Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Методическим указаниям
Методика экспресс-оценки сил спроса и предложения
1. Экспресс-оценка сил спроса и предложения осуществляется по показателям, приведенным в таблицах N 1 и 2 настоящего приложения, по пятибалльной шкале (чем выше влияние показателя, тем выше оценка).
2. Производится расчет всех показателей экспресс-оценки силы спроса (таблица N 1 к настоящему приложению) и вычисление среднего балла (сумма баллов по всем показателям разделенная на количество показателей), полученное среднее значение отмечается на горизонтальной оси матрицы спроса и предложения. Аналогичный расчет производится по показателям экспресс-оценки силы предложения (таблица N 2 к настоящему приложению), полученное значение отмечается на вертикальной оси матрицы спроса и предложения.
3. Определяется позиция категории на матрице соотношения сил спроса и предложения - это точка пересечения полученных средних значений силы спроса и силы предложения
4. Полученная по результатам экспресс-оценки сил спроса и предложения позиция на матрице указывает, какую базовую группу стратегий с набором категорийных стратегий, методов и инструментов МТО целесообразно рассмотреть для реализации при приобретении категории товаров, работ, услуг (пример визуализации позиции на матрице сил спроса и предложения представлен на рисунке ниже).
Рисунок
Таблица N 1. Показатели экспресс-оценки силы спроса.
N |
Наименование показателя |
Комментарий |
Оценка (баллы) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
С 1 |
Доля на товарном рынке (доля в продажах ключевых производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Определяется отношение объема потребности заказчика к общей потребности на товарном рынке категории или к объёму продаж ключевых производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий (чем больше доля потребности организации в общей потребности на товарном рынке, тем выше сила спроса) |
менее 10% |
от 10% до 25% |
от 25% до 50% |
от 50% до 75% |
75% и более |
С 2 |
Перспективы увеличения объемов продаж для производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Определяются перспективы увеличения спроса заказчика на позиции категории товаров, работ, услуг (чем выше возможности роста объема потребности организации, тем выше сила спроса) |
Низкие: объем закупок будет падать более чем на 20% |
Ниже среднего: объем закупок будет падать менее чем на 20% |
Средние: объем закупок будет примерно на прежнем уровне |
Выше среднего: объем закупок вырастет не более чем на 20% |
Высокие: объем закупок вырастет более чем на 20% |
С 3 |
Перспективы расширения номенклатуры для производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Определяются возможности расширения номенклатуры для производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий (чем выше возможности для расширения номенклатуры, тем выше сила спроса) |
Низкие: поставляемая номенклатура будет сокращаться более чем на 20% |
Ниже среднего: поставляемая номенклатура будет сокращаться менее чем на 20% |
Средние: поставляемая номенклатура будет примерно на прежнем уровне |
Выше среднего: поставляемая номенклатура будет увеличиваться не более чем на 20% |
Высокие: поставляемая номенклатура будет увеличиваться более чем на 20% |
С 4 |
Престижность работы с заказчиком для производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Определяется престижность работы с заказчиком для производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий (чем выше престижность, тем выше сила спроса) |
Репутационные риски |
Непрестижно |
50/50 |
Престижно |
Очень престижно |
Таблица N 2. Показатели экспресс-оценки силы предложения.
N |
Наименование показателя |
Комментарии |
Оценка (баллы) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
П 1 |
Количество производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Чем больше производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий на товарном рынке, тем ниже сила предложения |
более 10 |
От 6 до 10 |
От 3 до 5 |
2 |
1 |
П 2 |
Степень фрагментации товарного рынка |
Чем выше совокупная доля товарного рынка у нескольких ведущих производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий (например, на 5 компаний приходится 80% товарного рынка), тем выше сила предложения |
Высокая конкуренция |
Выше среднего |
Средняя |
2 компании |
1 компания |
П 3 |
Тенденции объединения/дезинтеграции на товарном рынке |
Если на товарном рынке есть тенденция к объединению производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий, сила предложения увеличивается |
Дезинтеграция более чем на 3 компании |
Дезинтеграция менее чем на 3 компании |
Нет явной активности |
Соглашения, согласованные действия |
Создание/реорганизация компаний (слияние, присоединение и т.д.) |
П 4 |
Барьеры для входа на товарный рынок новых производителей/предприятий-подрядчиков/ |
Оценивается возможность входа на рынок новых производителей/предприятий-подрядчиков/сервисных предприятий. Чем выше барьеры на вход, тем выше сила предложения |
Низкие |
Ниже среднего |
Средние |
Выше среднего |
Высокие |
П 5 |
Лёгкость замены производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия |
Оценивается возможность замены текущего производителя/предприятия-подрядчика/сервисного предприятия другим (чем легче, тем ниже сила предложения) |
Высокая |
Выше среднего |
Средняя |
Ниже среднего |
Низкая |
П 6 |
Барьеры для входа на товарный рынок новых товаров, работ, услуг |
Оценивается возможность вывода на рынок новых товаров, работ, услуг, взаимозаменяемых по отношению к существующим/аналогов. Чем выше барьеры на вход, тем выше сила предложения |
Низкие |
Ниже среднего |
Средние |
Выше среднего |
Высокие |
П 7 |
Доступность товаров, работ, услуг на товарном рынке |
Оценивается доступность товаров, работ, услуг на товарном рынке. Чем легче приобретение товаров, работ, услуг, тем ниже сила предложения |
Высокая |
Выше среднего |
Средняя |
Ниже среднего |
Низкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.