Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Администрации
Томской области
от 9 сентября 2011 г. N 272а
III. Внедрение современных информационных систем
в здравоохранение
3.1. Общие положения
Задача "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" является составной частью разработанной и реализуемой региональной Программы модернизации здравоохранения Томской области на 2011 - 2012 годы. На решение задачи "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" направлены мероприятия по созданию регионального информационного ресурса в рамках единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - региональный фрагмент Системы), планируемых к внедрению в рамках реализации Программы.
Следует отметить, что информатизация здравоохранения представляет собой крайне важное направление в модернизации отрасли и наряду с другими задачами Программы обеспечивает комплексное улучшение состояния здоровья населения путем создания условий для качественного оказания медицинской помощи.
Создание регионального фрагмента Системы является основной целью информатизации отрасли, реализация которой позволит обеспечить эффективную информационную поддержку процесса управления системой медицинской помощи на территории Томской области, а также процесса оказания медицинской помощи.
Региональный фрагмент Системы обеспечит решение задач по следующим направлениям:
- повышение эффективности управления системой здравоохранения Томской области на основе создания единого хранилища данных, объединяющего информацию различных информационных систем медицинских учреждений, накопления информации, ее анализа, а также обмена информацией между участниками, вовлеченными в данный процесс;
- обеспечение целостности данных в системах различного уровня, электронный документооборот, а также централизованное управление справочными и нормативными документами;
- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи на основе развития и совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, в том числе посредством внедрения электронной истории болезни, электронных магнитных карт, электронной записи на прием к врачу;
- повышение информированности населения по вопросам предоставления медицинской помощи учреждениями здравоохранения, с использованием возможности электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.
3.2. Характеристика текущего состояния
информатизации системы здравоохранения Томской
области
На протяжении последних пяти лет (2005 - 2010 гг.) система здравоохранения Томской области претерпела ряд существенных изменений, связанных с внедрением современных методов управления ресурсами отрасли (преимущественно одноканальное финансирование, фондодержание, новая система оплаты труда и т.д.). Все изменения, происходящие в системе здравоохранения, непрерывно сопровождались созданием и развитием информационных ресурсов. Однако интеграция всех компонентов системы здравоохранения продолжается и в настоящее время.
Сегодня на территории Томской области в учреждениях здравоохранения установлено более 10 различных аналитических информационных медицинских систем, введено в эксплуатацию более 30 различных специализированных информационных систем. В большинстве случаев каждый конкретный производитель программного обеспечения решает текущие проблемы ЛПУ, что
не позволяет говорить об информатизации отрасли в целом.
Информационное обеспечение системы здравоохранения представлено наличием целого ряда программных продуктов. На территории Томской области успешно внедрены и функционируют информационная система комплексного учета и статистики "ИСКУС" и многоотраслевая информационная система территориального развития "МИСТЕР" (ООО НВП Социопрогресс, http://sprogress.ru, Томск). Данные системы учета позволяют в оперативном режиме вводить и использовать статистическую информацию о деятельности всех подведомственных медицинских учреждений. Практически в 95% медицинских учреждений здравоохранения, включая ведомственные, установлена информационная система комплексного учета и статистики ИСКУС, которая обеспечивает все наиболее актуальные информационные потребности, определяемые Минздравсоцразвития России, Департаментом здравоохранения Томской области, ТФОМС, ФСС, и позволяет оперативно собирать необходимую информацию в едином формате.
Задачи бухгалтерского учета и финансов в большинстве учреждений здравоохранения Томской области реализуются через использование бухгалтерских систем Парус-Бюджет и 1С-Бюджет, во всех учреждениях установлены автоматизированные центры контроля системы казначейского исполнения бюджета.
В Департаменте здравоохранения Томской области внедрена система электронного документооборота для взаимодействия с ГУ Федеральным казначейством по Томской области. Активно применяются системы налоговой и пенсионной отчетности через Интернет (Томлайн, СКБ "Контур"). Также в некоторых учреждениях здравоохранения используются информационные системы таких разработчиков, как Пост Модерн Текнолоджи (http://medialog.ru, Москва), Элекард-Мед (http://elecard-med.com, Томск), ЮМССофт (http://umssoft.com, Томск), Инфосиб (http://infosib.com.ru, Омск), и другие, которые позволяют решать локальные задачи в рамках деятельности учреждений здравоохранения, обеспечивают электронный документооборот. Следует отметить, что зона покрытия информационными системами на территории Томской области составляет более 80% всех учреждений здравоохранения.
Кроме того, в Томской области в 2004 году внедрена медицинская информационная система ДИСПАН, разработанная совместно Департаментом здравоохранения Томской области, Сибирским государственным медицинским университетом и ОГУЗ "Областная детская больница" для обеспечения формирования аналитической информации о состоянии здоровья детского населения Томской области, накопления данных о проводимых мероприятиях для диспансерных групп от 0 до 17 лет (дети, состоящие на диспансерном учете; дети первого года жизни; дети, оставшиеся без попечения родителей и/или находящиеся в трудной жизненной ситуации), что позволяет органам управления здравоохранением и учреждениям здравоохранения планировать мероприятия прицельной диспансеризации. Также в рамках данной информационной системы реализована программа мониторинга болезни с формированием прогноза риска развития тяжелых состояний у детей (используется технология поддержки принятия клинических решений), создан центр мониторинга на базе ОГУЗ "Областная детская больница".
Несмотря на столь широкий спектр информационных систем, внедренных в систему здравоохранения Томской области, вопрос об информатизации отрасли здравоохранения (в соответствии с существующими современными требованиями) остается открытым. Федеральные инициативы по внедрению в медицинские учреждения электронных амбулаторных карт и историй болезни в учреждениях Томской области не реализованы в полном объеме. Исключением является МКЛПМУ "Городская больница N 3", где с 2007 года начал реализовываться проект "Внедрение медицинской информационной системы "МЕДИАЛОГ", в рамках которого была автоматизирована деятельность большинства служб учреждения, а также внедрена электронная история болезни.
В целом система информатизации здравоохранения Томской области развита недостаточно, отсутствует полноценное единое информационное пространство. Однако сегодня ведутся работы по проектированию такой информационной системы, позволяющей объединять все ЛПУ, аптечные учреждения и заинтересованные учреждения социальной сферы в единую информационную сеть.
Несмотря на то, что большинство областных и муниципальных медицинских учреждений внедрили в свою работу медицинские информационные системы, имеют собственные интернет-сайты (с возможностью для населения задавать интересующие вопросы и узнавать расписание работы специалистов), техническое оснащение системы здравоохранения является недостаточным.
Во многих лечебных учреждениях большая часть компьютерной техники выработала свой ресурс. В 2009 году оснащенность учреждений здравоохранения электронно-вычислительной техникой составила 4620 единиц, из которых 30% в настоящее время нуждаются в замене. В рамках Программы планируется значительно обновить парк компьютеров в учреждениях здравоохранения.
На современном этапе в Томской области создан телемедицинский центр (ОГУЗ Томская областная клиническая больница), однако по причине недостаточного финансирования к данному порталу подключено лишь три лечебных учреждения, находящихся на севере Томской области, имеющих все необходимое техническое обеспечение.
Следует отметить, что для внедрения современных информационных систем в здравоохранение Томской области требуется решение многих проблем, в том числе создание единых подходов и механизмов к интеграции всех заинтересованных стейкхолдеров отрасли здравоохранения, которые в конечном итоге будут соответствовать целям и задачам системы здравоохранения.
3.3. Основные направления внедрения современных
информационных систем в здравоохранение
Главная цель модернизации отрасли здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи - в настоящее время может быть достигнута с помощью активного применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности медицинских учреждений: организации оказания медицинской помощи, поддержке лечебного процесса, контроле качества оказания медицинской помощи, управлении деятельностью медицинского учреждения.
Необходимым условием достижения основной цели является создание развитой информационно-коммуникационной среды регионального здравоохранения, решающей задачи:
- мониторинга процессов по различным направлениям системы здравоохранения Томской области, в том числе связанным с состоянием здоровья населения Томской области, в том числе рождаемости, смертности, заболеваемости;
- создания системы персонифицированного учета медицинских услуг и ресурсов на их оказание как на региональном уровне, так и в каждом медицинском учреждении;
- мониторинга реализации региональных целевых программ здравоохранения Томской области;
- контроля сроков, объемов, условий и качества оказания медицинской помощи;
- контроля за эффективностью расходования средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения;
- информирования граждан в вопросах организации медицинской помощи, здорового образа жизни и профилактики заболеваний и оказания услуг в электронном виде;
- непрерывного обучения и активного профессионального взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов.
Среди перечисленных задач ключевой является задача создания системы персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на их оказание. Комплексная и адекватная система персонифицированного учета медицинских услуг в рамках ведения электронной медицинской карты обеспечит возможность комплексной оценки здоровья конкретного человека и населения Томской области в целом.
В связи с вышеизложенным приоритетными направлениями (мероприятиями) внедрения современных информационных систем в здравоохранение являются:
Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.
Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
В рамках указанных направлений должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение уровня оснащенности всех медицинских учреждений компьютерным оборудованием и общесистемным программным обеспечением, достаточного для реализации выше указанных мероприятий;
- организация локальных сетей в медицинских учреждениях;
- обеспечение защиты персональных данных в медицинских учреждениях;
- организация регионального информационного ресурса, обеспечивающего информационный обмен между медицинскими учреждениями, ДЗТО, ТТФОМС и страховыми медицинскими организациями, а также хранение в анонимизированном виде медицинской информации, информации о медицинских учреждениях, медицинских работниках;
- организация широкополосных каналов связи и информационного обмена между региональным информационным ресурсом и федеральным информационным ресурсом, ДЗТО, ТТФОМС и другими участниками системы обязательного медицинского страхования;
- организация широкополосных каналов связи и обеспечение информационного обмена между каждым медицинским учреждением и региональным информационным ресурсом;
- масштабирование и развитие существующих медицинских информационных систем;
- внедрение систем электронного документооборота, в том числе для осуществления статистического наблюдения, а также мониторинга реализации различных целевых программ здравоохранения Томской области;
- запись к врачу в электронном виде, включая выдачу направлений на прием к врачу-специалисту, диагностические исследования и госпитализацию, а также мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи;
- внедрение систем передачи телемедицинских данных.
3.4. Ресурсное обеспечение мероприятий
по внедрению современных информационных систем
в здравоохранение
Общий объем финансирования информатизации системы здравоохранения Томской области в рамках Программы составляет 171 835,3 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств ФФОМС - 151 835,3 тыс. рублей;
- за счет средств областного бюджета - 20 000 тыс. рублей,
- в том числе на 2011 год - 75 031,7 тыс. рублей:
- средства ФФОМС: 75 031,7 тыс. рублей;
- в том числе на 2012 год - 96 803,6 тыс. рублей:
- средства ФФОМС: 76 803,6 тыс. рублей;
- средства областного бюджета: 20 000 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение мероприятий по внедрению современных информационных систем в учреждениях родовспоможения и детства составляет 36 092,06 тыс. рублей, что составляет 23,77% от общего объема финансирования мероприятий по информатизации системы здравоохранения Томской области в рамках Программы.
3.5. Целевые показатели по информатизации
здравоохранения Томской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица |
Значение показателя |
||
2010 г. |
2011 г. (прогноз) |
2012 г. (прогноз) |
|||
1. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения |
% |
45,70 |
78,60 |
85,70 |
2. |
Количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, к общей численности населения области |
% |
5,80 |
19,10 |
47,80 |
3. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированное ведение листов ожидания с возможностью контроля |
% |
14,30 |
30,00 |
73,00 |
4. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, предоставляющих возможность посредством информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов) доступа граждан к их персональным страничкам, содержащим информацию о медицинских услугах, предоставленных гражданину, и результаты анализов, |
% |
- |
14,30 |
43,00 |
5. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, предоставляющих посредством информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов) информацию об оказываемых услугах, детальной схеме учреждения, графиках работы врачей, информацию о квалификации и опыте работы персонала, к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения |
% |
- |
14,30 |
43,00 |
6. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, предоставляющих посредством информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов) возможность гражданину |
% |
- |
14,30 |
43,00 |
7. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, включенных в механизм информационного взаимодействия с ТТФОМС с использованием электронно-цифровой подписи, к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения |
% |
- |
32,00 |
100,00 |
8. |
Количество страховых медицинских организаций, включенных в механизм информационного взаимодействия с ТТФОМС с использованием электронно-цифровой подписи, к общему количеству страховых медицинских организаций, действующих на территории Томской области |
% |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
9. |
Наличие на специализированном сайте субъекта Российской Федерации следующей информации: 1) перечень медицинских организаций с информацией о видах предоставляемых услуг, детальной схеме медицинской организации, графиках работы врачей, |
да/нет |
да |
да |
да |
|
квалификации и опыте работа персонала; 2) самые распространенные заболевания, методы их профилактики; 3) пропаганда здорового образа жизни; 4) рекомендации по профилактическим осмотрам в зависимости от пола и возраста гражданина |
|
|
|
|
10. |
Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, охваченных системой телемедицинских консультаций |
% |
4,00 |
6,70 |
9,40 |
3.6. Общая архитектура регионального фрагмента
Системы в единой информационной системе
здравоохранения
Рис. 1. Информационный ресурс Департамента здравоохранения Томской области в архитектуре единой системы здравоохранения
Концепция информатизации здравоохранения, разработанная ДЗТО, предполагает создание регионального информационного ресурса, входящего в единую информационную систему в сфере здравоохранения и регулируемого стандартами информационного взаимодействия, в составе которого будут находиться:
- единое хранилище данных, объединяющее информацию различных информационных систем ЛПУ;
- аналитическая информационная система;
- информационный портал.
Региональный информационный ресурс планируется реализовать как распределенный информационный ресурс, размещенный на инфраструктуре федерального центра обработки данных и серверных мощностях ДЗТО.
На базе регионального информационного ресурса планируется развертывание платформы для информационного портала, содержащего в себе региональную систему "Электронная регистратура". При этом использование единой базы данных системы "Электронная регистратура" позволяет не только вести запись на прием к врачу специалистам регистратуры медицинского учреждения, но и осуществлять запись пациента непосредственно через web-интерфейс онлайн.
Кроме того, внедрение регионального информационного ресурса включает в себя:
1) создание электронного паспорта здравоохранения Томской области с целью мониторинга реализации Программы и в дальнейшем интеграции электронного паспорта здравоохранения Томской области с единым реестром медицинских работников;
2) реализацию компонентов регионального фрагмента единой информационной системы здравоохранения (сервисы сбора, обработки информации и предоставление к ней доступа; сервисы взаимодействия с инфраструктурой открытых ключей электронно-цифровой подписи; хранилище данных из медицинских информационных систем учреждения здравоохранения) и их интеграцию в информационные системы федерального сегмента единой информационной системы;
3) внедрение информационно-справочной системы по вопросам здравоохранения, сопряженной с аналогичными информационно-справочными системами федерального ресурса.
Сегодня на территории Томской области в учреждениях здравоохранения установлено более 10 различных аналитических информационных медицинских систем, введено в эксплуатацию более 30 различных специализированных информационных систем, в том числе региональный сегмент Федерального регистра медицинских работников. Очевидно, что необходимо разработать общий для всех используемых МИС стандарт интеграции медицинских данных.
Единые стандарты интеграции медицинских данных позволят не только создать единую информационную площадку для всех участников, вовлеченных в процесс оказания медицинской помощи (пациенты, ЛПУ, медицинский персонал, ТТФОМС, страховые компании, аптеки, учреждения, обеспечивающие услуги аутсорсинга и т.д.), сохранить накопленные за длительный период времени медицинские данные о пациентах, но и обеспечить условия равной конкуренции между производителями программного обеспечения в области здравоохранения.
Такой подход позволит сформировать единые механизмы накопления и анализа информации, мониторинга ситуации по различным направлениям системы здравоохранения. Таким образом, в случае внедрения подобной информационной системы руководитель любого ЛПУ может выбрать любую из существующих на данном рынке информационных систем, при этом не потерять ключевую персонифицированную информацию о прикрепленных пациентах.
Следует отметить, что создание единой технологической платформы записи на прием к врачам-специалистам через Интернет позволит топологизировать и адаптировать информационные системы всех учреждений здравоохранения Томской области к работе в едином информационном пространстве, что даст возможность в полной мере реализовать мероприятия Программы по внедрению кластерного подхода в организации медицинской помощи и иные мероприятия Программы.
В рамках создания регионального фрагмента Системы в единой информационной системе здравоохранения рассматриваются следующие направления:
Обеспечение уровня оснащенности всех медицинских
учреждений компьютерным оборудованием и общесистемным
программным обеспечением, достаточного для реализации
выше указанных мероприятий
С целью внедрения современных информационных технологий в рамках Программы планируется значительно обновить и дооснастить парк электронно-вычислительной техники для обеспечения базового уровня оснащенности всех медицинских учреждений здравоохранения исходя из количества врачей (операторов ЭВМ) на одно рабочее место (персональный компьютер). Средняя стоимость одного рабочего места, которое должно удовлетворять минимальной комплектации, составляет 25 тыс. рублей.
Помимо покупки персональных компьютеров планируется приобретение лазерных принтеров с сетевым интерфейсом для организации печати по сети. Количество приобретаемых принтеров определяется из расчета один сетевой принтер на три рабочих места (персональных компьютеров).
Каждое рабочее место (персональный компьютер) должно быть оснащено базовым комплектом программного обеспечения. Под базовым комплектом подразумевается следующее программное обеспечение: операционная система и антивирусная программа. Базовый комплект не включает в себя пакет офисных программ, программ для бухгалтерского и кадрового учета, а также программного обеспечения электронного документооборота. Если функции, исполняемые работником ЛПУ при помощи компьютера позволяют использовать свободно-распространяемое общесистемное программное обеспечение, то соответствующее общесистемное программное обеспечение будет на нем установлено.
Помимо базового комплекта в зависимости от потребностей и выполняемой работы специалистами рабочее место будет дополнительно укомплектовано офисным программным обеспечением, а также специализированными системами электронного документооборота. Учитывая высокую стоимость, а также возможность перехода на свободное программное обеспечение, количество приобретаемых лицензий на офисные пакеты определяется из расчета для медицинских работников - не менее двух лицензий на структурное подразделение, для административного персонала - не менее одной лицензии на структурное подразделение.
Организация локальных сетей в медицинских учреждениях
Работы по организации локальных компьютерных сетей и масштабированию уже существующих сетей внутри медицинских учреждений будут проводиться из расчета имеющихся у них в эксплуатации зданий (корпусов, филиалов).
В рамках организации локальных компьютерных сетей помимо приобретения необходимого сетевого оборудования предполагается также приобретение серверного оборудования с целью обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам медицинских учреждений, а также реализации разграничения доступа на уровне доменов в локально-вычислительных сетях медицинских учреждений.
Данная комплектация рассчитана для решения задач файл-сервера и службы каталогов. На каждую серверную станцию планируется установка серверной операционной системы с комплектом клиентских лицензий на подключение к серверу из расчета 10 клиентских станций в локальной компьютерной сети медицинского учреждения и антивирусного программного обеспечения.
Обеспечение защиты персональных данных
в медицинских учреждениях
Во всех учреждениях здравоохранения Томской области в существующих информационных системах обрабатываются персональные данные пациентов и сотрудников. В ЛПУ внедрены разного уровня медицинские информационные системы, регистры по различным нозологическим формам, используются программные решения, обеспечивающие анализ медицинских данных по риску развития тяжелых состояний у беременных женщин и детей разных категорий ("Центр мониторинга беременных" в ОГУЗ Томской областной клинической больнице и "Центр мониторинга состояния здоровья детей" в ОГУЗ "Областная детская больница"), ведутся профессиональные регистры (персональные данные медицинских работников), обрабатывается финансовая информация (осуществление бухгалтерской отчетности в электронном виде).
В рамках организационных мероприятий при реализации системы защиты планируется:
- разработка и совершенствование нормативной правовой и методической базы, регламентирующей доступ, обработку и передачу информации, содержащей персональные данные; стандартизация, унификация и обеспечение совместимости между отдельными решениями информационного взаимодействия;
- реализация комплексного подхода к информационному взаимодействию, обеспечение последовательности и согласованности во время информационного взаимодействия. Помимо перечисленных мероприятий также запланировано регламентированное ведение рекомендованных списков лиц, осуществляющих обработку персональных данных.
В рамках технических мероприятий при реализации системы защиты планируется:
- реализация разрешительной системы допуска пользователей к информационным ресурсам, информационной системе и связанным с ее использованием работам, документам;
- ограничение доступа пользователей в помещения, где размещены технические средства, позволяющие осуществлять обработку персональных данных, а также хранятся носители информации;
- разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам обработки (передачи) и защиты информации;
- регистрация действий пользователей и обслуживающего персонала, контроль несанкционированного доступа и действий пользователей, обслуживающего персонала и посторонних лиц;
- учет и хранение съемных носителей информации и их обращение, исключающее хищение, подмену и уничтожение;
- резервирование технических средств, дублирование массивов и носителей информации;
- использование средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия;
- использование защищенных каналов связи;
- предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов).
Для передачи персональных данных между медицинскими организациями, ДЗТО, ТФОМС планируется создание ведомственной защищенной VPN сети с использованием технологии тунеллирования. Участниками защищенной сети станут ДЗТО, медицинские учреждения, ТФОМС с возможной интеграцией уже существующей VPN сети ТФОМС.
Выбранные и реализованные методы и способы защиты информации должны обеспечить нейтрализацию предполагаемых угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в составе системы защиты персональных данных.
Организация широкополосных каналов связи
и обеспечение информационного обмена между каждым
медицинским учреждением и региональным информационным
ресурсом
Все медицинские учреждения Томской области имеют доступ к сети Интернет. Для продуктивного функционирования регионального модуля "Электронная регистратура", а так же для оперативного транзакционного и информационного взаимодействия между ЛПУ и региональным и федеральным ресурсами необходимо наличие стабильного, бесперебойного подключения к сети Интернет с достаточной скоростью передачи данных в каждом медицинском учреждении. В рамках реализации задачи "Внедрение современных информационных систем в здравоохранении" Программы планируется подключение всех медицинских учреждений к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 512 Кбит/с и организация широкополосного канала связи между несколькими зданиями (корпусами) учреждения.
Масштабирование и развитие существующих
медицинских информационных систем
В настоящее время в медицинских учреждениях Томской области в качестве медицинских информационных систем используется следующее программное обеспечение: "ИСКУС", "Медиалог", "ТРИ МИС", "ЮМС Аврора". Выбор информационной системы производился руководством учреждения исходя из видов деятельности, нуждающихся в автоматизации, в конкретной медицинской организации.
В рамках реализации задачи "Внедрение современных информационных систем в здравоохранении" Программы требуется доработка действующих программных комплексов для обеспечения интеграции медицинских информационных систем медицинских учреждений с региональным ресурсом Томской области. Доработка систем должна позволить организовать информационный обмен с централизованным региональным ресурсом Томской области и федеральным информационным ресурсом в объемах и форматах, определяемых нормативными и методическими документами Минздравсоцразвития России.
Внедрение систем электронного документооборота,
в том числе для осуществления статистического наблюдения,
а также мониторинга реализации различных целевых программ
здравоохранения Томской области
В целях повышения эффективности управления в медицинских учреждениях Томской области, подведомственных ДЗТО, планируется выполнить работы по созданию и внедрению системы электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный документооборот внутри учреждения, а также оперативный документационный обмен между ДЗТО и подведомственными медицинскими учреждениями и муниципальными органами управления здравоохранения.
Схема оснащения программным обеспечением системы документооборота предполагает установку ПО на 5 рабочих мест в каждое лечебное учреждение, однако в дальнейшем при необходимости система должна быть легко масштабируема.
Внедряемая система электронного документооборота должна удовлетворять общим требованиям гибкости, использования технологии "тонкого клиента".
Внедрение системы электронного документооборота позволит реализовать следующие функции:
- загрузку входящих, исходящих, внутренних документов и файлов;
- регистрацию, наложение резолюции, последовательное согласование, исполнение документов;
- поддержку коллективной работы с документами;
- контроль сроков согласования, исполнения.
Внедрение СЭД позволит повысить исполнительскую дисциплину, разграничить доступ к документам, а также повысит оперативность и эффективность статистических наблюдений и мониторинга реализации программ модернизации здравоохранения Томской области.
Запись к врачу в электронном виде, включая выдачу
направлений на прием к врачу-специалисту, диагностические
исследования и госпитализацию, а также мониторинг сроков
ожидания плановой медицинской помощи
Реализация функции записи к врачу в электронном виде с помощью системы "Электронной регистратуры" предполагает:
- создание централизованного регионального ресурса ДЗТО, реализующего унифицированный механизм записи к врачу в электронном виде;
- интеграцию имеющихся в медицинской организации медицинских информационных систем в систему "Электронная регистратура" и региональный информационный ресурс в целом;
- оснащение рабочих мест специалистов необходимыми для работы с "Электронной регистратурой" компьютерным оборудованием и доступом к региональному информационному ресурсу через сеть Интернет.
В рамках Программы планируется интеграция регионального решения с федеральной системой, обеспечивающей электронную запись к врачу.
- внедрение систем передачи телемедицинских данных
На современном этапе в Томской области создан телемедицинский центр (ОГУЗ Томская областная клиническая больница), к которому подключены муниципальные учреждения здравоохранения Томской области:
- муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница" города Стрежевого;
- муниципальное учреждение здравоохранения "Колпашевская центральная районная больница";
- муниципальное учреждение здравоохранения "Асиновская центральная районная больница".
В рамках Программы предполагается развивать столь важное направление для территорий с низкой плотностью населения и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга, при этом планируется также формирование центров телеморфологии с целью своевременной профессиональной гистологической диагностики онкологических и других заболеваний.
Помимо этого, при реализации мероприятий концепции информатизации здравоохранения планируется развитие web-технологий, позволяющих установить визуальный контакт пациента и врача (телемедицина-light). Такой способ визуализированного контакта врача и пациента (или консилиума врачей) при возможности (отдельной от web-изображения) визуализации качественных снимков (например, записи ЭКГ и т. д.) позволит эффективно и оперативно решать многие вопросы относительно тактики обслуживания пациентов.
3.7. Функциональное обеспечение состава
регионального фрагмента Системы (Регионального
Информационного Ресурса)
В состав Регионального Информационного Ресурса входят информационные системы медицинских учреждений Томской области, ТТФОМС и органов управления здравоохранением Томской области, а также региональные информационные и общесистемные компоненты.
К концу 2012 года в сфере здравоохранения будут внедрены следующие прикладные компоненты регионального фрагмента Системы:
1) информационные системы, поддерживающие деятельность учреждений здравоохранения
Данная группа информационных систем предназначена для повышения качества лечебно-диагностического процесса, сокращение времени ожидания и обслуживания пациентов, обеспечения контроля обоснованности расходов на оказание медицинской помощи, снижения нагрузки на медицинский персонал, предоставления оперативного доступа к медицинской информации и статистическим данным ЛПУ для принятия управленческих решений.
К указанным информационным системам относятся:
1) медицинские информационные системы;
2) лабораторная информационная система;
3) информационная система управления финансами;
4) система электронного документооборота;
5) информационная система автоматизации аптечной деятельности;
6) обеспечивающие подсистемы.
2) обеспечивающие информационные системы, поддерживающие деятельность исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, и ТТФОМС
Основной системой, относящейся к группе обеспечивающих, является информационная система электронного документооборота органов управления здравоохранением Томской области, ТТФОМС и медицинских учреждений, находящихся на территории Томской области. При этом предполагается переход от чисто регистрационных, учетных функций документооборота к его социальным и психологическим аспектам, ориентированным на всех заинтересованных сотрудников.
3) системы выдачи и обслуживания рецептов, в том числе льготных, а также рецептов на контролируемые лекарственные средства
Данная категория информационных систем предназначена для создания информационной инфраструктуры системы лекарственного обеспечения граждан, а также для решения частных прикладных задач по обеспечению информационного взаимодействия между хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Томской области, участвующими в системе лекарственного обеспечения жителей региона.
4) региональный информационный портал по вопросам здравоохранения
Региональный информационный портал по вопросам здравоохранения предназначен для обеспечения полноты и удобства получения различными категориями пользователей сети Интернет медицинской информации обо всех аспектах деятельности учреждений, имеющих отношение к системе здравоохранения Томской области.
Кроме того, наряду с прикладными компонентами к концу 2012 года в сфере здравоохранения будут внедрены общесистемные компоненты регионального фрагмента Системы. Общесистемные компоненты регионального фрагмента Системы по своей сути являются сервисными, то есть их наличие не подразумевает непосредственного решения какой-либо конечной прикладной задачи в сфере информатизации здравоохранения, но делает затруднительным или невозможным выполнение тех или иных информатизационных функций. К данным компонентам относятся:
1) технологическое хранилище данных, поступающих из информационных систем учреждений здравоохранения, включая средства их загрузки, проверки на достоверность, очистки и передачи в централизованные хранилища, создаваемые в рамках федерального фрагмента Системы;
2) сервисы сбора информации, обработки информации и предоставления к ней доступа;
3) средства взаимодействия с общесистемными компонентами федерального фрагмента Системы;
4) подсистема доступа к каталогу пользователей Системы, создаваемого в рамках федерального фрагмента Системы;
5) подсистема доступа к нормативно-справочной информации и словарям медицинских терминологий, создаваемым в рамках федерального фрагмента Системы;
6) сервисы взаимодействия с инфраструктурой открытых ключей электронной цифровой подписи;
7) центр поддержки пользователей по вопросам функционирования централизованных информационных систем регионального фрагмента Системы, в том числе информационных систем, размещаемых централизованно и используемых удаленно;
8) система обеспечения информационной безопасности;
9) сервисы доступа к электронной почте, создаваемой в рамках федерального фрагмента Системы;
10) сервисы взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия, инфраструктурой выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных и муниципальных услуг и иными системами, создаваемыми в рамках инфраструктуры электронного правительства;
11) сервисы взаимодействия с внешними информационными системами, включая информационные системы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного социального страхования и иных;
12) прочие информационно-технические сервисы общего пользования.
3.8. Механизм реализации программы информатизации
Региональный фрагмент Системы представляет собой часть единой информационной системы в сфере здравоохранения, в рамках которой обеспечивается информационно-технологическая поддержка деятельности органов управления здравоохранением Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, находящихся в их ведении учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, а также территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В составе регионального фрагмента Системы обеспечивается создание централизованных общесистемных компонентов, в рамках которых производится сбор хранение, обработка, предоставление медицинской информации и информации о ресурсах системы здравоохранения региона, а также их передача в централизованные хранилища данных, создаваемые в рамках федерального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения (далее - федеральный фрагмент Системы). В качестве поставщиков и получателей информации, консолидируемой в рамках централизованных общесистемных компонентов регионального фрагмента Системы, выступают информационные системы учреждений здравоохранения и иных участников системы здравоохранения Томской области.
В целях организации работ по созданию регионального фрагмента Системы будет организован постоянно действующий консультативный орган - Комиссия по созданию регионального фрагмента Системы в Томской области (далее - Комиссия), занимающаяся согласованием принимаемых решений и координацией деятельности участников системы здравоохранения. Основными задачами Комиссии являются:
- обеспечение соответствия решений, принимаемых в рамках создания регионального фрагмента Системы, целям и задачам создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и модернизации здравоохранения в Томской области;
- определение основных приоритетов при создании регионального фрагмента Системы;
- координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов управления здравоохранением Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, и иных участников системы здравоохранения Томской области по созданию регионального фрагмента Системы;
- рассмотрение и одобрение проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы создания регионального фрагмента Системы.
Исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за координацию работ по созданию регионального фрагмента Системы и выполняющим роль заказчика соответствующих работ и поставки техники (далее - Единая служба заказчика), будет являться ДЗТО.
Единая служба заказчика будет выполнять следующие функции:
1) сбор, обобщение и обработку предложений по созданию регионального фрагмента Системы, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, представителями учреждений здравоохранения и иных участников системы здравоохранения Томской области, научных и общественных организаций;
2) координацию работ по техническому проектированию регионального фрагмента Системы и его отдельных компонентов;
3) подготовку предложений по очередности оснащения учреждений здравоохранения Томской области программными и техническими средствами и интеграцию их с общесистемными компонентами, создаваемыми в рамках регионального фрагмента Системы, и вынесение их на рассмотрение Комиссии;
4) разработку и согласование с руководителями учреждений здравоохранения, органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющими управление в сфере здравоохранения, а также иными участниками системы здравоохранения региона, планов-графиков выполнения работ и закупки техники в рамках создания регионального фрагмента Системы, представление планов-графиков на рассмотрение Комиссии;
5) организацию и проведение конкурсов и аукционов на выполнение работ и поставку техники в соответствии с планами-графиками создания регионального фрагмента Системы в рамках действующего законодательства;
6) оперативную координацию, мониторинг и контроль за ходом выполнения работ и поставкой техники организациями-исполнителями, а также выполнения работ в соответствии с планами-графиками создания регионального фрагмента Системы органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющими управление в сфере здравоохранения, учреждениями здравоохранения и иными участниками системы здравоохранения Томской области;
7) координацию взаимодействия с Минздравсоцразвития России по вопросам использования типовых программно-технических комплексов, предназначенных для создания в субъектах Российской Федерации регионального фрагмента Системы, а также по вопросам интеграции с федеральным фрагментом Системы;
8) подготовку ежеквартальных докладов о результатах реализации планов-графиков создания регионального фрагмента Системы и представление их на рассмотрение Комиссии;
9) контроль за проведением единой технической политики при создании регионального фрагмента.
Рабочим органом Единой службы заказчика будет являться рабочая группа для подготовки предложений по информатизации системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Томской области. В состав рабочей группы войдут представители ДЗТО, ТТФОМС, научных и общественных организаций, в сферу ведения которых входят вопросы информатизации здравоохранения, представители крупных медицинских учреждений и местных компаний разработчиков программного обеспечения в области медицины.
<< Приложение N 2 |
||
Содержание Постановление Администрации Томской области от 9 сентября 2011 г. N 272а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.