использование средств могут нести ответственность в виде применения различных видов финансовых санкций:
а) взыскание в бесспорном порядке:
· невосстановленной суммы нецелевого использования;
· суммы невозвращенных в установленный срок средств, неуплаченных процентов за пользование средствами, а также пени за несвоевременный возврат средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
· размещенных бюджетных средств на банковских депозитах либо переданных в доверительное управление.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 в абзац 3 подпункта а) пункта 3.3 настоящего Положения внесены изменения
Если на момент проверки сумма нецелевого использования восстановлена (возвращена), то департамент финансов администрации г. Томска вправе принять решение только о взыскании штрафа за весь период нецелевого использования, не взыскивая с нарушителя сумму нецелевого использования, которая должна быть израсходована по назначению. Аналогично, если будут установлены факты нецелевого использования выделенных кредитов после их возврата, то применяется только штраф. Суммы нецелевого использования как за текущий год, так и за истекший год подлежат зачислению в доход бюджета.
Бесспорное списание средств со счетов получателей средств осуществляется налоговыми органами в 3-дневный срок по представлениям департамента финансов администрации г. Томска в первоочередном порядке.
При нецелевом использовании средств хозрасчетными предприятиями и организациями всех форм собственности, а также учреждениями и организациями, состоящими на бюджетном финансировании, обращение взыскания средств осуществляется инкассовыми поручениями налоговых органов со счетов по учету средств предприятий и организаций, а также со счетов по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций в 3-дневный срок по представлению департамента финансов администрации г. Томска. По бюджетным учреждениям и организациям, не имеющим внебюджетных источников финансирования, допустившим нецелевое использование средств, бесспорное взыскание средств не производится, принимается решение об изменении финансирования.
При недостаточности средств на счете прямого получателя средств решение о бесспорном списании средств исполняется в соответствии с частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом указанное решение относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
При недостаточности средств на счетах бюджетного учреждения, подведомственного прямому получателю бюджетных средств, списание средств со счетов бюджетного учреждения без их распоряжения осуществляется со счетов ведомственного распорядителя (прямого получателя) бюджетных средств . Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором принято решение о взыскании средств, остаток средств, не списанных со счетов распорядителя (прямого получателя) бюджетных средств, списывается в следующем финансовом году.
Решением Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354 последний абзац подпункта а) пункта 3.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
Решение о бесспорном списании средств со счетов получателей средств принимается на основании акта проверки получателя средств, представления Счетной палаты Томской городской Думы о применении мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, а также на основании заключения должностного лица Департамента финансов Администрации г. Томска, прямого получателя (распорядителя) бюджетных средств - в отношении подведомственных получателей средств, организации-кредитора об истечении срока возврата средств или процентов (платы) за пользование этими средствами в случае их невозврата (неуплаты процентов) заемщиками в установленный срок.
б) наложение штрафа на юридических лиц. Штраф налагается в размере, принятым решением Томской городской Думы о бюджете на соответствующий финансовый год, действующим в течение срока использования средств не по целевому назначению и применим как к случаям использования не по целевому назначению средств, выделенных на возвратной основе (при кредитовании и передаче средств в управление), так и на безвозвратной основе (при финансировании).
При использовании товарного кредита, когда заемщик получает не деньги, а имущество в натуре (например, горюче-смазочные материалы), его использование не по назначению влечет наложение штрафа и взыскание суммы нецелевого использования в денежной форме.
К не хозрасчетным организациям штраф применим при условии, что финансируемые из городского бюджета организации имеют внебюджетные источники поступления денежных средств и его наложение не повлечет прекращения или приостановления ее деятельности.
Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств как за текущий год, так и за истекший год подлежат зачислению в доход бюджета г. Томска.
Принятые департаментом финансов администрации г. Томска, прямыми получателями (распорядителями) бюджетных средств - в отношении подведомственных получателей средств, организациями - кредиторами решения о наложении штрафа реализуются посредством предъявления этими организациями иска в арбитражный суд. На основании решения суда налоговыми органами в 3-дневный срок осуществляется взыскание сумм штрафа с правонарушителей в доход бюджета г. Томска;
в) блокировка (сокращение) расходов. Блокировка расходов - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями. Блокировка расходов осуществляется при выявлении органом, исполняющим бюджет, и другими уполномоченными органами финансового контроля фактов нецелевого использования средств, а также нарушения порядка осуществления муниципальных закупок.
Блокировке могут быть подвергнуты:
· расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования;
· расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными решением о бюджете. Блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано условиями, определенными решением о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования средств.
По бюджетным учреждениям и организациям, не имеющим внебюджетных источников финансирования, допустившим нецелевое использование средств, принимается решение об изменении финансирования прямых получателей бюджетных средств и подведомственных им организаций на сумму нецелевого использования средств как за текущий год, так и за истекший год.
Возмещение средств по защищенным статьям бюджета, израсходованных бюджетополучателями незаконно или не по целевому назначению, в счет текущего финансирования производится с учетом образовавшейся в ходе исполнения бюджета экономии по отдельным статьям бюджетной классификации по смете доходов и расходов учреждения, организации, других обстоятельств, не влекущих прекращения или приостановления основной деятельности учреждения, организации.
При сокращении финансирования бюджетные ассигнования корректируются в сторону уменьшения. Уведомления об изменении бюджетных ассигнований доводятся департаментом финансов администрации г. Томска до распорядителей, получателей бюджетных средств в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.
Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя департамента финансов администрации г. Томска на любом этапе исполнения бюджета.
Руководитель департамента финансов администрации г. Томска отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов;
г) приостановление финансирования, прекращение любых форм финансовой помощи - в случае незаконного использования средств (частного вида нецелевого использования), непредставления в установленный срок отчетов об использовании средств, предоставленных на возвратной и безвозвратной основе.
При приостановлении финансирования оно временно прекращается, хотя бюджетно-правовая обязанность его осуществления в полном объеме остается. Не может подлежать приостановлению финансирование защищенных статей городского бюджета, определенных бюджетом города на соответствующий год;
д) административная и уголовная ответственность физических лиц. Наложение штрафов на руководителей получателей средств за нецелевое использование средств осуществляется в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; при наличии состава преступления применимы уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Аналогичная ответственность предусмотрена за невозврат либо несвоевременный возврат средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, за неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе, за умышленное завышение (занижение) цен в процессе осуществления муниципальных закупок, за размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо за передачу их в доверительное управление.
Подготовка материалов для привлечения руководителей к административной, уголовной ответственности осуществляется организацией, установившей нецелевое использование средств.
3.4. За нецелевое использование средств руководители (должностные лица) получателей средств привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после вступления в силу решения Томской городской Думы о его утверждении.
Мэр города Томска |
А.С. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Томской городской Думы от 28 сентября 2000 г. N 244 "Об утверждении Положения о порядке взыскания в бюджет города Томска выделенных средств, использованных не по целевому назначению"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Томской городской Думы от 23 декабря 2003 г. N 539 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 354