Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области "Об
утверждении областной целевой программы
"Социальная поддержка социально
незащищенных слоев населения области на
2001-2005 годы"
Областная целевая программа
"Социальная поддержка социально незащищенных слоев населения
Томской области на 2001-2005 годы"
Паспорт
областной целевой программы
"Социальная поддержка социально незащищенных слоев населения Томской
области на 2001-2005 годы"
Наименование Программы Областная целевая программа
"Социальная поддержка социально
незащищенных слоев населения
Томской области на 2001-2005
годы"
Дата принятия решения о Постановление Главы Администрации
разработке программы, дата ее (Губернатора) Томской области от
утверждения 05.04.2000 N 126 "О
законотворческой деятельности
Администрации Томской области в
1999 году и плане законопроектных
работ на 2000 год"
Государственный заказчик Администрация Томской области
Основные разработчики программы Департамент социальной защиты
населения Администрации Томской
области
Цели и задачи программы, Усиление социальной защиты,
главные целевые показатели повышение уровня жизни отдельных
категорий граждан;
Улучшение качества жизни
инвалидов;
Усиление государственной поддержки
общественных объединений инвалидов
Сроки реализации программы 2001-2005 годы
Перечень основных мероприятий Социальная поддержка
программы малообеспеченных граждан;
Социальная поддержка лиц с
ограниченными возможностями;
Социальная поддержка граждан
старшего поколения.
Исполнители программы Департамент социальной защиты
населения Администрации Томской
области
Департамент Федеральной
государственной службы занятости
населения по Томской области,
Томское протезно-ортопедическое
предприятие
органы местного самоуправления,
Томское отделение Всероссийского
общества инвалидов
Объемы и источники финансирования Общий прогнозируемый объем
финансирования на 2001-2005 годы -
47963 тыс.руб.
В том числе:
Областной бюджет
Всего - 5388,0 тыс. руб . в
т.ч.
2001 год - 750,0 тыс. руб
2002 год - 894,0 тыс. руб
2003 год - 1029,0 тыс. руб
2004 год - 1235,0 тыс. руб
2005 год - 1480,0 тыс. руб
Федеральный бюджет: (прогноз)
Всего - 38555,0 тыс. руб . в
т.ч.
2001 год - 6882,0 тыс. руб
2002 год - 7479,0 тыс. руб
2003 год - 7622,0 тыс. руб
2004 год - 8212,0 тыс. руб
2005 год - 8610,0 тыс. руб
Внебюджетные
спонсорские средства: (прогноз)
Всего: 4020,0 тыс.руб.
В т.ч. 2001год- 800,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты от Повышение уровня и качества жизни
реализации населения
Программы Интеграция отдельных категорий
инвалидов в общество
Сохранение рабочих мест
Система организации контроля Администрация Томской области
за исполнением программы Государственная Дума Томской
области
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
На современном этапе развития общества проведение комплекса по социальной поддержке социально незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений деятельности органов социальной защиты и службы занятости населения.
Актуальность проблемы определяется наличием в структуре населения Томской области значительного числа лиц, имеющих среднедушевой доход ниже установленного в регионе прожиточного минимума.
По данным муниципальных отделов социальной защиты населения и органов службы занятости населения около 280 тыс. человек (23% населения области) относятся к малообеспеченным категориям граждан. Среди них 85 тыс. пенсионеров, 23 тыс. инвалидов, 58 тыс. семей с детьми, 65 тыс. граждан, попавших в экстремальные ситуации, в т.ч. более 40 тыс. человек в связи с потерей работы.
Отмечается тенденция численного роста инвалидности: по сравнению с 1998 годом число инвалидов увеличилось на 3 тысячи.
Социальная поддержка социально незащищенных слоев населения осуществляется по нескольким направлениям: оказание материальной помощи (в денежной и натуральной форме), обслуживание граждан в социальных учреждениях, оказание консультативной, юридической помощи.
За период с 1998 по 1999 годы в органы социальной защиты населения обратились за помощью 587590 человек, помощь оказана 364954 человек на сумму 58897,5 тыс. рублей. Оказано содействие в решении различных вопросов (трудоустройство, консультации и пр.) 65000 граждан.
В 1999 году в областную службу занятости населения по вопросу трудоустройства и за консультативными, психологическими, профориентационными, юридическими, образовательными услугами обратились 149 тыс. человек, из них официальный статус безработного получили 20,2 тыс. человек. При содействии службы занятости населения трудоустроены 185 пенсионеров, из них 139 инвалидов.
За 1999 год Департаментом службы занятости населения на досрочную пенсию были направлены 516 безработных граждан. На выплату досрочных пенсий этим и ранее направленным на пенсию гражданам было перечислено в Пенсионный фонд более 3 млн. рублей.
В 70 действующих стационарных и нестационарных учреждениях для лиц пожилого возраста и инвалидов (1 областной комплексный центр социального обслуживания населения, 4 муниципальных центра социального обслуживания населения, 13 домов ветеранов, 3 областных дома - интерната, 30 отделений социального обслуживания на дому, 19 служб срочной социальной помощи (социальные койки) находится на обслуживании 6517 человек.
Однако организация работы по социальной поддержке социально незащищенных граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц, попавших в экстремальные условия, проходит в сложных социально-экономических условиях, сохраняющих тенденцию снижения уровня жизни населения.
При бюджете прожиточного минимума в среднем на человека в 1999 году в сумме 946,3 рублей, средняя величина заработной платы в регионе составляет 1822,8 рублей, пенсии - 754 рубля с учетом компенсации.
В связи с недостаточностью бюджетных средств на территории области не реализуются в полном объеме меры социальной защиты, предусмотренные в федеральных законах "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Остается низкой обеспеченность инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности, отсутствует единая информационная система по проблемам инвалидности и инвалидов.
Анализ выполненных в 1998-2000 годах мероприятий областной комплексной программы "Социальная поддержка социально незащищенных слоев населения области на 1998-2000 годы" позволил определить основные вопросы, требующие первоочередного решения в рамках данной Программы.
Цели и задачи Программы
Основные цели:
- усиление социальной защиты;
- улучшение качества жизни пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан;
- содействие в поиске работы, достижение максимальной адресности в предоставлении социальной помощи. Основные задачи:
- снижение социальной напряженности социально незащищенных слоев населения;
- эффективное использование бюджетных средств с целевым направлением их на приоритетные социальные мероприятия;
- создание благоприятных условий для интеграции в общество инвалидов, дезадаптированных граждан;
- усиление государственной поддержки общественных организаций пожилых людей, инвалидов;
- координация деятельности предприятий, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по оказанию социальной поддержки инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан.
Сроки реализации Программы
Действие программы рассчитано на 5 лет.
Программа предусматривает проведение ежегодно комплекса мероприятий по социальной защищенности социально незащищенных категорий граждан, координацию деятельности общественных организаций, предприятий, учреждений по поддержке населения области.
Система программных мероприятий
Программа включает в себя проведение ряда мероприятий по оказанию социальной помощи населению, созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных, духовных, культурных потребностей инвалидов, лиц преклонного возраста. Планируемые мероприятия систематизированы по следующим разделам:
Раздел 1. Социальная поддержка малообеспеченных граждан
В условиях, когда установленные государством пенсии, социальные выплаты не компенсируют расходов на питание и приобретение необходимых медикаментов, а установленные законодательством льготы не реализуются в полном объеме по причине недостаточного финансирования социальное положение ветеранов, инвалидов остается сложным.
Отмечается увеличение числа лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а среди них - лиц без определенного места жительства и больных туберкулезом, что свидетельствует о необходимости усиления работы по оказанию медицинской, социальной, материальной помощи, координации деятельности различных учреждений.
В этой связи в программе предусматривается проведение комплекса мероприятий, в частности:
- оказание адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидам, ветеранам труда и военной службы, больным хроническим туберкулезом, находящимся на социальном обслуживании в ЛПУ;
- разработка автоматизированной программы учета льготных категорий граждан, реализующих свои права через различные ведомства;
Раздел 2. Социальная поддержка лиц с ограниченными возможностями
Учитывая рост числа инвалидов с одновременным увеличением доли инвалидов, имеющих 1 и 2 группу инвалидности, частичное исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части реабилитации инвалидов, программой предусматривается проведение ряда мероприятий, направленных на реабилитацию инвалидов:
- оказание содействия общественным организациям слепых и глухих в приобретении тифло и сурдотехники;
- развитие службы психологической помощи населению "Телефон доверия" в районах области;
- проведение регионального фестиваля спортивных и творческих возможностей инвалидов "Преодолей себя";
- разработка новых технических средств реабилитации инвалидов.
Раздел 3. Социальная поддержка граждан старшего поколения
Данные специалистов свидетельствуют о неуклонном росте числа лиц пожилого возраста в общей структуре населения. Не является исключением в этом плане Томская область. За последние 8 лет число пожилых людей увеличилось более чем на 14 процентов.
Для социальной поддержки граждан старшего поколения Программой предусмотрены следующие мероприятия:
- открытие геронтологического отделения при Областном комплексном центре социального обслуживания населения;
- содействие укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений социального обслуживания пожилых людей;
- направление ежегодно на досрочную пенсию безработных граждан, имеющих право на досрочную пенсию;
- открытие совместно с Томским епархиальным управлением домовой церкви при Областном комплексном центре социального обслуживания населения;
- проведение мероприятий, посвященных памяти военной истории отечества.
Механизм реализации Программы
Программой предусматривается проведение ежегодно мероприятий, посвященных Дню пожилого человека, декаде инвалидов, памятным датам и событиям, организации работы по социальной поддержке слабо защищенных слоев населения области.
При реализации Программы предусматривается тесное взаимодействие с общественными организациями инвалидов, ветеранов и привлечение их к выполнению программных мероприятий.
Финансовое обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета составит в 2001 году 750,0 тыс. рублей, в т.ч. на:
- социальную поддержку лиц, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации 190,0 тыс.руб.
- социальную поддержку лиц с ограниченными
возможностями 260,0 тыс.руб.
- социальную поддержку граждан
старшего поколения 300,0 тыс.руб.
Средства федерального бюджета в 2001 году (прогноз) 6882,0 тыс. рублей планируется направить на социальную поддержку граждан, оформленных на досрочную пенсию, разработку технических средств реабилитации, оснащение учреждений социального обслуживания
Средства внебюджетных источников в 2001 году (прогноз) - 800,0 тыс.руб планируется направить на проведение ежегодных мероприятий.
Для реализации ряда мероприятий по социальной поддержке социально незащищенных слоев населения могут привлекаться средства предприятий, организаций различных форм собственности, благотворительных фондов.
Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на соответствующий год.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы выступает Администрация Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Департамент социальной защиты населения.
Информация о реализации Программы представляется исполнителями в Департамент социальной защиты населения. Ежеквартально информация предоставляется Департаментом социальной защиты в трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.
Отчет о ходе реализации программных мероприятий предоставляется дважды в год (до 15 марта и до 15 сентября) в Государственную Думу Томской области, Департаменты экономики, финансов Администрации Томской области.
По итогам года информация о реализации Программы обобщается, при необходимости вносятся корректировки по разделам Программы в пределах запланированных средств.
Оценка эффективности, социально-экономических и иных последствий от
реализации Программы
Программа будет способствовать созданию дополнительных условий для обеспечения социальной защищенности пожилых людей, инвалидов, безработных.
Реализация Программы позволит:
- создать единую систему социальной защиты пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных слоев населения области;
- выделить приоритетные направления в этой области;
- поддержать общественные формирования инвалидов;
- разработать новые технические средства реабилитации;
- развивать дополнительные медико-социальные услуги;
- сохранить рабочие места;
- привлечь внимание общества к проблеме старения населения, способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов и содействовать созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста.
Оценка эффективности программных мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально-экономического положения пенсионеров, инвалидов, безработных граждан; проведение ежегодных обследований бюджетов домохозяйств; встреч с населением в районах области; изучение писем и обращений граждан.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Закон Томской области от 28 февраля 2001 г. N 18-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Социальная поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.