Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной
сводной отраслевой
Программы "Развитие
пищевой и перерабатывающей
промышленности на
2000-2003 годы""
Областная сводная отраслевая программа "Развитие пищевой и
перерабатывающей промышленности Томской области на 2000-2003 годы"
Паспорт
Наименование Программы: Сводная отраслевая программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности Томской области на 2000-2003 годы (далее - Программа).
Основание для разработки Программы: Федеральная Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации от 18.06.96 г. N 933, постановление Главы Администрации Томской области от 26.03.99 г. N10 "О законодательной деятельности Администрации Томской области в 1998 г. и задачах на 1999 г."
Цель Программы: Развитие эффективной устойчивой пищевой и перерабатывающей отрасли, обеспечивающей потребности населения в продуктах питания.
Государственный заказчик Программы: Администрация Томской области.
Разработчики Программы: Департамент государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и перерабатывающей промышленности, ОАО "Инвестиционная промышленная компания", Ассоциация производителей пищевых продуктов на территории Томской области.
Участники и исполнители Программы: Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Ассоциация производителей пищевых продуктов на территории Томской области. Органы государственной власти и местного самоуправления Томской области. Банки. Инвестиционные промышленные институты. Научно-образовательные учреждения.
Основные мероприятия Программы: 1. Реализация мероприятий и инвестиционных проектов, обеспечивающих эффективное устойчивое развитие предприятий и создание новых производств, повышение качества и конкурентоспособности продукции. 2. Разработка нормативных и законодательных актов, направленных на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, формирование эффективных экономических отношений.
Ожидаемые результаты реализации Программы: 1. Повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, увеличение доли их присутствия на местном рынке. 2. Увеличение объемов продаж продукции томских производителей на продовольственных рынках других регионов. 3. Формирование собственного инвестиционного потенциала развития. 4. Формирование и развитие интеграционных процессов (агропромышленная интеграция, инвестиционно-финансовая, производственно-технологическая). 5. Увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы предприятий в результате реализации инвестиционных проектов. 6. Увеличение числа рабочих мест.
Объемы и источники финансирования: Общий объем финансирования программы на 2000-2003 годы: Всего - 1061463 тыс. рублей, из них собственные средства предприятий 274000 тыс. рублей, заемные средства 787463 тыс. рублей. Объем финансирования приоритетных проектов на 2000-2003 годы: Всего - 396946 тыс. рублей, из них собственные средства предприятий 232250 тыс. рублей, заемные средства 164696 тыс. рублей, в том числе:
- коммерческий кредит - 76020 тыс. рублей,
- средства инвесторов - 4800 тыс. рублей,
- налоговые льготы - 12000 тыс. рублей,
- гарантии АТО - 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ - 71876
тыс. рублей.
Контроль за исполнением Программы: Департамент государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и перерабатывающей промышленности, Департамент финансов, Департамент экономики и инвестиций.
Срок реализации Программы: 2000-2003 годы
I. Потенциал развития производственного комплекса
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и
его влияние на формирование продовольственного рынка
области
Программа развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности является одним из инструментов региональной экономической политики Администрации области и органично связана с основными положениями концепции развития ее производительных сил. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет около 13,2% в общем объеме промышленного производства области. Пищевая промышленность объединяет 9 отраслей и свыше 40 предприятий с общей численностью 5,4 тыс. человек. Ее развитие стимулирует подъем смежных отраслей и повышает занятость населения. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий пищевой индустрии, формируется до 7% доходной части бюджета области.
Долгосрочные стратегические интересы области диктуют необходимость увеличения производства местной пищевой продукции, не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и для обеспечения межобластных и экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе.
1.1. Состояние продовольственного рынка области на
1.01.2000г. и основные тенденции его изменения на
2000-2003 годы
Социально-экономические процессы, происходившие в 1996-1999 годах предопределили основные тенденции в формировании продовольственного рынка области и перспективные направления развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
К наиболее значимым тенденциям следует отнести следующие:
Во второй половине 1998 года произошло резкое уменьшение (в 2-4 раза) по различным товарным позициям доли импортной продукции на рынке. Образовавшаяся ниша в Томской области была занята томскими товаропроизводителями. В первую очередь по таким товарным группам, как:
· пиво и безалкогольные напитки;
· кондитерские изделия;
· водка и ликероводочные изделия;
· макаронные изделия;
· сыр и молочные консервы;
· сырокопченые колбасы и мясные деликатесы.
По целому ряду продукции формировались устойчивые тенденции роста объемов производства (Табл. 1).
Производство основных видов продукции
пищевой промышленности в 1995-1999 годах.
Таблица 1
Виды продукции | ед. изм. |
1995 г. |
1996 г. |
1997г. | 1998 г. |
1999 г. |
Мясо, включая субпродукты 1 категории |
тн | 8186 | 4917 | 4902 | 4084 | 3920 |
Колбасные изделия |
тн | 4956 | 4629 | 5071 | 4525 | 3620 |
Мясные полуфабрикаты |
тн | нет данных |
нет данны х |
1099 | 1230 | 1414 |
Рыба | тн | 1437 | 1363 | 1775 | 1813 | 1994 |
Масло животное | тн | 3067 | 3162 | 2133 | 1834 | 1770 |
Цельномолочная продукция |
тн | 36113 | 30428 | 30602 | 39234 | 40007 |
Сыры жирные | тн | 335 | 227 | 175 | 210 | 226 |
Консервы | тыс. у. б. |
нет данных |
нет данны х |
2590 | 1475 | 1497 |
Дрожжи | тн | 2247 | 1771 | 1249 | 1304 | 1460 |
Кондитерские изделия |
тыс. тн |
6,2 | 6,4 | 8,5 | 10,1 | 17,5 |
Безалкогольные напитки |
тыс. дал. |
244 | 145 | 1395 | 1023 | 2353 |
Мука | тыс. тн |
81,3 | 42,2 | 63,8 | 48,6 | 70,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тыс. тн |
53,4 | 42,2 | 41 | 36,2 | 32,6 |
Водка и ликероводочные изделия |
тыс. дал. |
нет данных |
нет данны х |
391 | 442 | 9724 |
Пиво | тыс. дал |
833 | 1014 | 1390 | 1511 | 2100 |
Влияние изменения курса доллара на формирование ценовой политики предприятий на фоне общих инфляционных процессов привело к значительному росту индекса потребительских цен в 1998 году. Сформировался новый ценовой уровень на продовольственные товары, который явился отправной точкой для формирования ценовой политики и индекса цен на 1999 год. Если рост цен в 1998 году по различным товарным группам составил от 150 до 300%, то в 1999 году он характеризуется стабилизацией ценового уровня по большинству товарных позиций, а по отдельным и их снижением (Табл.2).
Индексы цен на отдельные группы продовольственных
товаров
(декабрь к декабрю предыдущего года)
Таблица 2
Виды продукции | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Продовольственные товары |
1,2 | 1,1 | 1,9 | 1,23 |
Мясо и птица | 1 | 1,1 | 2,5 | 1,15 |
Колбасные изделия | 1,1 | 1,1 | 1,5 | 2,2 |
Мясные консервы | 1 | 1,1 | 2,3 | 1,1 |
Рыбопродукты | 1 | 1,1 | 1,9 | 2,1 |
Масло животное | 1,2 | 0,9 | 2,5 | 1,02 |
Масло растительное | 0,7 | 1,3 | 2,4 | 0,3 |
Молоко и молочные продукты |
1,2 | 1,1 | 1,4 | 2,8 |
Сыр | 1,1 | 1,1 | 1,7 | 1,3 |
Яйца | 1,1 | 0,9 | 2,7 | 0,7 |
Сахар-песок | 0,8 | 1,4 | 3,1 | 0,64 |
Кондитерские изделия | 1,3 | 1 | 1,5 | 1,25 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1,3 | 1,1 | 1,2 | 1,74 |
Крупа и бобовые | 1,3 | 1 | 1,8 | 1,94 |
Макаронные изделия | 1,1 | 1,1 | 1,9 | 1,21 |
Алкогольные напитки | 1,6 | 1,2 | 1,7 | 1,26 |
Сложившиеся ценовые уровни также создали дополнительные стимулы томским товаропроизводителям для увеличения ассортимента продукции по товарным группам, отмеченным ранее, а также мороженого, майонеза и ряда других продовольственных товаров.
Сложившаяся в 1998-1999 годах тенденция повышения потребительских цен, опережающая динамику роста среднемесячного дохода на душу населения, привела к ситуации, когда реальные доходы населения в 1998 году сократились на 25,3 %, а в 1999 году на 4,7 %по сравнению с предыдущим годом (см. табл.3).
Динамика изменений реальных денежных доходов населения.
Таблица 3
ед. изм . |
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |
Среднемесячный доход на душу населения |
руб . |
705170 | 958689 | 875 | 1529 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги к предыдущему году |
% | 156,4 | 119 | 122 | 184 |
Темп роста реальных денежных доходов к предыдущему году |
% | 91,2 | 114 | 74,7 | 95,3 |
В 1998 году на потребительском рынке области сформировалась тенденция снижения объема ввозимой в область продукции по целому ряду товарных групп.
Сложившаяся структура ввоза и вывоза основных продовольственных товаров на территории Томской области показана в табл.4
Ввоз и вывоз основных продовольственных товаров на
территории Томской области.
Таблица 4
Виды продукции |
ед. изм. |
Ввоз | Вывоз | ||||
1996 г. |
1997 г. | 1998 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
||
Колбасные изделия |
тн | 380 | 750 | 266 | 134 | 45 | 11 |
Мясные консервы |
туб | 85 | 110 | 169 | |||
Мясорастител ьные консервы |
туб | 1 | 5 | 2 | |||
Масло животное |
тн | 136 | 135 | 46 | 44 | 42 | 16 |
Сыр, включая плавленый |
тн | 275 | 166 | 90 | |||
Молочные консервы |
туб | 9634 | 4110 | 2387 | |||
Сухое молоко | тн | 117 | 216 | 253 | 301 | 45 | 45 |
Цельномолочн ая продукция |
тн | 92 | 714 | ||||
Макаронные изделия |
тн | 716 | 1844 | 1813 | 9 | 1 | |
Сахар | тн | 2206 | 646 | 177 | |||
Кондитерские изделия |
тн | 2096 | 2679 | 1837 | 1554 | 1065 | 1880 |
Масло растительное |
тн | 681 | 1971 | 50 | |||
Мука | тн | 3376 | 6631 | 5285 | 4495 | 2870 | 2144 |
Крупа | тн | 478 | 539 | 341 | 4 | ||
Рыба | тн | 1508 | 973 | 148 | |||
Рыбные консервы |
тн | 1155 | 1071 | 193 | |||
Безалкогольн ые напитки |
тыс. дал |
168 | 131 | 177 | |||
Водка и ликероводочн ые изделия |
тыс. дал |
119 | 58 | 69 | |||
Пиво | тыс. дал |
379 | 320 | 167 |
Данная тенденция сформировалась в результате взаимодействия ряда факторов:
· снижения реальных денежных доходов на душу населения;
· устойчивых конкурентных позиций на продовольственном рынке томских товаропроизводителей;
· правильного выбора производителем производственной и маркетинговой стратегии, направленной на увеличение объемов производства, улучшение качества, расширение ассортимента и поддержание ценовых конкурентных преимуществ.
Производственные мощности предприятий, по подавляющему большинству товарных групп, потенциально способны обеспечить объемы производства, соответствующие спросу на рынке продовольствия.
1.2. Состояние, тенденции и потенциал развития предприятий
пищевой и перерабатывающей промышленности
Ситуация в пищевой и перерабатывающей промышленности в 1995-1998 гг. характеризуется спадом производства основных продуктов питания. Несмотря на некоторую стабилизацию и даже наметившийся рост производства в ряде отраслей, в целом объем выпуска продуктов питания в 1998 г. по сравнению с 1995 годом остается на уровне 50-80 % (см. таблицу1 и рисунок1).
Основными причинами сложившихся падения объемов производства и ухудшения финансового состояния предприятий ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности являются:
· низкая конкурентоспособность продукции, высокие издержки производства постоянно ухудшали позиции предприятий на рынке;
· высокие темпы инфляции при низкой оборачиваемости средств и вымывание у предприятий собственных оборотных средств;
· диспаритет цен на продовольственную продукцию и некоторые виды сырья, энергоносители, транспортные услуги;
· общее снижение платежеспособности населения в результате снижения реальных денежных доходов на душу населения;
· изменение структуры спроса на продукты питания.
За рассматриваемый период времени технологический потенциал подавляющего большинства предприятий перестал соответствовать современным требованиям.
Только 19% активной части фондов соответствуют мировому уровню, около 25% подлежат модернизации и 41% - замене. Степень износа основных производственных фондов составляет 76%. Более трети оборудования отработало два и более амортизационных срока. Вследствие низкого технического уровня производства велики потери сырья в процессе его переработки. Общие потери только по некоторым видам сырья достигают 20 %.
1999 год стал в значительной мере переломным для отрасли: по основным товарным группам прекратилось падение объемов производства, стабилизировался выпуск продукции (Табл. 1).
Основной вклад в формирование этой ситуации внесли предприятия являющиеся лидерами в своих подотраслях по объемам производства и продаж, занимающие ведущие позиции по формированию рынка продовольствия области в своих товарных сегментах (ОАО "Томскмясо", ОАО "Томское пиво", ФГУП ЗПП "Томский", ОАО "Томский кондитер", ОАО "Томскмолоко" и ряд других).
В 1998-1999 годах в деятельности предприятий сформировался ряд устойчивых тенденций, которые являются основой для создания на ближайший период потенциала развития не только самих предприятий, но и Программы в целом. К таким тенденциям следует отнести:
· существенное повышение качества управления предприятием в результате понимания руководителями предприятий своего места в формирующейся структуре рынка;
· активная инвестиционная деятельность по привлечению средств на технологическую модернизацию производства и пополнение оборотных средств;
· повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
· целенаправленная работа по снижению издержек производства и формирование ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции;
· проведение маркетинговых исследований, стремление занять лидирующую позицию на местном рынке и активное продвижение своей продукции за пределы области.
Таким образом в 1998-1999 годах тенденция падения производства сменилась тенденцией некоторого роста производства по ряду отраслей и предприятий.
Основные показатели работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за 1998-1999 годы и прогноз на 2000 год приведены в таблице 5 и рис.2.
Основные показатели работы предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности.
Таблица 5
Показатель | Ед. Изм. |
1998 г. факт |
1999 г. | 2000 г. | ||
факт | изменен ие % |
прогноз | изменен ие % |
|||
I. Объем реализации |
млн. руб. |
721,8 | 1694,1 | +234,7 | 2377,6 | +140,3 |
II. Себестоимость продукции |
млн. руб. |
627,9 | 1085,1 | +172,8 | 1314,4 | +121,1 |
III. Прибыль | млн. руб. |
46,4 | 82,6 | +178,0 | 140,8 | +170,5 |
IV. Затраты на один руб. реализованной продукции |
коп. | 87 | 62 | -28,7 | 55,3 | -10,8 |
V. Количество убыточных предприятий |
шт. | 10 | 8 | - | 3 | - |
VI. Налоговые платежи в местный бюджет (город, область) |
млн. руб. |
80,8 | 300,5 | +371,9 | 471 | +156,7 |
VII. Рентабельность производства |
% | 7,4 | 7,6 | - | 10,7 | - |
VIII. Рентабельность продаж |
% | 6,4 | 4,9 | - | 5,9 | - |
IX. Инвестиции в развитие производства |
млн. руб. |
96,1 | 118,6 | +123,4 | 823,5 | +694,3 |
В 1998-1999 годах заложена основа потенциала развития отрасли. В технологическую модернизацию производства, строительство, пополнение оборотных средств предприятиями вложено 287875 тыс. рублей. Из этой суммы 132176 тыс. рублей или 45,9% являются собственными, сформированными за счет реинвестирования прибыли и амортизации (табл.6).
Структура вложений и источники средств (в тыс. руб.)
Таблица 6
Направление инвестиций и источников средств |
1998 г. | 1999 г. |
Технологическое оборудование |
63096 | 56243 |
Здания, сооружения | 27239 | 59368 |
Оборотные средства | 31031 | 50898 |
Итого | 121366 | 166509 |
Собственные средства | 57663 | 74513 |
Заемные средства | 63703 | 91996 |
Итого | 121366 | 166509 |
Наибольший объем вложений в развитие предприятия осуществлен на:
1. ОАО "Томское пиво": объем вложений 53,4 млн. руб.
2. ФГУП ЗПП "Томский": объем вложений 40,1 млн. руб.
3. ОАО "Красная звезда": объем вложений 36,6 млн. руб.
4. ОАО "Томское мясо": объем вложений 8,9 млн. руб.
5. ОАО "Томские мельницы": объем вложений 8,6 млн. руб.
Производимая технологическая модернизация предприятий, увеличение производства продукции, грамотная ассортиментная политика, расширение сбытовой сети, обеспечило предприятиям устойчивые рыночные позиции в своем сегменте рынка. В результате улучшилась загрузка производственных мощностей (табл. 7)
Загрузка производственных мощностей предприятий по видам
продукции (в %)
Таблица 7
Отрасль | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Мясная (колбасные изделия) |
26,2 | 27,8 | 32 |
Молочная (цельномолочная продукция) |
35,8 | 44 | 60 |
Кондитерская | 36,6 | 62 | 80 |
Безалкогольная | 53 | 58 | 62 |
Мукомольная | 15,8 | 19,4 | 19,4 |
Хлебопекарная | 35 | 30 | 40 |
Пивная | 65,8 | 80 | 90 |
Рыбная | 48 | 57 | 58 |
Ликероводочная | 43 | 59 | 74 |
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Программы
Основной целью Программы является развитие эффективной устойчивой пищевой и перерабатывающей отрасли, обеспечивающей потребности населения в продуктах питания.
В период до 2003 года предполагается за счет привлечения внешних инвестиций и собственных средств в основном осуществить технологическую модернизацию производства, сформировать стартовый инвестиционный потенциал предприятий, обеспечивающий развитие отрасли на последующий период.
В процессе осуществления Программы должны быть решены следующие задачи:
· осуществление технической и технологической модернизации производства, обеспечивающей производство новых видов конкурентоспособной продукции;
· повышение эффективности внутрифирменного управления;
· разработка и внедрение современных систем управления качеством;
· формирование у ведущих предприятий отрасли собственного инвестиционного потенциала, обеспечивающего их дальнейшее развитие и диверсификацию производства;
· расширение корпоративной фирменной торговой сети для реализации продукции всех предприятий отрасли;
· разработка и принятие нормативных и законодательных актов, необходимых для успешной реализации целей Программы;
· формирование механизмов и процедур согласования действий и решений производителей конкурентной продукции при ее продвижении на местном рынке;
· создание основы для формирования собственной финансово-инвестиционной инфраструктуры отрасли.
Критерии отбора коммерческих проектов для их включения в Программу:
· достижение социально значимых показателей в результате реализации инвестиционных проектов;
· увеличение поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней после реализации проекта;
· величина срока окупаемости заемных средств.
Критерии отбора мероприятий для их включения в Программу:
· острота проблемы, решаемой данным мероприятием, ее типичность для других предприятий;
· невозможность решения проблемы без участия органов законодательной и исполнительной власти области;
· невозможность решения проблемы без согласования действий всех участников Программы.
Программа развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности реализуется с 2000 по 2003 год поэтапно в соответствии с годичным циклом формирования финансовых результатов предприятий и определения объема средств инвестиционной поддержки.
Реализация Программы начинается с проведения мероприятий, необходимых для решения приоритетных задач и успешной реализации Программы в целом:
· реализация группы приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;
· отработка механизмов финансирования инвестиционных проектов посредством сочетания собственных, заемных средств и средств инвестиционной поддержки из бюджетов различных уровней;
· разработка нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации целей Программы.
Программа предусматривает возможность ежегодной корректировки и уточнения в части:
· состава приоритетных проектов и мероприятий, подлежащих финансированию и реализации;
· общих задач и размера инвестиционной поддержки на конкурсной основе из средств бюджета области;
· механизма реализации Программы.
III. Система мероприятий по реализации Программы
Программа развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности носит отраслевой характер. Основным принципом группировки мероприятий и проектов в Программе является сложившаяся технологическая и продуктовая их однородность в рамках отдельных отраслей. Согласно указанному принципу инвестиционные проекты и мероприятия группируются по следующим направлениям:
- производство колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов;
- производство молочной и кисломолочной продукции;
- производство кондитерских изделий;
- производство ликероводочной продукции;
- хлебопекарное и макаронное производство;
- мукомольно-крупяное и комбикормовое производство;
- производство пивобезалкогольной продукции;
- производство рыбной продукции;
- потребительская кооперация;
- использование дикорастущего растительного сырья.
Формирование системы мероприятий Программы базируется на тридцати семи инвестиционных проектах, мероприятиях и предложениях по совершенствованию экономического, правового и организационного механизма взаимодействия участников Программы в достижении основных целей Программы.
Участниками Программы являются и могут стать предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности всего агропродовольственного сектора области.
3.1 Производство колбасных изделий, мясных консервов и
полуфабрикатов
Производством колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов в области занимается более 20 предприятий. Ведущими из них являются: ОАО "Томскмясо", ГСП "Томский", ОАО "Поиск". Доля рынка, занимаемая этими предприятиями, составляет 83-85%.
Для отрасли за истекший пятилетний период характерна тенденция спада производства продукции. Основными причинами спада являются:
- общее снижение уровня платежеспособности населения;
- рост цен на мясное сырье, их приближение к мировым ценам.
Основные мероприятия, предлагаемые ведущими производителями и включенные в Программу, направлены на:
· внедрение технологического оборудования, обеспечивающего выпуск продукции ранее не выпускаемой местными производителями (мясные консервы и детское питание на ОАО "Томскмясо");
· реализация ассортиментной политики, направленной на производство продукции, удовлетворяющей по своим ценам население с разными уровнями дохода (производство колбас с белковыми наполнителями, мясных полуфабрикатов, а также сырокопченых колбас и мясных деликатесов);
· приобретение оборудования, обеспечивающего глубокую комплексную переработку сырья;
· применение интенсивных технологий холодной обработки мясопродуктов с целью сокращения потерь;
· развитие процессов интеграции производителей мясного сырья и переработчиков продукции.
Потребность отрасли в инвестициях на период реализации Программы составляет 45,1 млн. руб.
3.2 Производство молочной и кисломолочной продукции
Объемы производства цельномолочной продукции, начиная с 1996 года, изменялись незначительно и составляли приблизительно 39 тыс. тонн в год. Можно утверждать, что наметилась тенденция к стабилизации положения с выработкой цельномолочной продукции. Наряду с этим производство животного масла неуклонно снижается. В 1999 году данный показатель составил 1,76 тыс. тонн, что на 4% меньше объема производства 1998 года.
Основные сложности, с которыми сталкиваются молокоперерабатывающие предприятия:
· нехватка сырьевых ресурсов (молока);
· жесткие сезонные условия в поставках сырья и реализации произведенной продукции населению;
· значительный износ производственных мощностей;
· отсутствие возможностей для расширения ассортимента производимой продукции для создания достойной конкуренции переработчикам из других регионов;
· отсутствие современного и качественного упаковочного оборудования.
Значительное увеличение выпуска продукции в следующем году планируют ОАО "Томский хладокомбинат" (с 870 до 1100 тонн) и ОАО "Томскмолоко" (с 11,8 до 18 тыс. тонн). Для улучшения показателей деятельности молокоперерабатывающих предприятий Томска и области, а также для максимально более полного удовлетворения потребностей населения в Программе планируется осуществление следующих мероприятий:
· увеличение объемов и ассортимента выпускаемой продукции (в том числе производство различных видов молочных десертов и жирных сыров);
· глубокая переработка сырья, использование различных вкусовых и витаминизированных добавок и применение современных заквасок и бакконцентратов;
· обновление имеющихся производственных мощностей для снижения потерь и брака при изготовлении продукции;
· приобретение новых технологических и упаковочных линий (применение современных упаковочных материалов), обеспечивающих увеличение сроков хранения, а в итоге повышение конкурентоспособности производимой продукции.
Инвестиционные потребности отрасли для реализации проектов Программы составляют 36,7 млн. руб.
3.3 Производство кондитерских изделий
Для предприятий отрасли характерна устойчивая тенденция роста объемов производства. Доля рынка, занимаемая томскими производителями в этом сегменте, составляет от 30 до 50% по различным видам кондитерских изделий. Существенно сокращается объем ввоза кондитерских изделий на рынок области и увеличивается их вывоз в другие регионы.
В структуре потребления кондитерских изделий наблюдается тенденция увеличения спроса на недорогую и качественную продукцию.
Основными направлениями развития кондитерской промышленности на территории Томской области в этой связи являются:
· замещение импортных товаров более дешевыми и качественными их аналогами местного производства;
· увеличение объемов производства, совершенствование качества продукции с целью вытеснения присутствующих на местном рынке конкурентов-производителей из соседних областей, а также для расширения сбыта собственной продукции в других регионах;
· дифференциация выпуска продукции в зависимости от различных уровней платежеспособности населения и потребительского спроса;
· максимальное использование в производстве местного сырья.
Для достижения этих целей представленные в Программе ОАО "Томский кондитер" и ОАО КФ "Красная звезда" планируют осуществление ряда мероприятий:
· модернизация существующего технологического оборудования;
· создание производства отсадного печенья и бисквитных изделий;
· снижение себестоимости производимой продукции;
· внедрение современной системы качества;
· установка упаковочных автоматов кондитерских изделий.
· создание мучных кондитерских изделий для детей и профилактического назначения.
В настоящее время в области отсутствует производство маргариновой продукции для предприятий пищевой отрасли и общественного питания. Потребность его 25 тонн в сутки.
Потребность отрасли в инвестициях на период реализации программы составляет 55 млн. руб.
3.4 Производство ликероводочной продукции
Производством ликероводочной продукции в области занимается 8 предприятий общей годовой мощностью 1701,4 тыс. дал. В 1999 году по сравнению с 1998 годом производство ликероводочной продукции увеличилось в два раза. В данном сегменте остро ощущается конкуренция между местными производителями, а также производителями из других регионов.
Технология ликероводочного производства соответствует современным требованиям. Однако основное технологическое оборудование ликероводочных заводов уступает зарубежным аналогам по производительности, металлоемкости и расходу электроэнергии. Мощности используются менее, чем на 50%. Ощущаются трудности с реализацией готовой продукции. В ближайшее время на ряде предприятий планируется освоение выпуска слабоалкогольной и газированной продукции.
Для закрепления позиций томских производителей на рынке ликероводочной продукции предусматриваются следующие меры:
1. Разработка нормативных и законодательных актов с вынесением их на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти, которые должны быть направлены на:
- обеспечение поддержки модернизации и диверсификации предприятий отрасли путем возврата заводам, проводящим реконструкцию и техническое перевооужение с целью повышения конкурентоспособности продукции, части акциза, перечисляемого в местный бюджет;
- установление порядка отпуска спирта на нужды предприятий первичного виноделия с предоставлением инвестиционного налогового кредита по акцизам;
- привлечение инвестиционных ресурсов в форме выпуска облигационных займов для технологической модернизации и увеличения объемов производства.
2. Организация производства продукции с использованием современных технологий (розлив натуральных вин горячим способом).
3. Организация производства слабоградусных алкогольных напитков (ООО "Томь-экстра", ООО "ТВК").
4. Окончание реконструкции и увеличение объема и ассортимента выпускаемой продукции на ФГУП ЗПП "Томский" и ОГУП ЛВП "Альтом".
Потребность отрасли в инвестициях на период реализации Программы составляет 443,8 млн. руб. Наиболее инвестиционно емким является проект ООО "Интегро-ЛТД" по строительству завода для производства стекольной тары.
3.5 Хлебопекарное и макаронное производство
Хлебопекарное и макаронное производство представлено тремя предприятиями: ОАО "Хлебулк", ЗАО "Томский дрожжевой завод", ОГУП "Томскхлебмакаронсервис". Деятельность данных предприятий не является высокорентабельной, постоянно ощущается нехватка собственных оборотных средств. А налоговые отчисления слишком малы для рассмотрения в качестве единственного варианта финансирования намеченных предприятиями мероприятий в виде налоговых освобождений. Источниками финансирования могут быть только недорогие заемные средства.
Основными проблемами этих предприятий являются:
· жесткая ценовая конкуренция с мини-пекарнями;
· основное оборудование предприятий имеет высокие установленные мощности и соответствующий этому уровень потребления ресурсов. Малая загрузка оборудования ведет к увеличению себестоимости, делая продукцию неконкурентоспособной;
· производственные мощности характеризуются высокой степенью морального и физического износа и низким коэффициентом использования.
При снижении производства хлеба предприятия наращивают объемы производства макаронных, сдобных хлебобулочных изделий, мучных кондитерских изделий.
Мероприятия Программы развития предприятий отрасли направлены на:
· расширение ассортимента и объемов выпускаемой продукции за счет более рентабельных булочно - кондитерских изделий;
· приобретение оборудования по упаковке производимой продукции с целью улучшения ее потребительских качеств (срока хранения, привлекательности, соответствия стандартам и требованиям рынка);
· удешевление потребляемых энергетических и топливных ресурсов, в частности, за счет перехода на использование газа;
· замену морально и физически устаревшего хлебопекарного оборудования на современное, с меньшей производительностью и более высокими техническими и технологическим характеристиками.
Выработка макаронных изделий в области составляет 400 тонн в год, тогда как реальная потребность в данном продукте находится на уровне 6600 тонн в год. Ввоз макаронных изделий на территорию Томской области составил в 1998 году 1813 тонн. Отсюда видна реальная потребность в наращивании объемов производства макаронных изделий на территории области. Для достижения этой цели планируются следующие мероприятия:
· освоение мощностей макаронной линии "Паван" ОГУП "Томскмакронсервис";
· увеличение производства за счет ввода новых мощностей на ОАО "Томские мельницы".
Потребность отрасли в инвестиционных ресурсах для реализации мероприятий Программы составит 82,56 млн. руб.
3.6 Мукомольно-крупяное и комбикормовое
производство
На рынке муки и круп томские производители испытывают жесткую конкуренцию со стороны производителей и поставщиков Алтая и Омской области. Однако, несмотря на это, производство муки в 1999 году значительно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами и составило 70 тыс. тонн.
Специализированные предприятия мукомольной промышленности полностью обеспечивают потребность хлебопекарной и кондитерской отраслей промышленности в муке по количеству и ассортименту. Производственные мощности позволяют при необходимости увеличить выпуск муки в 2 раза.
Производство крупы в области составляет 0,33 тыс. тонн в год. Планируемый Программой ввод крупяного цеха на ОАО "Томские мельницы " и ЗАО "Томь" позволит увеличить производство в несколько раз и производить около 2,5 тыс. тонн разнообразных видов круп в год.
Усложнилась ситуация в элеваторно-складской промышленности. Элеваторы и склады, оснащенные оборудованием большой производительности загружены на 20-30%.
Комбикормовое производство области обеспечивает кормами птицефабрики, животноводческие комплексы, общественное и личное животноводство. В настоящее время в данной отрасли наблюдается резкий спад производства. Так, если в 1989 году комбикормовая промышленность выработала 393 тыс. тонн продукции, то в 1998 г. - лишь 10 тыс. тонн. Программа предполагает восстановление производственных мощностей ОАО "Томский комбикормовый завод".
В этой связи важными мероприятиями Программы являются разработка и принятие нормативных актов о дотационном закупе комбикорма животноводческими хозяйствами и введении государственного заказа на производство комбикормов под заключенные договоры на производство животноводческой продукции.
Потребность отрасли в инвестиционных ресурсах на период реализации Программы составляет 30 млн. руб.
3.7 Производство пивобезалкогольной продукции
Пивоваренная отрасль является одной из наиболее прибыльных отраслей. Отмечается постоянный рост выпуска пива. Так с 1996 года объем выпуска пива увеличился в два раза (с 1014 тыс. дал. - в 1996 году до 2100 - в 1999 году). Соответственно ввоз пива на территорию Томской области ежегодно снижается. Так с 1996 года объем ввозимого пива снизился более чем в два раза - с 379 до 167 тыс. дал.
Проводимые маркетинговые исследования подтверждают прогноз роста объемов потребления пива в ближайшие годы. Развитие производства пива перспективно для Томской области в связи с тем, что:
- пиво является быстрооборачивающимся и высокорентабельным товаром;
- большая часть налогов, полученных от реализации пива, остается в местном бюджете;
- сохраняется денежная масса в пределах области;
- более полное удовлетворение потребностей населения в пиве ведет к снижению потребления крепких спиртных напитков.
Развитию пивного рынка Томской области и соседних регионов будет способствовать строительство собственной солодовни. В настоящее время весь пивоваренный солод в область завозится. Это ведет к оттоку средств из области и повышению себестоимости пива.
Кроме того, есть возможность освоить выпуск безалкогольного пива, спрос на которое есть, но отсутствует предложение со стороны местных производителей.
В последнее время также наблюдается рост потребления безалкогольных напитков, в том числе минеральных вод, газированной воды, соков. По сравнению с 1996 годом объем выпуска безалкогольных напитков увеличился в 1999 - с 1090 до 2353 тыс. дал.
В настоящее время в данном сегменте рынка ощущается жесткая конкуренция. Основными производителями безалкогольных газированных напитков являются: ООО"ТВК", ОАО "Томское пиво", ЗПП " Томский ", ЗАО "ПМК Зырянский".
Предприятия отрасли включили в Программу проекты и мероприятия по расширению ассортимента, увеличению выпуска напитков в пластиковой бутылке, улучшению качества и дизайна, налаживанию выработки напитков на натуральной основе.
Инвестиционные потребности отрасли на период 2000-2003 г.г. для реализации Программы составляют 268,6 млн. руб.
3.8 Производство рыбной продукции
Томская область является одной из самых обеспеченных областей РФ по рыбным ресурсам, в том числе пригодных к промышленному рыболовству. Распределение рыбных ресурсов достаточно неравномерно. Большая часть приходится на северный бассейн реки Оби. Сегодня рыбохозяйственный комплекс Томской области включает в себя множество мелких рыбоперерабатывающих производств, а также ассоциацию "Томскрыбхоз", объединившую в себе шесть предприятий. Загрузка производственных мощностей предприятий рыбохозяйственного комплекса в настоящее время не превышает 40% от возможной.
За последние несколько лет сформировался устойчивый рост объемов выпуска:
- рыбной продукции с 1,4 тыс. тонн в 1996 году до 2 тыс. тонн в 1999 году;
- рыбных консервов - с 715 тыс. усл. банок в 1996 году до 1640 тыс. усл. банок в 1999 году.
Однако существует серьезная угроза для стабильной работы отрасли, связанная с тем, что основные орудия рыболовства устарели морально и физически. Материально-техническая база флота практически не обновляется, техника промыслового рыболовства за последние 30 лет практически не изменилась, 80% судов выработало свой ресурс. В рыбопереработке 70% оборудования требует замены.
Мероприятия Программы по повышению эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса области предусматривают:
· обновление флота, реконструкцию коптильных цехов, приобретение современных орудий лова (Александровский рыбокомбинат, Парабельский рыбозавод, Колпашевский рыбокомбинат);
· финансирование мероприятий по восстановлению осетрово-сиговых заказников на территории Томской области: Зырянского и Томско-Шегарского;
Инвестиционные потребности отрасли для реализации проектов Программы составляют 3,5 млн. руб.
3.9 Потребительская кооперация
Союз потребительских обществ представлен в Программе развития самостоятельным направлением, ибо играет особую роль в формировании потребительского рынка в районах области. Для потребительской кооперации характерна многопрофильность производственной деятельности:
- хлебопекарное производство;
- производство кондитерских изделий;
- производство безалкогольных напитков;
- производство рыбной продукции и т.д.
Удельный вес производства кооперативной промышленности в объемах производства области составляет: по хлебу - 23%, по кондитерским изделиям - 11%, по безалкогольным напиткам - 2,1%.
Отрасль обеспечивает рабочими местами 800 человек.
Основными задачами предприятий отрасли являются:
- обеспечение населения районов области минимальным набором продуктов первой необходимости;
- расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции;
- улучшение финансового состояния предприятий потребкооперации.
Это и определило структуру мероприятий, включенных в Программу и направленных на технологическую модернизацию и замену оборудования производственных цехов, а также на пополнение оборотных средств. Основными мероприятиями в этой отрасли являются:
- технологическая модернизация оборудования хлебозаводов (Зырянское райпо, Шегарский РПС);
- установка технологических линий по розливу минеральной воды и растительного масла в полиэтиленовые бутылки (Томский РПС, Чажемтовское ПО);
- приобретение технологического оборудования для производства кондитерских изделий (Парабельский РПС);
- приобретение холодильного оборудования для сохранности и дальнейшей углубленной переработки ягоды с целью получения соков и напитков из натурального сырья (Чаинское райпо);
- пополнение оборотных средств (Кривошеинское райпо, Томский РПС).
Потребность в инвестициях предприятий потребкооперации на период реализации Программы составляет 11,5 млн. руб. Из них в 2000 году - 2,3 млн. руб.
3.10 Использование дикорастущего растительного
сырья
Проекты, связанные с коммерческим использованием дикорастущего сырья для производства пищевых продуктов, в Программе представлены самостоятельным разделом в связи со специфическими свойствами "предмета деятельности" и широким кругом субъектов, занятых в отрасли.
Для отрасли характерны:
- многопрофильность как в части сырья (кедровый орех, ягода, грибы, травы и т.п.), так и в части производимой продукции;
- сезонность, определяемая естественным циклом созревания и сбора дикоросов;
- географическая распределенность деятельности по территории области;
- ежегодная возобновляемость сырья с рисками неурожайных лет;
- большое количество занятых в период заготовок;
- особенности правового и налогового регулирования деятельности.
Сезонной заготовкой и реализацией дикоросов занимается большое количество частных лиц и организаций, в том числе из соседних областей, московские и китайские фирмы.
Дикоросы используют в производстве своей продукции ликероводочные предприятия, предприятия общественного питания, цехи полуфабрикатов и др.
Основными переработчиками дикоросов в области являются предприятия потребкооперации, НИИПП, ООО "Красота-СМ" (ягоды), ООО "Дикоросы" (кедровые орехи), ООО "Томская продовольственная компания" (грибы), ООО "Планета", ЗПП "Томский", ОГУП "Альтом". Как правило, переработчики дикоросов работают на сырье собственной заготовки.
По итогам заготовительного сезона 1999 года в области привлечено "живых" денег не менее 15 млн. рублей, в заготовках участвовали тысячи людей, зарабатывая реальные деньги за счет природного ресурса, а Томское управление лесами заняло первое место в РФ по сбору лесных податей.
В настоящее время для отрасли характерен подъем, связанный с производством импортозамещающей и натуральной продукции.
Основные мероприятия, предлагаемые ведущими переработчиками дикоросов и включенные в программу:
· создание и техническое перевооружение имеющихся производств на базе современного, в т. ч. импортного оборудования, обеспечивающего выпуск высококачественной продукции и продукции, ранее не выпускавшейся местными производителями в промышленных масштабах (концентрированные соки, термостабильные желе и джемы, очищенные кедровые орехи, замороженные грибы, гранулированные грибные порошки и т.п.);
· внедрение безотходных технологий переработки дикоросов;
· применение технологий и оборудования, обеспечивающих сохранение полезных свойств дикоросов в процессе переработки;
· формирование сбытовой сети региональных переработчиков дикоросов за пределами области;
· развитие процессов интеграции местных переработчиков дикоросов;
· создание правового и налогового пространства, обеспечивающего инвестиционную привлекательность и приоритет местных заготовителей и переработчиков дикоросов при обеспечении интересов территории (занятость и поступления в бюджет).
Инвестиционные потребности отрасли для реализации проектов программы составляют 1,5-1,7 млн. долларов США,
Перечень приоритетных мероприятий к областной сводной отраслевой Программе "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности на 2000-2003 годы" прилагается. (Приложение N 3)
IV. Финансовое обеспечение Программы, механизм ее
реализации
Общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2003 года составляет 1054343 тыс. рублей.
Столь высокая потребность в инвестициях подтверждает остроту проблем технологического, экономического, социального плана, накопившихся на большинстве предприятий отрасли за период рыночных реформ.
В Программе заложены основы перехода предприятий отрасли на новый технологический уровень, на технологии, обеспечивающие расширение ассортимента выпускаемой продукции, укрепление их рыночных позиций. Но, как правило, этот процесс сопровождается резким увеличением потребности в оборотных средствах. В связи с этим основными направлениями расходования инвестиционных ресурсов по мероприятиям и инвестиционным проектам программы являются:
· технологическая реконструкция и модернизация производства;
· пополнение оборотных средств.
Программа ориентирует предприятия на привлечение инвестиций из широкого круга источников:
1. собственные средства;
2. банковские кредиты;
3. средства внешних инвесторов;
4. инвестиционная поддержка Администрации Томской области в форме:
· налогового кредита (освобождение);
· гарантии Администрации Томской области на получение банковского кредита с процентной ставкой равной ставке рефинансирования ЦБ.
Инвестиционная поддержка предприятий-участников Программы осуществляется из средств бюджета области в соответствии с Законами Томской области "Об областном бюджете на 2000 год"; "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области"; постановлением Главы Администрации Томской области "Об утверждении положения о порядке регистрации инвестиционных проектов на территории Томской области", а также иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Томской области.
Основополагающие принципы инвестиционной поддержки:
· возвратность и плановая основа финансирования;
· высокие показатели коммерческой и бюджетной эффективности проектов;
· приоритетная поддержка конкурентоспособных товаропроизводителей, занимающих ведущие позиции на рынке;
· социальная значимость проекта.
Приоритетным правом на инвестиционную поддержку области пользуются предприятия:
· имеющие разработанный и прошедший экспертизу бизнес-план;
· вкладывающие в реализацию проектов, представленных в Программе, не менее 25% собственных средств;
· оформивших необходимые гарантии в отношении финансовых обязательств, вытекающих из реализации проекта.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по Программе к отдельным ее проектам Государственный заказчик Программы рассматривает вопрос о дополнительных мерах по привлечению внебюджетных источников для выполнения этих работ.
Общая инвестиционная потребность предприятий-участников программы на период ее реализации (2000-2003 годы) приведена в Приложении 1.
Распределение финансовых средств по основным направлениям расходования и источникам их формирования приведены в табл. 8
Распределение финансовых средств по основным направлениям
расходования средств и источникам их финансирования.
Таблица 8
Направление инвестиций и источников средств |
2000-2003 гг. прогноз, в тыс. руб. |
2000-2003 гг. прогноз, в % |
Технологическое оборудование |
817573 | 77% |
Здания, сооружения | 138060 | 13% |
Оборотные средства | 105880 | 10% |
Итого | 1061463 | |
Собственные средства | 274000 | 25% |
Заемные средства | 787463 | 75% |
Итого | 1061463 |
Основу Программы составляют 14 приоритетных инвестиционных проектов (Приложение 2), ориентированных на решение следующих задач:
· создание на основе современных технологий новых товаров, продуктов с высоким уровнем конкурентоспособности;
· снижение издержек производства;
· продвижение местных товаров на региональные рынки;
· создание импортозамещающих продуктов с длительным устойчивым спросом;
· существенное повышение налоговых поступлений в местный бюджет.
Инвестиционные потребности приоритетных проектов составляют 396 946 тыс. руб. или 37% от общей потребности в финансировании по Программе.
Главной инвестиционной задачей Программы является формирование в ходе реализации приоритетных проектов базового инвестиционного потенциала отрасли.
Наибольшие объемы средств необходимы для реализации следующих проектов:
s "Реконструкция и модернизация производства пива" на ОАО "Томское пиво" стоимостью 230 млн. рублей.
s "Расширение ассортимента выпускаемой продукции на основе технологической модернизации" на ОАО "Томский кондитер" стоимостью 30 млн. руб.
s "Расширение ассортимента выпускаемой продукции на основе технологической модернизации" на ОАО Кондитерское объединение "Красная звезда", стоимостью 25 млн. руб.
s "Технологическая модернизация производства" на ФГУП завод пищевых продуктов "Томский" стоимостью 18,4 млн. руб.
s "Расширение ассортимента выпускаемой продукции" на ОАО "Томскмясо" стоимостью 18,4 млн. руб.
V. Организация управления Программой и контроль за
ее реализацией
Организационный механизм управления Программой представляет собой единую систему организационных, экономических и административных рычагов, обеспечивающих сочетание интересов области, отрасли и отдельного предприятия при достижении целей Программы. Организационная схема управления Программой представлена на рисунке 2.
Государственным заказчиком, директором Программы является Администрация Томской области, которая делегирует ряд своих полномочий в части общего руководства и контроля за реализацией Программы куратору Программы - Департаменту государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и перерабатывающей промышленности.
Функциями куратора Программы является:
- разработка проектов нормативных и законодательных актов, обеспечивающих реализацию Программы;
- обеспечение координации действий участников Программы в ходе ее реализации;
- организация конкурсного отбора приоритетных проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;
- разработка и реализация предложений по дополнительному привлечению инвестиций;
- разработка предложений по корректировке целевых показателей, сроков и объемов ресурсов по Программе;
- мониторинг хода реализации проектов, получивших инвестиционную поддержку.
Организационная схема управления Программой
Куратор Программы может привлекать специалистов банков и инвестиционных структур для выполнения отдельных задач, необходимых для принятия решения по выделению средств предприятиям-участникам Программы, в частности, к разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, экспертизе инвестиционных проектов, оценке качества залогов предприятий, бизнес-аудиту предприятий, получивших инвестиционный кредит, мониторингу финансового состояния предприятий и хода реализации проекта.
В случае использования предприятием инвестиционных ресурсов, выделенных для реализации проекта не по назначению, либо в случае существенных задержек с выполнением инвестиционного проекта, куратор Программы принимает соответствующее решение и обращается к Государственному заказчику Программы с предложением об отмене решения об инвестиционной поддержке этого предприятия.
Куратор Программы организует и ведет ежеквартальную отчетность по ходу реализации Программы:
· соблюдение графика выполнения мероприятий и реализации проектов;
· объем освоения выделенных средств по различным мероприятиям, источникам в отчетном периоде;
· соблюдение условий кредитных договоров.
Администрация Томской области выполняет функции Государственного заказчика, директора Программы в соответствии с установленными нормативными и законодательными актами, обеспечивает инвестиционную поддержку мероприятий и проектов Программы и организует контроль за их реализацией.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
В процессе реализации Программы планируется обеспечить:
1. повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, увеличение доли их присутствия на местном рынке;
2. увеличение объемов продаж продукции томских производителей на продовольственных рынках других регионов;
3. формирование собственного инвестиционного потенциала развития;
4. формирование и развитие интеграционных процессов (агропромышленная интеграция, инвестиционно-финансовая, производственно-технологическая);
5. увеличение поступлений в бюджеты всех уровней за счет увеличения налогооблагаемой базы предприятий в результате реализации инвестиционных проектов;
6. увеличение числа рабочих мест.
Коммерческий характер проектов, принцип избирательности инвестиционной поддержки в увязке с текущими результатами финансово-хозяйственной деятельности, а также использование других источников финансирования (кредит, средства внешних инвесторов) позволяют минимизировать затраты на Программу, выделяемые из областного бюджета. В результате реализации 14 приоритетных проектов до 2003 года будет обеспечен чистый доход в размере 228 704 тыс. руб.
Средний срок окупаемости суммарных инвестиционных затрат по рассматриваемым проектам составляет 1,5-2 года.
Объем налоговых платежей в областной и городской бюджет после реализации проектов и выхода на проектную мощность составит 98 679 тыс. руб. ежегодно.
Реализация приоритетных проектов Программы будет служить сохранению существующих и созданию дополнительно 562 рабочих места из 710 по Программе в целом.
Строительство либо реконструкция ряда предприятий (в случае финансирования этих проектов) по переводу их на газ позволит существенно улучшить показатели экологической среды.
В итоге реализации Программы в целом и ее приоритетных проектов, начиная с 2000 года, создается инвестиционный потенциал отрасли, который будет способен обеспечить не только дальнейшее собственное развитие, но и вложение собственных инвестиционных ресурсов в диверсификацию производства.
Рост реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности позволит увеличить финансовые поступления в отрасль и в значительной мере решить проблему несостоятельности и накопленных долгов. Это, в свою очередь, сделает возможным нормальное для рыночной экономики кредитование дальнейшего развития предприятия.
Развитие пищевой промышленности в районах области - это пополнение местных бюджетов и создание несельскохозяйственных рабочих мест.
Обобщенные показатели эффективности реализации Программы.
1. Общая потребность в инвестициях:
· по Программе в целом, 1 061 463 тыс. руб.
· по приоритетным проектам 396 946 тыс. руб.
2. Чистый доход за период 2000-2003:
· по Программе в целом 486 315тыс. руб.
· по приоритетным проектам 228 704 тыс. руб.
3. Средний срок окупаемости инвестиций:
· по Программе в целом 2,5-3,5 года
· по приоритетным проектам 1,5-2 года
4. Ежегодные налоговые отчисления в местный бюджет после реализации проектов и выхода на проектную мощность:
· по Программе в целом 140 866 тыс. руб.
· по приоритетным проектам 98 679 тыс. руб.
5. Создание новых рабочих мест 710 рабочих мест
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Томской области от 3 ноября 2000 г. N 46-ОЗ "Об утверждении областной сводной отраслевой Программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.