Дата оглашения решения: 05 июля 2022 года город Иваново
Дата изготовления решения: 05 июля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: <_>,
ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН": <_>,
в отсутствие представителей ООО "Пищевик" (далее - Заявитель, Общество) (указанное лицо уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "Пищевик" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.06.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Пищевик" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857).
В своей жалобе Заявитель указывает, что Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области незаконно принял решение об отклонении заявки ООО "Пищевик" (идентификационный номер заявки 162). При изучении извещения о закупке, сформированного с использованием единой информационной системы, и документов, прикрепленных к данному извещению, Обществом было выявлено расхождение информации в части описания объекта закупки.
Так, в описании объекта закупки по позиции "Кисель сухой" приведена дополнительная характеристика: упаковка, не указанная в Каталоге товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), и отсутствующая в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы. В обосновании необходимости включения данной характеристики в описание объекта закупки Заказчиком было указано: объем упаковки обусловлен необходимостью соблюдения требований к безопасности организации общественного питания и предотвращения возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений (СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования). Однако указанный СанПиН прекратил свое действие 01.1.2021. Таким образом, обоснование упаковки киселя не соответствует требованиям закона.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N60 от 27.01.2022 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" если информация, содержащаяся в электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Ввиду расхождения информации, указанной в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, и документах, прикрепленных к данному извещению, Обществом были предложены характеристики товаров согласно КТРУ, а также предложена упаковка киселя в 1 кг.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Дата окончания срока подачи заявок - 22.06.2022. Жалоба подана Заявителем в Ивановское УФАС России - 28.06.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Таким образом, в силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя относительно положений извещения об осуществлении закупки не подлежат рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.
ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН", Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в своих возражениях на жалобу, а также их представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что нарушений в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области не имеется. В заявке Общества по позиции "Кисель сухой" показатель: 1 кг характеристики: упаковка, не соответствует требованию Заказчика - упаковка 500 гр., установленному в описании объекта закупки. В связи с чем, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области правомерно отклонил заявку ООО "Пищевик".
Рассмотрев представленные ООО "Пищевик", ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН", Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, АО "Сбербанк-АСТ" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
07.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0133200001722001857 о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 524 665 руб. 38 коп.;
- дата и время окончания срока подачи заявок - 22.06.2022 08:00;
- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.06.2022;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.06.2022;
- на основании протокола подачи ценовых предложений от 22.06.2022 NЦПА1 минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки:
Дата и время подачи ценового предложения / заявки |
Минимальное / максимальное ценовое предложение, р |
Идентификационный номер участника |
Порядковый номер заявки |
22.06.2022 10:29 (МСК) |
353 077,98 |
162 |
1 |
22.06.2022 10:28 (МСК) |
357 657,16 |
243 |
2 |
- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N0133200001722001857) от 24.06.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 243 была признана соответствующей извещению об осуществлении закупки, заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 162 была отклонена в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе) участником в заявке по позиции 3 "Кисель сухой" указано "упаковка, гр. - 1000", что не соответствует требованиям позиции 3 "Кисель сухой" "Описания объекта закупки. Спецификация" - "упаковка, гр. - 500".
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
При этом согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с приложением "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" извещения о закупке всю информацию, включенную Заказчиком в раздел "Спецификация" описания объекта закупки в столбце "характеристики" следует считать показателями товара (материала). Эта информация должна быть указана участниками закупки в своих заявках в полном объеме в полном соответствии с описанием объекта закупки. Должна быть представлена информация обо всех показателях товара (материала), установленных в разделе "Спецификация" (конкретные показатели) описания объекта закупки.
В разделе "Спецификация" описания объекта закупки по позиции "Кисель сухой", в том числе указано: упаковка, гр. - 500.
Согласно представленным АО "Сбербанк-АСТ" документам, Обществом по указанной характеристике позиции "Кисель сухой" отражено: упаковка, гр. - 1 000.
На основании пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, ввиду представления Обществом информации, несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области правомерно принял решение об отклонении заявки ООО "Пищевик".
Указание Заявителя на соответствие характеристик, указанных в заявке на участие в электронном аукционе, КТРУ, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным. В рассматриваемом случае заявка Общества на участие в закупке содержала характеристику, не указанную в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы. При этом Заявителем в заявке на участие в закупке была отражена такая характеристика, как упаковка, не указанная в КТРУ, и содержащаяся в описании объекта закупки, при этом значение показателя данной характеристики не соответствует требованиям описания объекта закупки.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не отражена информация, предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и указанная в описании объекта закупки.
Согласно пояснениям, данным представителями ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН", Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, при подготовке извещения о закупке, которое формируется с использованием единой информационной системы, Заказчиком ошибочно не была отражена дополнительная характеристика: упаковка, не указанная в КТРУ.
На основании ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
Согласно п. 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Но при этом в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Объектом закупки является поставка продуктов питания по позициям КТРУ: чай черный (ферментированный) - 10.83.13.120-00000003, крупа овсяная - 10.61.32.111-00000001, йогурт - 10.51.52.110-00000007, кисель сухой - 10.89.19.231-00000003, крупа гречневая - 10.61.32.113-00000004, мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания - 10.12.20.000-00000006, пшено - 10.61.32.114-00000004, яйца куриные в скорлупе свежие - 01.47.21.000-00000015, изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные мясные - 10.13.14.110-00000025, сметана - 10.51.52.200-00000002, крупа манная - 10.61.31.111-00000004, крупа перловая - 10.61.32.116-00000003, маргарин - 10.42.10.110-00000003, масло подсолнечное рафинированное - 10.41.54.000-00000003, молоко питьевое - 10.51.11.000-00000007, мука пшеничная - 10.61.21.110-00000004. При этом в описание объекта закупки также включены дополнительные характеристики продуктов питания: ГОСТ и упаковка, не предусмотренные указанными позициями КТРУ.
Следовательно, по данным позициям в описании объекта закупки должно быть указано обоснование необходимости включения указанных характеристик.
После таблицы с описанием объекта закупки Заказчиком приведено следующее обоснование:
указание Заказчиком в качестве дополнительной информации ГОСТ связано с необходимостью соблюдения единых и общеобязательных требований к качеству и безопасности пищевых продуктов.
При указании дополнительной информации в соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик руководствуется непосредственно ст. 33 Закона о контрактной системе. Указание данного набора характеристик позволяет максимально удовлетворить качественные потребности Заказчика в соответствии с действующими стандартами (ГОСТ) с учетом специфики его деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Объем упаковки обусловлен необходимостью соблюдения требований к безопасности организации общественного питания и предотвращения возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений (СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования).
Проанализировав обоснование необходимости использования при описании объекта закупки дополнительной информации, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.
На основании п. 6 Правил Заказчиком в случае установления дополнительной информации в описании объекта закупки помимо обоснования установления самой характеристики также должны быть обоснованы и значения дополнительных показателей. В рассматриваемом случае этого сделано не было.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 N1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с "СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") утратило силу с 01.01.2021.
Согласно представленным ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН" пояснениям по указанным выше позициям ГОСТы, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" были указаны ошибочно.
Учитывая изложенное, Заказчик не включил в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных показателей с их значениями, что нарушает п. 6 Правил, ч. 6 ст. 23, также, с учетом пояснений Заказчика, в описание объекта закупки ошибочно включено требование о соответствии товаров ГОСТам, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Пищевик" на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857) необоснованной.
2. Установить в действиях ОБУСО "РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН" нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Доводы жалобы ООО "Пищевик" на положения извещения об осуществлении закупки оставить без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 05 июля 2022 г. N 037/06/49-317/2022(07-15/2022-105)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2022 г.