Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Кедрового от 23 августа 2013 г. N 423 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие при составлении и исполнении бюджета города Кедрового, начиная с бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2020 гг.
Приложение
Муниципальная программа
"Повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2011-2020 гг." (утв. постановлением Администрации города Кедрового от 7 октября 2011 г. N 427)
23 августа 2013 г., 30 апреля 2014 г., 17 марта, 19 декабря 2015 г.
Наименование Программы
Основание для разработки программы |
Повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 2011-2020 гг. Поручение Губернатора Томской области от 08.09.20011 N ВК-07-2502, Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 23.11.2009 N 261-ФЗ. |
||
Заказчик Программы |
Администрация города Кедрового |
||
Разработчик Программы |
Администрация города Кедрового |
||
Сроки реализации Программы |
2011-2020 годы |
||
Исполнители Программы |
Структурные подразделения Администрации г. Кедровый, предприятия и организации на конкурсной основе (по согласованию). |
||
Цель Программы |
Создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на предприятиях и населением такими темпами, чтобы обеспечить динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП на 40 % к 2020 году (по отношению к 2007 г.) в соответствие с Указом Президента России N 889 от 04.06.2008 г. |
||
Основные задачи Программы |
Основной задачей Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению. |
||
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии: совершенствование финансовых механизмов; совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления; совершенствование системы энергоаудита и мониторинга; создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение. 2. Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения: создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний; создание системы конкурсного отбора бизнес - проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес - проектов по энергосбережению); разработка механизмов привлечения частных инвестиций. 3. Популяризация энергосбережения, информирование: создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; организация курсов повышения квалификации; проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом; пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации. | |||
Финансирование Программы |
Финансирование Программы осуществляется: на основе договоров за счет предприятий и организаций, участвующих в реализации программы, бюджетов: федеральный бюджет областной бюджет, бюджет муниципального образования, внебюджетные источники в соответствии с законодательством РФ. |
||
Ожидаемые конечные результаты |
В соответствии с разработанными целевыми показателями Программы |
||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляет Администрация г. Кедрового |
Введение
Целью Программы является разработка программных мероприятий по повышению энергетической эффективности муниципального образования с определением динамики снижения энергоемкости валового регионального продукта по годам до 2020 года, обеспечивающие снижение энергоемкости ВРП области на 40 %.
В Программе приведен анализ сводных топливно-энергетических балансов, определен назначенный потенциал энергосбережения и составлен план мероприятий на 2011-2020 годы. В основном эти мероприятия относятся к гуманитарной составляющей энергосбережения и повышения энергоэффективности и составляют базу для всемерного применения современных энергосберегающих технологий.
Термины и основные определения
В настоящей Программе применяются следующие основные термины и понятия:
- энергетический ресурс - природный и произведенный носитель энергии, запасенная энергии которая используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности;
- вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производственного процесса или использования объектов, функциональное назначение которых не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
- энергосбережение - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на снижение потребления (использования) энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования;
- энергетическая эффективность - отношение полезного эффекта (результата), в том числе объема произведенной продукции, полученного от использования энергетического ресурса (ресурсов), к затратам соответствующего ресурса (ресурсов), обусловившим получение данного эффекта (результата);
- повышение энергетической эффективности - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на увеличение полезного эффекта от потребления (использования) энергетических ресурсов, с учетом соблюдения требований к охране окружающей природной среды, санитарно-гигиенических и иных норм законодательства Российской Федерации;
- класс энергетической эффективности - характеристика объектов, отражающая их энергетическую эффективность;
- бытовое энергопотребляющее устройство - объект, функциональное назначение которого предусматривает потребление (использование) энергетического ресурса и который может использоваться в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, потребляемая (выдаваемая) мощность которого в части электрической энергии не превышает 21 кВт (100 кВт), соответственно, в части тепловой энергии не превышает 100 кВт (500 кВт), соответственно;
- энергетическое обследование - сбор, обработка и анализ данных о потреблении (использовании), передаче, производстве энергетических ресурсов организаций и (или) объектов, а также технологических процессов с целью получения объективных данных об объемах потребляемых (используемых), производимых, передаваемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности у организаций, объектов, технологических процессов;
- энергетический паспорт - документ, составленный по итогам проведения энергетического обследования или на основании проектной документации, содержащий, в том числе, информацию об объемах потребляемых (используемых), производимых, передаваемых энергетических ресурсов, о потенциале энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- государственный энергетический реестр - систематизированный свод документированной информации об уровне потребления энергетических ресурсов и эффективности их использования в экономике Российской Федерации, составленный, в том числе, на основе энергетических паспортов;
- энергосервисное соглашение (контракт) - соглашение (контракт), по которому исполнитель осуществляет действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности потребления (использования), производства, передачи энергетических ресурсов заказчиком, а заказчик оплачивает согласованную цену и выполняет иные согласованные действия;
- организации с государственным или муниципальным участием - юридические лица, в которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставных капиталах составляет более пятидесяти процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, а также юридические лица, на имущество которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеет право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения), и государственные корпорации.
1. Стратегические проблемы повышения энергетической
эффективности на территории муниципального образования
Муниципальное образование "Город Кедровый" расположено на северо-востоке Васюганской равнины, в долине р. Чузик (бассейн Оби), в 480 км к северо-западу от г. Томска.
Общая площадь муниципального образования - 1697 км2 (0,52 % территории Томской области). Большую часть региона покрывают леса (67,9 %) и заболоченные равнины (21,7 %). Здесь размещаются бассейны малых рек: Ольги, Корги, Таванги, Чузика. Территория приравнена к районам Крайнего Севера.
г. Кедровый можно классифицировать по следующим показателям:
- по значению индекса демографического состояния населения (благополучный город);
- по значению индекса доходов населения (благополучный город);
- по значению индекса нагрузки на бюджет (благополучный город);
- по значению индекса жилищно-коммунальной сферы (благополучный город);
- по значению индекса состояния здравоохранения (относительно неблагополучный город);
- по индексу привлекательности территорий (относительно благополучный город).
Приоритетным направлением в экономике г. Кедровый является нефтедобывающая отрасль - добыча углеводородного сырья (нефти, газа, газового конденсата).
В г. Кедровом действует 3 вертолетные площадки, которые обеспечивают воздушное сообщение с нефтегазовыми месторождениями.
Малый бизнес закрывает нишу розничной торговли, хлебопечения, бытового обслуживания, коммерческих перевозок.
В городе функционирует транспортное предприятие, обеспечивающее автобусное сообщение внутри района, а также между районом и областным центром.
Площадь жилищного фонда муниципального образования составляет 92 200 кв. м. на 01.01.2010 г. Обеспеченность жилой площадью на одного жителя в районе составляет - 19,65 м2 на чел.
Организацией коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый", обслуживающей жилищный фонд города Кедрового, является закрытое акционерное общество "Восточная Инвестиционная Газовая Компания".
Коммунальный комплекс г. Кедровый ежегодно требует увеличения средств для своего функционирования. Низкий уровень финансирования приводит к накоплению недоремонта и дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем и качеству оказания услуг. Основными проблемами жилищно-коммунального комплекса являются высокий уровень износа основных фондов ЖКХ, низкая техническая оснащенность, высокий процент ветхого жилья.
В г. Кедровом необходимо решение следующих задач:
- Повышение качества и надежности тепло- и водоснабжения потребителей;
- Снижение себестоимости оказываемых услуг;
- Снижение сверхнормативных потерь;
- Снижение сверхнормативных затрат энергоресурсов на выработку тепла, воды;
- Приведение муниципальных инженерных коммуникаций к нормативному состоянию и др.
Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие района на основе коммерческих инвестиций.
От повышения инвестиционной привлекательности территории г. Кедровый зависит развитие экономического потенциала и повышение эффективности использования природных ресурсов, а именно совершенствование инфраструктуры, повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие малого предпринимательства, развитие сельского и лесного хозяйства.
2. Анализ и совершенствование нормативно-правовой базы
энергосбережения муниципального образования
На территории муниципального образования "Город Кедровый" принят ряд программ, в том числе:
- Программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Кедровый" на период 2007-2012 гг.;
Во исполнение закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ нормативно-правовая база муниципального образования "Город Кедровый" в сфере энергосбережения и энергоэффективности требует существенной доработки и принятия необходимых муниципальных нормативно-правовых и распорядительных актов.
- Нормативно-правовые акты:
"О порядке выдачи технических условий на подключение объектов строительства".
"О расчете потребляемой тепловой энергии, воды и других энергоресурсов по коллективным приборам учета".
"Об организации учета энергетических ресурсов на территории муниципального образования".
"О паспортизации жилых домов, попадающих под N 261-ФЗ" и др.
- Распорядительные акты:
"О формировании энергосберегающего образа жизни на территории муниципального образования".
"Об образовании факультативов по энергосбережению в школах" и др.
3. Формирование энергосберегающего сознания населения
муниципального образования
3.1. Законодательное и правовое обеспечение
пропаганды энергосбережения
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеет три аспекта:
- организационный;
- технический и технологический;
- гуманитарный.
Реализация основных положений Федерального и региональных законов об энергосбережении и формирование энергосберегающего образа жизни невозможно без гуманитарной составляющей, которая реализуется по средствам пропаганды энергосбережения. Это закреплено ФЗ N 261 от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", где в главе 6 ст. 22 "Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:
- учреждения администрации;
- учреждения культуры и спорта;
- управляющие компании;
- бытовые потребители.
Успешное развитие программы энергосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей энергоресурсов, а также руководителей.
3.2. Механизмы пропаганды энергосбережения
Пропаганда - (от лат. propaganda - распространение) деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.
Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:
1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;
2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;
3. Преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;
4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;
5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.
3.3. Пропаганда энергосбережения для бюджетной сферы
Мероприятия, направленные на решение задач по снижению потребления энергоресурсов в бюджетной сфере, могут быть реализованы только в случае их качественной информационной поддержки. Лимитирование энергопотребления и стимулирование к энерго- и ресурсосбережению приведут к реальному снижению их потребления только в случае выполнения нескольких обязательных условий:
- информационное обеспечение руководителей, ответственных за принятие стратегических и инвестиционных решений;
- информации о наличии энергосберегающих технологий и возможности их применении в районе;
- наличие плана мероприятий по энергосбережению и сроки их проведения;
- наличие квалифицированного персонала в области энергосбережения.
Для обеспечения оперативного доступа к информации необходимо использовать (создать) городской сайт, где можно сосредоточить максимальную информацию по энергосбережению, о практических результатах энергосберегающих программ, проектах и мероприятий.
Для повышения эффективности пропаганды, необходимо ввести рейтинговую систему по результатам мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере.
Понимая, что лица, ответственные за потребление ресурсов в организациях бюджетной сферы, имеют представление об энерго- и ресурсосбережении на бытовом уровне, для них необходимо организовать курсы повышения квалификации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Для руководителей бюджетных учреждений рекомендуется разработать или использовать разработанные информационные бюллетени ("Энергосбережение на рабочем месте" и т.д.).
3.4. Обучение и повышение квалификации
Обучение и подготовка специалистов в области энергосбережения, образовательные программы в сфере рационального использования топливно-энергетических ресурсов - важная часть любой программы энергосбережения. Проведение обучения руководящих и ответственных работников объектов энергообеспечения, жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса, работников бюджетной сферы и т.д. Т.е. необходима общенациональная образовательная программа для представителей местной администрации и органов местного самоуправления по осуществлению национальной энергосберегающей политики. Это позволит достичь следующих целей:
- научить руководителей учреждений бюджетной и жилищной сферы использовать различные финансовые механизмы для реализации мероприятий по энергосбережению;
- научить специалистов самостоятельно внедрять и разрабатывать мероприятия по энергосбережению.
Организации в области энергосбережения, энергетической и экологической эффективности должны быть сертифицированы в системе добровольной сертификации, включенных в единый реестр Ростехрегулирования с целью:
- определения уровня готовности объектов сертификации работать в режиме повышенной энергетической эффективности;
- определения качества производимых работ и услуг;
- поиска новых форм взаимоотношений между потребителями и производителями ТЭР;
- системного взаимодействиями с объектами сертификации.
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов в области энергосбережения, энергетической и экологической энергоэффективности должна проводиться квалифицированными специалистами. Возможно обучение на кратковременных курсах с получением свидетельства (удостоверения) или заочное обучение. Результат пропаганды энергосбережения зависит от количества грамотных специалистов в этом вопросе.
Рекомендуется разработать и утвердить систему проверки знаний (аттестация) для муниципальных служащих, руководящих и ответственных работников объектов энергообеспечения, жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса и т.д. на знание ФЗ N 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3.5. Возможный вариант агитационных материалов
Предлагаем следующие слоганы:
"Энергосбережение - дело для всех - польза для каждого"
"Энергосбережение - не экономия, а умное потребление!"
"Энергосбережение - новый подход к решению старых проблем"
"Занятие энергосбережением дает доход и власти уважение"
"Берегите электричество в любых количествах"
"И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением"
"Выключить также легко, как и включить"
"Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду"
Энергосбережение - это не столько сбережение энергоресурсов, но и их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования энергоресурсов как в быту, так и в учреждениях, показать все достоинства современных энергосберегающих технологий и мероприятий
По мировой статистике каждый вложенный рубль в энергосбережение и повышение энергетической эффективности дает от 2,5 до 4 рублей годовых.
4. Анализ энергетической эффективности систем
коммунальной инфраструктуры
На сегодняшний день в г. Кедровом функционирует 4 котельных суммарной установленной мощностью 29,03 Гкал/ч. В общем числе преобладают мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч каждая, работающие на дровах. Информация об источниках теплоснабжения представлена в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Источники теплоснабжения
N п./п. |
Наименование котельных |
Вид топлива |
Мощность котельных установок, Гкал/ч |
Расход топлива, м3/час |
Количество котлов и марка |
Сведения о наличии документации о вводе в эксплуатацию |
Сведения о наличии правоустанавливающей документации |
Наличие приборов учета |
1 |
Котельная города Кедрового |
Газ |
29 |
967,7 |
ВКГМ 2,5 - 2 шт. ВКГМ - 4 - 6 шт. |
Год ввод в эксплуатацию - 1987. Ввод в эксплуатацию здания отсутствует. |
Технический паспорт на здание отопительной котельной строение 0025 |
установлен |
2 |
Котельная Пудинской СОШ |
Дрова |
0,01 |
5,6 |
КВ-0,4-95 РСО - 2 шт. |
Монтаж, установку котлов и пусконаладочные работы проводил ЗАО "Сибтепломонтаж". Ввод в эксплуатацию здания отсутствует. |
В 2003-2004г. в котельной были установлены 2 котла марки КВ-0,4-95 РСО, монтаж и установка котлов производил ЗАО "Сибтепломонтаж" |
отсутствует |
3 |
Котельная Дома культуры с. Пудино |
Дрова |
0,01 |
5,6 |
1 шт. |
Ввод в эксплуатацию здания отсутствует. |
нет |
отсутствует |
4 |
Котельная Библиотека-Филиал с. Пудино |
Дрова |
0,01 |
5,6 |
1 шт. |
Ввод в эксплуатацию здания отсутствует. |
нет |
отсутствует |
Фактическая присоединенная нагрузка котельных меньше установленной мощности на всех котельных муниципального образования. На большинстве источников наблюдается эффективное использование топлива: фактический удельный расход не превышает нормативных значений. Следовательно, котельные могут вырабатывать большее количество тепловой энергии.
Отсутствие учета тепловой энергии на источниках и у потребителей делает невозможным определить величину фактических тепловых потерь и расходов топлива на выработку Гкал. Учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии также позволяют:
- осуществлять взаимные финансовые расчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии;
- осуществлять контроль за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления;
- осуществлять контроль за рациональным использованием тепловой энергии и теплоносителя;
- документировать параметры теплоносителя: массу (объем), температуру и давление.
В соответствии с ФЗ-261: "С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу _ обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют".
Энергетические обследования муниципальных источников теплоснабжения не проводились. Однако в соответствии с ФЗ-261 "Об энергосбережении_": "Проведение энергетического обследования является обязательным для организации с участием государства или муниципального образования". Таким образом, на всех муниципальных котельных должен быть проведен энергоаудит с составлением энергетического паспорта и плана мероприятий по энергосбережению до 31.12.2012 г.
Основные мероприятия по повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры г. Кедрового:
- проведение обязательных энергетических обследований;
- создание комплексной системы учета тепловой энергии и воды;
- организация водоподготовительных мероприятий;
- замена изношенных теплотрасс и восстановление изоляции;
- гидравлический расчет и регулировка тепловых сетей;
- замена изношенных водопроводных сетей;
- установка глубинных насосов в скважинах;
- установка частотных преобразователей на перекачивающее оборудование для снижения затрат электроэнергии на перекачку воды;
- замена изношенного оборудования КОС и канализационных сетей;
- модернизация насосного и воздуходувного оборудования.
5. Анализ энергетической эффективности в организациях
с участием муниципального образования
5.1. Анализ ситуации с энергетическими обследованиями
объектов бюджетной сферы
Согласно ФЗ "Об энергосбережении" N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. ст. 16 "Обязательное энергетическое обследование" организации с участием государства или муниципального образования обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года.
При проведении энергетического обследования (энергоаудита) производится оценка эффективности использования, в т.ч.- по показателям энергоэффективности, всех видов ТЭР потребляемых (используемых) потребителем ТЭР, а также вторичных энергоресурсов.
Конечным пунктом проведения энергетического обследования является разработка плана мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ТЭР. Мероприятия по повышению эффективности делятся на первоочередные и инвестиционные мероприятия, требующие значительные инвестиции.
Неотъемлемой частью энергетического обследования является составление энергетического паспорта предприятия.
Энергетический паспорт является обязательным официальным документом для всех предприятий-обладателей энергетического хозяйства. Энергетический паспорт - это документ, отражающий баланс потребления и производства и содержащий показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности, а также содержащий план мероприятия по повышению эффективности использования энергоресурсов.
Помимо проведения энергетических обследований предприятий и организаций, необходимо, для повышения энергетической эффективности, производить энергетические обследования с учетом тепловизионного контроля. Энергетический паспорт, составляемый по итогам энергетического обследования многоквартирного дома, помимо указанной информации должен содержать информацию об оценке расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информацию о сроках их окупаемости.
Организации с государственным или муниципальным участием обязаны проходить энергетическое обследование не реже, чем один раз в пять лет. В результате обследования составляется энергетический паспорт организации и разрабатывается перечень не связанных со спецификой используемой технологии (общедоступных, типовых) мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
5.2. Анализ системы учета потребления ТЭР
объектами бюджетной сферы
Оснащенность приборами учета энергоресурсов объектов бюджетной сферы, представлена в таблице 5.1.
Оснащение приборами многотарифного учета ЭЭ в бюджетной сфере отсутствует.
Таблица 5.1.
Оснащенность приборами учета бюджетных учреждений МО г. Кедровый
Оснащенность приборами учета |
Учреждения здравоохранения |
Учреждения образования |
Учреждения культуры |
Администрация |
1. электрической энергии |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. тепловой энергии |
100 |
100 |
100 |
100 |
воды |
100 |
100 |
100 |
100 |
Необходимо провести инвентаризацию установленных ранее приборов учета согласно требованиям, представленных ниже в пункте 5.2.1.
При установке приборов учета желательно оборудовать тепловые пункты системой погодного регулирования. Основной экономический эффект достигается в переходные периоды (от +8 до -2 град.) и достигает 30%.
5.2.1. Требования к приборам учета энергоресурсов
В соответствии с ч. 2 ст. 13 закона N 261 ФЗ от 23.11.09 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
"2. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов_
_До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов"
Необходимо провести проверку текущего состояния приборов учета, в особенности электроэнергии, на соответствие следующим требованиям:
Под расчетным прибором учета понимается - прибор учета, установленный для денежного расчета за энергоресурс.
Требования к расчетному прибору учета:
- Класс точности 2,0 и выше;
- Прибор учета должен быть опломбирован заводом изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку; пломба, установленная поставщиком энергоресурса, где прибор учета присоединён к сети, не должна быть нарушена;
- Поверка должна быть осуществлена в сроки, указанные в паспорте прибора учета.
При нарушении хотя бы одного из условий, плата за электроэнергию производится по расчету.
5.3. Анализ состояния систем освещения объектов бюджетной сферы
Анализ состояния систем освещения объектов бюджетной сферы проводился по методике энергетических обследований систем электрических освещений, утвержденной в Системе добровольной сертификации ZOND.
Правильный выбор системы освещения является важным резервом энергосбережения. Общепринятой для освещения рабочих помещений является система общего равномерного освещения.
Согласно ФЗ "Об энергосбережении" N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
По технико-экономическим соображениям в зависимости от характеристики и разряда зрительной работы (по СниП 23-05-95*) произведен расчет потенциала экономии электроэнергии (ЭЭ) при замене ламп накаливания (ЛН) на компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) с более высокой светоотдачей в бюджетных учреждениях, где наличие ЛН составляет 20% и более.
При замене ЛН на КЛЛ учитывалось сохранение фактического необходимого светового потока и нормированного уровня освещенности согласно СниП 23-05-95*.
Потенциал годовой экономии ЭЭ произведен для указанных помещений бюджетного учреждения. Данный расчет не учитывает равномерность освещения в помещении, но сохранение светового потока соблюдается. Потенциал годовой экономии ЭЭ складывается из экономической эффективности замены ЛН на КЛЛ (фактическое потребление уменьшается в 3-5 раз) за минусом стоимости покупки и установки новых КЛЛ.
Анализ состояния систем освещения учреждений МО г. Кедровый представлен в таблице 5.3.1.
Методика анализа систем внутреннего освещения
В качестве примера приведен анализ системы внутреннего освещения офиса отела по культуре (таблица 5.3.1.). Для остальных объектов расчет аналогичный.
В офисе 2 ЛН мощностью 60 Вт. По паспортным данным световой поток ЛН-60 равен 650 лк, срок службы 1000 ч, годовое число работы ЛН 1728 ч.
Выбираем КЛЛ с сохранением уровня светового потока и освещенности: мощность 13 Вт с световым потоком 715 лк. Так как световой поток КЛЛ выше, чем у ЛН, необходима корректировка числа ламп в помещении:
N* = Nф * Фпасп.лн / Ф*пасп.клл = (2 * 650) / 715 ~1,8 принимаем к установке 2 шт.
Определяем фактическое потребление ЭЭ ЛН-60 с учетом коэффициента использования осветительных установок:
Wфакт.лн = (Рпасп.лн * Nф * Тгод * kисп.оу) / 1000 = (60 * 2 * 1728 * 0,8) / 1000 = 165,89 кВтч/год,
где kисп.оу = 0,8 - коэффициент использования установленной электрической мощности рабочих помещений.
Определяем фактическое потребление ЭЭ КЛЛ-13 с учетом коэффициента использования осветительных установок:
Wфакт.клл = (Р*пасп.клл * N*ф * Тгод * kисп.оу) / 1000 = (13 * 2 * 1728 * 0,8) / 1000 = 35,94 кВтч/год
Экономия ЭЭ при замене ЛН-60 на КЛЛ-13 равна:
дельта W = Wфакт.лн - Wфакт.клл = 165,89 - 35,94 = 129,95 кВтч/год
Экономическая эффективность при замене ЛН-60 на КЛЛ-13 при тарифе 3,70 руб./кВтч составляет:
дельта Э = дельта W * Т = 129,95 * 3,7 = 480,815 руб./год
Стоимость установки и монтажа КЛЛ-13 в количестве 2 шт. равна:
дельта К = Ц * N* = 98,66 * 2 = 197,32 руб.
Потенциал годовой экономии замены ЛН-60 на КЛЛ-13 определится как
П = дельта Э - дельта К = 480,815 - 197,32 = 283,495 руб./год
Период окупаемости установленных КЛЛ-13 в количестве 2 шт. равен
Токуп = (12 * дельта К) / (дельта W * Т) = (12 * 197,32) / (129,95 * 3,5) = 4,9 мес.
Таким образом, потенциал годовой экономии с офиса отдела по культуре в первый год составит 283,495, на второй год экономия эксплуатации ламп составит 678,12 руб.
Приведем пример нерационального расхода ЭЭ на освещение, когда при достаточном естественном освещении включаются осветительные приборы. Это происходит либо по халатности работников, либо из-за плохого состояния поверхности стен, потолков, загрязненности окон и др.
Потери ЭЭ из-за нарушения графика включения-отключения освещения и переплату за ЭЭ можно определить по формуле:
Эосв = Руст. * kс * (8760 - Тгод) = 2 * 13 * 0,8 * (8760 - 1728) = 146,266 кВт
где Руст. - установленная мощность всех ламп, Вт, kс - коэффициент спроса осветительной нагрузки для учебных учреждений.
При тарифе 3,7 руб./кВтч переплата за ЭЭ с одного помещения составит 541,18 руб./год.
С учетом примера нерационального использования ЭЭ приведем основные мероприятия по повышению энергоэффективности освещения:
1. Максимальное использование естественного освещения в дневное время и автоматическое управление искусственным освещением в зависимости от уровня естественного освещения. Управление включением освещения может осуществляться от инфракрасных датчиков, присутствия людей или движения.
2. Использование современной осветительной арматуры с рациональным светораспределением.
3. Использованием электронной пускорегулирующей аппаратуры (ПРА).
4. Применение автоматических выключателей для систем дежурного освещения в зонах временного пребывания людей.
5. Окраска поверхностей производственных помещений и оборудования в светлые тона для повышения коэффициента использования естественного и искусственного освещения.
6. Содержание светопрозрачных конструкций осветительных приборов в чистоте.
7. Установка защиты от превышения номинальных уровней напряжения (если присутствуют скачки напряжения).
8. Разбивка большого помещения на световые зоны с отдельными для каждой зоны выключателями.
9. Обычные люминесцентные светильники, работающие более 5000 ч в год, должны быть оборудованы отражателями, позволяющими удвоить световой поток или при том же световом потоке уменьшить вдвое количество люминесцентных ламп.
Таблица 5.3.1
Анализ состояния систем освещения
бюджетных учреждений МО г. Кедровый
Наименование учреждения и поселения |
Исходные данные |
Выбор КЛЛ |
Расчет |
|||||||||||||
Рп, Вт |
Фп, лк |
Nф, шт. |
Т год, ч |
Т срок сл.,ч |
Р*п, Вт |
Ф*п, лк |
N*, шт. |
Т срок сл.,ч |
Цена клл, руб. |
Экономия при замене, кВтч/год |
Тариф ЭЭ, руб./кВт?ч. |
Эконом. эф-ть при замене, руб./год. |
Стоим-ть замены ламп, руб. |
Потенциал годов. эконом., руб/год |
Период окупаем-ти, мес. |
|
Учреждения образования | ||||||||||||||||
МОУ СОШ N 1 г. Кедровый |
100 |
1320 |
12 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
10 |
8 000 |
163,90 |
933,1 |
3,70 |
3452,5 |
1639 |
1813,5 |
5,7 |
МДОУ детский сад "Родничок": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
музыкальный зал |
100 |
1320 |
18 |
968 |
1000 |
30 |
1650 |
14 |
8 000 |
163,90 |
1068,7 |
3,70 |
3954,1 |
2294,6 |
1659,5 |
7,0 |
коридор |
100 |
1320 |
9 |
1936 |
1000 |
30 |
1650 |
7 |
8 000 |
163,90 |
1068,7 |
3,70 |
3954,1 |
1147,3 |
2806,8 |
3,5 |
группа игровая |
100 |
1320 |
18 |
1331 |
1000 |
30 |
1650 |
14 |
8 000 |
163,90 |
1469,4 |
3,70 |
5436,9 |
2294,6 |
3142,3 |
5,1 |
МОУ Пудинская СОШ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кабинет |
75 |
1020 |
30 |
1296 |
1000 |
20 |
1100 |
28 |
8 000 |
107,20 |
1752,2 |
3,70 |
6483,1 |
3001,6 |
3481,5 |
5,6 |
кабинет |
75 |
1020 |
24 |
1296 |
1000 |
20 |
1100 |
22 |
8 000 |
107,20 |
1410,0 |
3,70 |
5217,2 |
2358,4 |
2858,8 |
5,4 |
рекреация |
100 |
1320 |
7 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
4 |
8 000 |
163,90 |
601,3 |
3,70 |
2225,0 |
655,6 |
1569,4 |
3,5 |
коридор |
100 |
1320 |
3 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
3 |
8 000 |
163,90 |
217,7 |
3,70 |
805,6 |
491,7 |
313,9 |
7,3 |
кухня |
100 |
1320 |
8 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
6 |
8 000 |
163,90 |
642,8 |
3,70 |
2378,4 |
983,4 |
1395,0 |
5,0 |
мойка |
75 |
1020 |
3 |
1296 |
1000 |
20 |
1100 |
3 |
8 000 |
107,20 |
171,1 |
3,70 |
633,0 |
321,6 |
311,4 |
6,1 |
рекреация |
100 |
1320 |
6 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
5 |
8 000 |
163,90 |
466,6 |
3,70 |
1726,3 |
819,5 |
906,8 |
5,7 |
коридор |
100 |
1320 |
7 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
6 |
8 000 |
163,90 |
539,1 |
3,70 |
1994,8 |
983,4 |
1011,4 |
5,9 |
фойе |
100 |
1320 |
7 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
6 |
8 000 |
163,90 |
539,1 |
3,70 |
1994,8 |
983,4 |
1011,4 |
5,9 |
раздевалка |
100 |
1320 |
2 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
2 |
8 000 |
163,90 |
145,2 |
3,70 |
537,1 |
327,8 |
209,3 |
7,3 |
кабинет |
100 |
1320 |
9 |
1296 |
1000 |
30 |
1650 |
7 |
8 000 |
163,90 |
715,4 |
3,70 |
2647,0 |
1147,3 |
1499,7 |
5,2 |
Детский сад МОУ Пудинская СОШ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
группа |
75 |
1020 |
12 |
1936 |
1000 |
20 |
1100 |
11 |
8 000 |
107,20 |
1053,2 |
3,70 |
3896,8 |
1179,2 |
2717,6 |
3,6 |
группа |
75 |
1020 |
18 |
1936 |
1000 |
20 |
1100 |
17 |
8 000 |
107,20 |
1564,3 |
3,70 |
5787,9 |
1822,4 |
3965,5 |
3,8 |
спальня |
100 |
1320 |
8 |
484 |
1000 |
30 |
1650 |
6 |
8 000 |
163,90 |
240,1 |
3,70 |
888,2 |
983,4 |
-95,2 |
13,3 |
Учреждения культуры | ||||||||||||||||
Библиотека г. Кедровый |
100 |
1320 |
6 |
1764 |
1000 |
30 |
1650 |
5 |
8 000 |
163,90 |
635,0 |
3,70 |
2349,6 |
819,5 |
1530,1 |
4,2 |
Библиотека с. Пудино |
100 |
1320 |
24 |
1764 |
1000 |
30 |
1650 |
19 |
8 000 |
163,90 |
2582,5 |
3,70 |
9555,2 |
3114,1 |
6441,1 |
3,9 |
МОУ ДОД "ДМШ N 1" |
100 |
1320 |
20 |
2160 |
1000 |
30 |
1650 |
16 |
8 000 |
163,90 |
2626,6 |
3,70 |
9718,3 |
2622,4 |
7095,9 |
3,2 |
СДК |
200 |
2920 |
43 |
5470 |
1000 |
55 |
3025 |
42 |
8 000 |
206,00 |
27525,0 |
3,70 |
101842,6 |
8652 |
93190,6 |
1,0 |
ГДК |
100 |
1320 |
23 |
1440 |
1000 |
30 |
1650 |
18 |
8 000 |
163,90 |
2027,5 |
3,70 |
7501,8 |
2950,2 |
4551,6 |
4,7 |
Отдел по культуре (офис) |
60 |
650 |
2 |
1728 |
1000 |
13 |
715 |
2 |
8 000 |
98,66 |
129,9 |
3,70 |
480,8 |
197,32 |
283,5 |
4,9 |
Вывод: Потенциал энергосбережения рассчитывался в целом для здания объектов бюджетной сферы. Результаты различные. Отрицательный потенциал наблюдается в учреждениях, где продолжительность работы источников светы меньше 1000 ч в год. Таким образом, установленные новые лампы окупятся не на первый год, а на второй. Данный расчет не учитывает равномерность освещения в отдельных помещений зданий, но сохранение светового потока соблюдается. За первый год экономия по вышеуказанным учреждениям составит 143766,5 руб./год, на второй год эксплуатации потенциал годовой экономии увеличится до 185556,2 руб./год.
Пояснения к таблице:
Р п, Вт - мощность ЛН
Ф п, лк - световой поток ЛН в однотипном помещении (пасп. данные);
Nф, шт. - фактическое количество ЛН в однотипном помещении;
Т год, ч - годовое число работы ЛН в однотипном помещении;
Т срок сл., ч - максимальный срок службы ЛН по паспорту;
Р*п, Вт - мощность новой КЛЛ в однотипном помещении;
Ф*п, лк - световой поток КЛЛ в однотипном помещении;
N*, шт. - новое количество КЛЛ, необходимое для освещения однотипного помещения;
Т срок сл., ч - максимальный срок службы КЛЛ по паспорту;
Экономия ЭЭ при замене ЛН на КЛЛ, кВтч/год - разница фактического потребления при замене ЛН на КЛЛ;
Тариф ЭЭ, руб./кВт?ч - указанный в опросных листах;
Экономич. эф-ть при замене ЛН, руб./год. - экономия ЭЭ в рублях при замене ЛН на КЛЛ;
Стоим-ть установки КЛЛ, руб. - стоимость покупки и монтажа КЛЛ;
Потенциал год. эконом., руб/год - экономия ЭЭ в рублях при замене ЛН на КЛЛ за минусом стоимости КЛЛ;
Период окупаем-ти, мес. - период окупаемости покупки и установки новых КЛЛ
6. Анализ состояния систем уличного освещения
Анализ состояния систем наружного освещения (НО) объектов бюджетной сферы проводился по методике энергетических обследований систем электрических освещений, утвержденной в Системе добровольной сертификации ZOND.
Основной задачей НО населенных пунктов, дорог является обеспечение безопасности движения механизированного транспорта и пешеходов в темное время суток. Фотометрической характеристикой, определяющей уровень видимости объектов, является яркость (освещенность) дорожного покрытия.
Эффективность осветительных установок (ОУ) определяется стоимостью световой энергии, вырабатываемой за срок службы ОУ, и в значительной степени затратами на оплату ЭЭ. В структуре стоимостных показателей ОУ стоимость потребляемой ЭЭ составляет главную часть общих затрат (до 75 %) и значительно превосходит капитальные и эксплуатационные затраты.
Приборы учета на цели освещения присутствуют в г. Кедровом и сельских населенных пунктах.
В г. Кедровом и сельских населенных пунктах внедрено автоматическое включение уличного освещения с помощью фотореле. Данное мероприятие является основополагающим в энергосбережении ОУ во всех населенных пунктах.
Основным энергосберегающем мероприятием для наружного освещения является замена, как правило, ртутных ламп ДРЛ на натриевые лампы серии ДнаТ с более высокой светоотдачей и большим сроком службы при сохранении фактического уровня освещенности и светового потока. Наиболее эффективное и соответственно затратное мероприятие по замене всех ламп на светодиодные, в связи с высоким уровнем затрат по замене ОУ на полупроводниковые устройства в качестве рабочего примера приведем методику технико-экономического обоснования замены ламп ДРЛ на ДнаТ.
Методика анализа систем наружного освещения
С учетом сохранения необходимого уровня освещенности и светового потока на улицах города для каждой лампы выбираем натриевую по каталогу.
Для ЛН-200 выбираем лампу ДнаТ мощностью 70 Ватт, световой поток равен 6 000 лк и срок службы 6 000ч. Так как световой поток ДнаТ выше, чем у ДРЛ, необходима корректировка числа ламп. К установке принимаем 100 ламп.
Для определения фактического среднегодового потребления ЭЭ лампами ЛН и ДнаТ на цели НО используем расчетную величину активной энергии:
Wоу.лн = Тгод * Рп * Кпра * Nф * К1 * К2 * К3 = 447 * 200 * 1,05 * 110 * 0,9 * 0,9 * 0,95 + 11598,5 кВтч/год
Wоу.днат = Тгод * Рп * Кпра * Nф * К1 * К2 * К3 = 447 * 70 * 1,1 * 100 * 0,9 * 0,9 * 0,95 = 3866 кВтч/год,
где Тгод - среднегодовое количество часов работы ОУ НО, ч (по опросн. лист.); Рп - номинальная мощность одной лампы, кВт; Кпра - коэффициент потерь в пускорегулирующей аппаратуре (для ДРЛ - 1,05; для ДнаТ - 1,1); Nф - фактическое количество ламп, шт.; К1 - коэффициент, учитывающий потери напряжения в сетях; К2 - коэффициент, учитывающий повреждения в сетях; К3 - коэффициент, учитывающий процент действующих светоточек.
Экономическая эффективность при замене ЛН-2000 на ДнаТ-70 при тарифе 2,88 руб./кВтч составляет:
дельта Э = (Wоу.дрл - Wоу.днат) * Т = (11598,5 - 3866) * 2,88 = 22269,6 руб./год
Стоимость установки и монтажа ДнаТ-150 в количестве 20 шт. равна:
дельта К = Ц * N* = 177,25 * 100 = 17725
Потенциал годовой экономии замены ДРЛ-250 на ДнаТ-150 определится как
П = дельта Э - дельта К = 22269,6 - 17725 = 4544,6 руб./год
Период окупаемости установленных ДнаТ-150 в количестве 20 шт. равен
Токуп. = дельта К / дельта Э = 17725 / 22269,6 = 0,79 год ~ 9,55 мес.
Вывод: потенциал годовой экономии электрической энергии при замене ЛН-200 составит 4 544,6 руб./год. Период окупаемости меньше года.
Для ДРЛ-125 выбираем лампу ДнаТ мощностью 70 Ватт, световой поток равен 6 000 лк и срок службы 6 000ч. Так как световой поток ДнаТ выше, чем у ДРЛ, необходима корректировка числа ламп:
N* = (Nф * Фпасп.дрл) / Ф*пасп.днат = (24 * 5900) / 6000 ~ 23,6 принимаем к установке 24 лампы
Для ДРЛ-250 выбираем лампу ДнаТ мощностью 150 Ватт, световой поток равен 15 000 лк и срок службы 10 000ч. Так как световой поток ДнаТ выше, чем у ДРЛ, необходима корректировка числа ламп:
N* = (Nф * Фпасп.дрл) / Ф*пасп.днат = (1172 * 13500) / 15000 ~ 1054,8 принимаем к установке 1055 ламп
Для ДРЛ-400 выбираем лампу ДнаТ мощностью 250 Ватт, световой поток равен 28 000 лк и срок службы 10 000ч. Так как световой поток ДнаТ выше, чем у ДРЛ, необходима корректировка числа ламп:
N* = (Nф * Фпасп.дрл) / Ф*пасп.днат = (11 * 24000) / 28000 ~ 9,3 принимаем к установке 9 ламп
Существенную экономию расхода электрической энергии на освещение можно получить с помощью рациональной системы управления освещением. Такие системы осуществляют включение и отключение осветительных приборов при следующих условиях:
- в зависимости от уровня естественной освещенности (н.р., по сигналам фотоэлементов);
- при достижении определенного времени суток (н.р., по сигнальным таймерам);
- при нажатии кнопок управления вручную;
- при поступлении сигналов от датчиков присутствия.
7. Анализ энергетической эффективности жилищного
фонда муниципального образования
Жилищно-коммунальное хозяйство относится к наиболее капиталоемким отраслям экономики района. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде в ФЗ N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 г. представлен перечень требований и мероприятий, обеспечивающие снижение объема используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде.
Жилищный фонд муниципального образования г. Кедровый составляет 67 086 кв. м. На одного жителя приходится 17,37 кв. м. Общая площадь ветхого жилья составляет 11 400 кв. м. или 12,36 %. Официально "ветхое" жилье не зарегистрировано.
Структуру жилищного фонда муниципального образования "Город Кедровый" образует жилищный фонд населенных пунктов: г. Кедровый, с. Пудино, п. Лушниково, п. Калининск, п. Останино, п. Таванга, п. Рогалево. Общее количество домов на 01.01.2011 г. составляет 644 единиц.
Процент благоустроенного жилья на территории муниципального образования составляет 70%. Категория благоустройства жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах г. Кедровый представлен в таблице 7.1. Характеристика категория жилых помещений представлена в таблице 7.2.
Таблица 7.1.
|
Категория 2 |
Категория 3 |
Категория 4 |
Категория 7 |
Категория 8 |
Категория 9 |
Категория 10 |
г. Кедровый |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сельские населенные пункты |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Таблица 7.2.
Категория 2 |
Отопление (централизованное), холодное |
Категория 3 |
Отопление (централизованное), холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение. Жилое помещение не оборудовано системой горячего водоснабжения; |
Категория 4 |
Отопление (централизованное), холодное водоснабжение, электроснабжение. |
Категория 7 |
Отопление (твердое топливо), холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение; |
Категория 8 |
Отопление (твердое топливо), холодное водоснабжение, электроснабжение. |
Категория 9 |
Отопление (твердое топливо), электроснабжение. |
Категория 10 |
Отопление (твердое топливо), электроснабжение. |
На территории муниципального образования "Город Кедровый" жилищный фонд имеет физический износ от 20 до 60 %.
Организацией коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый", обслуживающей жилищный фонд города Кедрового, является общество с ограниченной ответственностью "Кедровская Жилищная Компания" (далее - ООО "КЖК").
Оснащение приборами учета населения муниципального образования выглядит следующим образом:
1. по электрической энергии: индивидуальный учет (в квартирах) - 100 %, коллективный учет (на вводах в здания) - 0 %.
2. по тепловой энергии: коллективный учет - 0 %.
Данные по оснащению горячей и холодной водой по населению отсутствуют.
Оснащенность приборами учета населения должна быть обеспечена согласно ФЗ "Об энергосбережении" N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. ст. 13 п. 5, 6:
"5. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
6. До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию."
При отказе установки приборов учета энергетических ресурсов лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, им предъявляется административный штраф согласно ст. 9.16 ФЗ-261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении_".
Ввод в действие жилых домов в муниципальном образовании на протяжении ряда последних лет имеет незначительные объемы, которые не соответствуют объемам старения жилого фонда. Именно с этим и связан рост удельного веса ветхого жилья.
7.1. Капитальный ремонт жилищного фонда
Недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов приводит к повышенному уровню износа многоквартирных домов, низким потребительским свойствам жилищного фонда, а затем и к его аварийности.
В условиях нового жилищного законодательства решить проблему снижения физического износа многоквартирных домов, повышения качества проживания граждан возможно только путем объединения усилий всех уровней власти с привлечением средств бюджета субъекта федерации и местного бюджета, средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые должны быть проведены согласно ФЗ N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 31.12.2009 относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
Данные виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должны проводиться с соблюдением требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, вводимым в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Комплексная реконструкция является важнейшим условием эффективного использования жилищного фонда первых массовых серий, поскольку не только позволяет устранить физический и функциональный износ жилых зданий, значительно снизить эксплуатационные расходы по текущему, капитальному и аварийному ремонту, но и обеспечит прирост площади жилья за счет надстройки мансардных этажей.
7.2. Энергетические обследования
Согласно ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", организации с государственным или муниципальным участием проводят энергетическое обследование не реже, чем один раз в пять лет. В результате обследования составляется энергетический паспорт организации и разрабатывается перечень не связанных со спецификой используемой технологии (общедоступных, типовых) мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Энергетические обследования многоквартирных домов не проводились в муниципальном образовании.
Неотъемлемой частью энергетического обследования является составление энергетического паспорта. Энергетический паспорт, составляемый по итогам энергетического обследования должен содержать информацию об оценке расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информацию о сроках их окупаемости.
Следует отметить, что энергетические паспорта на многоквартирные дома также отсутствуют.
Помимо проведения энергетических обследований, необходимо, для повышения энергетической эффективности, производить энергетические обследования с учетом тепловизионного контроля. По имеющимся сведениям, работы по тепловизионному контролю ограждающих конструкций никогда не проводились.
Кроме того, статья 11 федерального закона N 261-ФЗ устанавливает следующие требования к домам, вводимым в эксплуатацию:
6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.
На основании вышеизложенного, необходимо провести следующие основные мероприятия повышения энергетической эффективности в жилищном фонде муниципального образования "Город Кедровый" муниципальной или смешанной формы собственности:
1. Повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций:
- Облицовка наружных стен, технического этажа, кровли, перекрытий над подвалом теплоизоляционными плитами (пенопласт под штукатурку, минераловатные плиты, плиты из вспененного стекла и базальтового волокна) снижение теплопотерь до 40 %;
- Устранение мостиков холода в стенах и в примыканиях оконных переплетов. Эффект 2-3 %;
- Устройство в ограждениях/фасадах прослоек, вентилируемых отводимым из помещений воздухом;
- Применение теплозащитных штукатурок;
- Уменьшение площади остекления до нормативных значений;
- Остекление балконов и лоджий. Эффект 10-12 %;
- Замена / применение современных окон с многокамерными стеклопакетами и переплетами с повышенным тепловым сопротивлением;
- Применение окон с отводом воздуха из помещения через межстекольное пространство. Эффект 4-5 %;
- Установка проветривателей и применение микровентиляции;
- Применение теплоотражающих /солнцезащитных стекол в окнах и при остеклении лоджий и балконов;
- Применение наружного остекления имеющего различные характеристики накопления тепла летом и зимой;
- Установка дополнительных тамбуров при входных дверях подъездов и в квартирах;
- регулярное информирование жителей о состоянии теплозащиты здания и мерах по экономии тепла.
2. Повышение энергоэффективности системы отопления
- замена чугунных радиаторов на более эффективные алюминиевые;
- установка термостатов и регуляторов температуры на радиаторы;
- применение систем поквартирного учета тепла (теплосчетчики, индикаторы тепла, температуры);
- реализация мероприятий по расчету за тепло по количеству установленных секций и месту расположения отопителей;
- Установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления. Эффект 1-3 %;
- применение регулируемого отпуска тепла (по времени суток, по погодным условиям, по температуре в помещениях);
- применение контроллеров в управлении работой теплопункта;
- применение поквартирных контроллеров отпуска тепла;
- сезонная промывка отопительной системы;
- установка фильтров сетевой воды на входе и выходе отопительной системы;
- дополнительное отопление через отбор тепла от теплых стоков;
- дополнительное отопление при отборе тепла грунта в подвальном помещении;
- дополнительное отопление за счет отбора излишнего тепла воздуха в подвальном помещении и в вытяжной вентиляции (возможное использование для подогрева притока и воздушного отопления мест общего использования и входных тамбуров);
- дополнительное отопление и подогрев воды при применении солнечных коллекторов и тепловых аккумуляторов;
- использование неметаллических трубопроводов;
- теплоизоляция труб в подвальном помещении дома;
- переход при ремонте к схеме индивидуального поквартирного отопления
- регулярное информирование жителей о состоянии системы отопления, потерях и нерациональном расходовании тепла и мерах по повышению эффективности работы системы отопления.
3. Повышение качества вентиляции. Снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование.
- Применение автоматических гравитационных систем вентиляции;
- Установка проветривателей в помещениях и на окнах;
- Применение систем микровентиляции с подогревом поступающего воздуха и клапанным регулированием подачи;
- Исключение сквозняков в помещениях;
- Применение в системах активной вентиляции двигателей с плавным или ступенчатым регулированием частоты;
- Применение контроллеров в управлении вентсистем.
- Применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;
- Подогрев поступающего воздуха за счет охлаждения отводимого воздуха;
- Использование тепловых насосов для выхолаживания отводимого воздуха;
- Использование реверсивных тепловых насосов в подвалах для охлаждения воздуха, подаваемого в приточную вентиляцию;
- регулярное информирование жителей о состоянии вентсистемы, об исключении сквозняков и непроизводительного продува помещений дома, о режиме комфортного проветривания помещений.
4. Экономия воды (горячей и холодной)
- Установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды;
- Установка квартирных счетчиков расхода воды;
- установка счетчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;
- теплоизоляция трубопроводов ГВС (подающего и циркуляционного);
- подогрев подаваемой холодной воды (от теплового насоса, от обратной сетевой воды и т. д);
- Установка в квартирах клавишных кранов и смесителей;
- установка шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;
- установка двухсекционных раковин;
- установка двухрежимных смывных бачков;
- использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;
- регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.
5. Экономия электрической энергии
- Замена ламп накаливания в подъездах на люминесцентные энергосберегающие светильники;
- Замена применяемых люминесцентных уличных светильников на светодиодные светильники;
- Применение фотоакустических реле для управляемого включения источников света в подвалах, технических этажах и подъездах домов;
- Установка компенсаторов реактивной мощности;
- Применение энергоэффективных циркуляционных насосов, частотнорегулируемых приводов;
- Пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А+, А++.
6. Регулярное информирование жителей о состоянии электропотребления, способах экономии электрической энергии, мерах по сокращению потребления электрической энергии на обслуживание общедомового имущества.
Следует отметить, что конкретный список мероприятий по повышению энергетической эффективности жилого фонда и их технико-экономическое обоснование должны формироваться только по результатам энергетического обследования.
На настоящем этапе стратегическими задачами развития жилищно-коммунального хозяйства в части жилищного фонда являются:
- ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;
- модернизация жилищной сферы, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности и экологии.
Реализация столь масштабных задач предполагает объединение усилий всех уровней власти, а также требует соответствующего экономического поведения самого гражданина, будь он собственник жилого помещения, либо нуждающийся в жилье или улучшении жилищных условий.
8. Анализ систем водоснабжения муниципального образования
Основным поставщиком жилищно-коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории всего муниципального образования является закрытое акционерное общество "Восточная Инвестиционная Газовая Компания".
Основными объектами ЖКХ по водоснабжению являются:
1. Скважины водоснабжения - 4 шт.;
2. Водопроводные сети протяженностью 6,79 км;
3. Канализационные сети протяженностью 6,5 км;
4. Водонапорные башни в г. Кедровом отсутствуют.
Наличие ветхих водопроводных сетей (0,845 км или 12,44 %) на территории муниципального образования приводит к высокой аварийности водопроводов и значительным объемам потерь воды с утечками.
Также установка объектовых приборов учета расхода воды позволит вести учет потребления воды и взимания платы с населения за ее фактическое потребление.
Решение проблем водоснабжения муниципального образования г. Кедрового, связанные с развитием систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборных скважин, водопроводных сетей и станций водоподготовки требуют привлечение инвестиционного капитала.
Постановлением Администрации города Кедрового от 17 марта 2015 г. N 139 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
9. Анализ энергетической эффективности муниципального транспорта
В соответствие с Федеральными законами от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", от 04.11.2014 N 339 "О внесении изменений в статью 14 федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя перечень мероприятий по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
Анализ данных муниципального транспорта г. Кедрового, работающего на различных видах топлива (Таблица 9.1), показал необходимость развития газификации транспортного комплекса, что позволит значительно уменьшить затраты на топливо, повысить энергетическую эффективность отрасли.
Таблица 9.1.
Муниципальный транспорт г. Кедровый
N п.п. |
Муниципальное учреждение |
Всего, (ед.) |
Количество единиц муниципального транспорта с использованием |
|||
бензинного топлива |
дизельного топлива |
газового топлива |
электричества |
|||
1 |
Муниципальное учреждение здравоохранения Медсанчасть г. Кедрового |
7 |
7 |
- |
- |
- |
2 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пудинская средняя общеобразовательная школа |
5 |
2 |
3 |
- |
- |
3 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 г. Кедрового |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
Администрация муниципального образования "Город Кедровый" |
4 |
4 |
- |
- |
- |
5 |
Казна муниципального образования "Город Кедровый" |
7 |
4 |
3 |
|
|
Итого: |
25 |
19 |
6 |
|
|
Для организации процесса перехода на газомоторное топливо необходимо разработать муниципальную программу по газификации транспорта.
В данных программах необходимо:
1.1. Проанализировать места размещения существующих автопредприятий и АЗС;
1.2. Определить порядок и сроки газификации имеющегося автопарка исходя из экономической целесообразности;
1.3. Запланировать в имеющихся и разрабатываемых программах по обновлению подвижного состава автобусов и коммунально-дорожной спецтехники: приобретение серийной газовой техники в требуемом исполнении вместо дизельной за счет средств бюджета всех уровней.
1.4. Синхронизировать мероприятия по газификации транспорта в районе с планами строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и графиком выпуска техники автозаводами.
1.5. Предусмотреть своевременное проведение мероприятий по приведению в соответствие с нормативными требованиями для эксплуатации автотранспорта, работающего на природном газе, помещений гаражей предприятий, участвующих в процессе газификации парка техники. Нормативные документы, требования которых необходимо учесть при эксплуатации техники на компримированном природном газе (КПГ):
- РД 3112199-1069-98 "Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе".
- РД 03112194-1095-03 "Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе".
1.6. Предусмотреть проведение информационных кампаний в СМИ, разъясняющих необходимость использования КПГ в качестве моторного топлива.
1.7. Рекомендовать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по городским муниципальным маршрутам, использовать все возможности для максимальной газификации своего автопарка.
1.8. Определить источники финансирования и сроки реализации программ по газификации транспорта в районе.
1.9. Осуществлять подготовку/переподготовку водителей и инженерно-технических сотрудников автопредприятий.
1.10. Установить обязательные критерии, по которым определять целесообразность газификации транспорта:
- для имеющихся транспортных средств - это окупаемость газобаллонного оборудования (ГБО) в течение 12 месяцев.
- для приобретаемой новой техники - это не сравнение цены покупки (что дешевле, то и возьмем, потому сейчас денег мало), а сравнение эксплуатационных затрат (главное в которых - затраты на топливо) в течение планового срока эксплуатации техники (5-8 лет) и исходя из итогового результата принимать решение
Внедрение ресурсосберегающих технологий актуально и для сельского хозяйства, где расходы на топливо достигают 40 % в себестоимости сельскохозяйственной продукции.
10. Анализ наличия бесхозных объектов недвижимого
имущества, используемых для передачи энергоресурсов
и организация порядка управления ими
Согласно ФЗ N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 г. ст. 14 п. 6. муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя мероприятия по "выявлению бесхозных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозные объекты недвижимого имущества".
В г. Кедровом выявлены бесхозные объекты недвижимого имущества, используемые для передачи энергоресурсов, и в данный момент оформляется их передача.
Постановлением Администрации города Кедрового от 17 марта 2015 г. N 139 в раздел 11 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
11. Целевые показатели программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.