Решение Томской городской Думы от 18 октября 1999 г. N 164
"Об Уставе г.Томска"
Согласно решению Томской городской Думы от 31 октября 2000 г. N 259 настоящее решение утратило силу
Рассмотрев результаты работы редакционной комиссии по подготовке окончательного текста Устава г.Томска с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Томской городской Думы от 13.01.98 N 52/1 и от 08.04.99 N 144, руководствуясь п.5 ст.28 Устава г.Томска и ст.17 Временного регламента Томской городской Думы
Томская городская Дума решила:
1. Утвердить результаты работы редакционной комиссии - окончательный текст Устава г.Томска (Приложение N 2) с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Томской городской Думы от 09.01.98 N 52, от 08.04.99 N 144 и с прилагаемыми редакционными изменениями (Приложение N 1).
2. Направить Устав г.Томска в редакции, утвержденной настоящим решением, в Государственную Думу Томской области для регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на контрольно-правовой комитет Томской городской Думы.
4. Решение опубликовать в газете "Томский вестник".
Мэр города Томска |
А.С. Макаров |
Приложение N 1
к решению Томской
городской Думы
от 18 октября 1999 г. N 164
Изменения Устава г.Томска
1. Изменить нумерацию статей и пунктов Устава г.Томска согласно Приложению N 2 к решению Томской городской Думы от 18.10.99 N 164.
2. Пункт 3 статьи 3 "Предметы ведения г.Томска" после слов "в порядке, установленном" дополнить словами "Конституцией РФ".
3. Пункт 1 статьи 5 "Устав г.Томска" изложить в следующей редакции: "Устав города Томска является основным нормативным правовым актом города, регулирующим вопросы организации и деятельности городского самоуправления".
4. Пункты 2-3 статьи 8т"Название города. Историческая справка" изложить в следующей редакции:
"2) Первые казаки появились на берегу реки Томи 7 июня 1604 года, а 7 октября 1604 года основали город Томск. Со дня создания Томской губернии (26 февраля 1804 года) Томск- губернский центр, а с образованием Томской области (26 августа 1944 года) - областной центр.
3) 7 июня считается общегородским праздником - Днем города".
5. Пункт 4 статьи 12 "Внутригородские территории" дополнить словом "Территория" перед словами "Томск исторический" является памятником истории и культуры".
6. Статью 14 "Порядок наименования, улиц, площадей и других составных частей города" изложить в следующей редакции:.
"3. Порядок наименования улиц, площадей, микрорайонов, парков, иных внутригородских объектов и территорий устанавливается и изменяется решением городской Думы.
4. Нумерация жилых домов, иных зданий и сооружений осуществляется постановлениями Мэра г.Томска".
7. Пункт 6 статьи 17 "Городской референдум" дополнить словом "другого" после слов "могут быть отменены или изменены посредством".
8. Пункты 4-5 статьи 20 "Должностные лица городского самоуправления" изложить в следующей редакции:
"4. Руководители структурных подразделений Администрации города, являющихся юридическими лицами, назначаются и освобождаются на должности Мэром города. Их компетенция определяется Мэром города в положениях о соответствующих структурных подразделениях Администрации города.
5. Иные назначаемые должностные лица городского самоуправления назначаются и освобождаются на должности Мэром города или руководителями органов городского самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей. Компетенция таких должностных лиц городского самоуправления определяется в должностных инструкциях, утвержденных Мэром города или руководителем соответствующего органа городского самоуправления".
9. Подпункт 1.3 пункта 1 статьи 26 "Полномочия Мэра города Томска" дополнить словами "на решения Томской городской Думы" после слов "имеет право отлагательного вето".
10. Подпункт 3.2 пункта 3 статьи 26 "Полномочия Мэра города Томска" дополнить словами "от имени муниципального образования своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности," перед словами "заключает договоры и соглашения".
11. Пункт 2 статьи 27 "Прекращение полномочий" изложить в следующей редакции: "Полномочия Мэра города прекращаются досрочно при отзыве Мэра города населением путем проведения референдума, а также в случаях и порядке, установленных законами РФ и Томской области".
12. Пункт 4 статьи 27 "Прекращение полномочий" изложить в следующей редакции: "Полномочия депутата городской Думы прекращаются при отзыве депутата населением путем проведения референдума, а также в случаях и порядке, установленных законами РФ и Томской области".
13. Пункт 3 статьи 42 "Структура Администрации г.Томска" дополнить словом "департаменты" после слов "функциональные, отраслевые и территориальные".
14. Пункт 3 статьи 72 "Статус депутата Томской городской Думы, Мэра г.Томска, выборных должностных лиц городского самоуправления" дополнить словами "и настоящим Уставом" после слов "законами Томской области".
Мэр города Томска |
А.С.Макаров |
Приложение N 2
к решению Томской
городской Думы
от 18 октября 1999г. N 164
Устав города Томска
Оглавление
Глава 1. Общие положения (ст.1-10)
Глава 2. Город Томск и его территория (ст. 11-15)
Глава 3. Система городского самоуправления (ст. 16-22)
Глава 4. Мэр города Томска (ст. 23-28)
Глава 5. Томская городская Дума (ст. 29-39)
Глава 6. Администрация города Томска (ст. 40-43)
Глава 7. Территориальное общественное самоуправление (ст. 44-48)
Глава 8. Экономические основы городского самоуправления (ст. 49-57)
Глава 9. Финансовые основы городского самоуправления (ст. 58-65)
Глава 10. Вопросы муниципальной службы (ст. 66-70)
Глава 11. Гарантии прав и обеспечение деятельности (ст. 71-74)
депутатов и выборных должностных лиц муниципалитета
города Томска
Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Томской области определяет порядок осуществления народовластия населением г. Томска непосредственно и через органы местного самоуправления, правовые, экономические, финансовые и иные вопросы организации местного самоуправления в г. Томске.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Город Томск - муниципальное образование
Город Томск является муниципальным образованием. В городе Томске осуществляется городское самоуправление, имеются муниципальная собственность, городской бюджет, выборный орган городского самоуправления.
Статья 2. Городское самоуправление
1. Городское самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города Томска по решению непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов городского значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Городское самоуправление признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя России.
Статья 3. Предметы ведения города Томска
1. В ведении города Томска находятся вопросы городского значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми органы городского самоуправления наделены федеральными законами и законами Томской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
2. Вопросами городского значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города Томска, отнесенные к вопросам местного значения действующим законодательством, Уставом города Томска, а также не исключенные из ведения города Томска и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. Все полномочия на решение вопросов городского значения, за исключением полномочий, возложенных на органы государственной власти законом, осуществляются населением города и органами городского самоуправления в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом.
Перечисление конкретных полномочий населения города Томска, органов городского самоуправления в законодательных актах, в настоящем Уставе не может быть истолковано как ограничение полномочий.
Статья 4. Правовая основа городского самоуправления
1. Население города Томска реализует свои полномочия в рамках Конституции Российской Федерации, Устава Томской области и других законодательных актов России и Томской области.
2. Правовую основу городского самоуправления составляют также Устав города Томска, другие правовые акты органов городского самоуправления, принятые в пределах полномочий, решения городского референдума.
Статья 5. Устав города Томска
1. Устав города Томска является основным нормативным правовым актом города, регулирующим вопросы организации и деятельности городского самоуправления.
2. Устав действует на всей территории города Томска. Акты органов городского самоуправления не могут противоречить Уставу.
Статья 6. Принятие и регистрация Устава города Томска
1. Принятие Устава города Томска, внесение в него изменений и дополнений осуществляется Томской городской Думой большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов Думы, либо решением референдума.
2. Право внесения проекта Устава города Томска, проекта изменений и дополнений к Уставу имеют:
· Мэр города
· депутаты Томской городской Думы;
· органы городского самоуправления; · не менее 10% граждан города, обладающих избирательным правом, в порядке народной инициативы.
Проекты вносятся в Томскую городскую Думу.
3. Томская городская Дума проводит открытые слушания по проекту Устава города Томска, изменений и дополнений к Уставу.
4. Устав города Томска подлежит обязательной государственной регистрации.
Статья 7. Вступление в силу Устава города Томска
Устав города Томска, изменения и дополнения к Уставу вступают в силу со дня их официального опубликования.
Статья 8. Название города. Историческая справка
1. Историческое название поселения - "город Томск".
2. Первые казаки появились на берегу р.Томи 7 июня 1604 года, а 7 октября 1604 года основали город Томск. Со дня создания Томской губернии (26 февраля 1804 года) - губернский центр, а с образованием Томской области (26 августа 1944 года) - областной центр.
3. 7 июня считается общегородским праздником - Днем города.
4. С 1990 года Томск является городом историческим, включенным в список исторических населенных мест Российской Федерации.
Статья 9. Герб города Томска
1. Герб города Томска является официальным символом городского самоуправления.
2. Герб города Томска представляет собой щит, на зеленом поле которого изображен серебряный конь с червленым языком и глазами (Приложение 1).
3. Порядок использования герба города Томска определяет городская Дума.
Статья 10. Почетный гражданин города Томска
1. Звание "Почетный гражданин города Томска" является высшим знаком признательности жителей города к лицу, внесшему выдающийся вклад в развитие города, защиту его среды и укрепление его авторитета в России и мировом сообществе.
2. Статус и порядок присвоения звания "Почетный гражданин города Томска" определяет городская Дума.
Глава 2. Город Томск и его территория
Статья 11. Территория города Томска
1. Территорию Томска составляют все земли в пределах городской черты города Томска независимо от форм собственности и целевого назначения. Состав территории и границы города Томска указываются в плане земель, являющемся неотъемлемой частью настоящего устава (Приложение 2).
2. Территория Томска составляет часть территории Томской области.
3. Границы города Томска устанавливаются или изменяются в порядке, определенном действующим законодательством, с учетом мнения населения города Томска, выраженного решением городской Думы либо путем проведения референдума.
Статья 12. Внутригородские территории
1. Город Томск не имеет административно - территориального деления.
2. Для осуществления отдельных административно-хозяйственных функций городского самоуправления территория города Томска разделяется на четыре внутригородских территории - городские округа.
3. По инициативе населения жителей города Томска могут выделяться внутригородские территории общественного самоуправления
- микрорайоны, кварталы, поселки и др.
4. В городе Томске выделяется территория "Томск исторический" с особым правовым режимом предоставления, изъятия и использования земель, установленным городской Думой. Территория "Томск исторический" является памятником истории и культуры города Томска. Границы территории "Томска исторического" устанавливаются и изменяются решением городской Думы.
5. Решением городской Думы могут определяться иные внутригородские территории в целях организации управления городом либо установления особого правового режима использования этих территорий.
Статья 13. Порядок использования территории г.Томска
1. Население города Томска самостоятельно устанавливает порядок использования территории города.
2. Земли города Томска используются в соответствии с генеральным планом и правилами застройки города, утверждаемыми Томской городской Думой, а также с проектами планировки и застройки городских территорий, планами их земельно-хозяйственного устройства, другой градостроительной документацией, которые утверждает Мэр города Томска в соответствии с генеральным планом и правилами застройки города.
3. Порядок предоставления, изъятия и использования земельных участков на территории города утверждается городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Наименование, улиц, площадей и других составных частей города
1. Порядок наименования улиц, площадей, микрорайонов, парков, иных внутригородских объектов и территорий устанавливается и изменяется решением городской Думы.
2. Нумерация жилых домов, иных зданий и сооружений осуществляется постановлениями Мэра г.Томска.
Статья 15. Пригородная зона
1. Вокруг города Томска выделяется пригородная зона - территория, имеющая для города Томска средообразующее, экологическое, санитарно-гигиеническое, рекреационное и хозяйственное значение.
2. В пригородной зоне устанавливается особый правовой режим, обеспечивающий сохранение и воспроизводство водных, лесных и других природных ресурсов.
3. Пригородная зона является территорией совместных интересов жителей города Томска и других муниципальных образований, расположенных в пределах пригородной зоны.
4. Границы пригородной зоны, правовой режим использования земель, разделение полномочий между населением города Томска и населением других муниципальных образований на территории пригородной зоны устанавливаются правовыми актами Томской области в соответствии с законодательством РФ.
Глава 3. Система городского самоуправления
Статья 16. Формы городского самоуправления
1. Население города Томска реализует свое право на самоуправление через свободные выборы, городской референдум, территориальное общественное самоуправление, правотворческую инициативу, а также через органы городского самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
2. Население города вправе участвовать в осуществлении городского самоуправления в иных формах, предусмотренных законами Российской Федерации и Томской области, решениями городской Думы.
3. Жители города Томска имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы городского самоуправления, на правотворческую инициативу в вопросах городского значения.
Статья 17. Городской референдум
1. Наиболее важные вопросы городского значения население города Томска может решать непосредственно, через городской референдум.
2. В референдуме могут участвовать все жители города Томска, обладающие избирательным правом.
3. Решение о проведении городского референдума принимает Томская городская Дума.
4. Порядок назначения и проведения городского референдума определяется законами Томской области в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
5. Решения, принятые на референдуме, обязательны для исполнения на территории города Томска.
6. Решения городского референдума могут быть отменены или изменены посредством другого городского референдума.
Статья 18. Городские выборы
1. Выборы депутатов Томской городской Думы, Мэра города Томска осуществляются в соответствии с настоящим Уставом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения городских выборов определяется законами Томской области.
Статья 19. Система и организация органов городского самоуправления
1. Для осуществления функций городского самоуправления формируются органы городского самоуправления, образующие единую систему муниципальной власти - муниципалитет г.Томска.
2. Структуру Муниципалитета города Томска составляют: Мэр города Томска и Томская городская Дума, Администрация города Томска.
3. Мэр г.Томска является высшим выборным должностным лицом г.Томска и входит в состав Томской городской Думы как глава муниципального образования. Мэр города возглавляет муниципалитет и руководит Администрацией города. Мэр города наделен представительными, контрольными и исполнительно-распорядительными полномочиями.
4. Томская городская Дума является представительным органом городского самоуправления города Томска. Томская городская Дума является юридическим лицом.
5. Администрация города Томска является исполнительным органом Муниципалитета города Томска.
6. Муниципалитет города Томска является юридическим лицом.
Статья 20. Должностные лица городского самоуправления
1. Мэр города Томска - высшее выборное должностное лицо, избранное всем населением города. Компетенция Мэра города определяется действующим законодательством, настоящим Уставом и решениями городской Думы.
2. Председатели комитетов городской Думы - выборные должностные лица, избранные городской Думой. Компетенция председателей комитетов городской Думы определяется Регламентом городской Думы и положениями о соответствующих комитетах городской Думы.
3. Заместители Мэра города назначаются и освобождаются от должности Мэром города и исполняют отдельные полномочия Мэра города. Компетенция заместителей Мэра определяется постановлением Мэра города о разграничении полномочий между заместителями Мэра города.
4. Руководители структурных подразделений Администрации города, являющихся юридическими лицами, назначаются и освобождаются на должности Мэром города. Их компетенция определяется Мэром города в положениях о соответствующих структурных подразделениях Администрации города.
5. Иные назначаемые должностные лица городского самоуправления назначаются и освобождаются на должности Мэром города или руководителями органов городского самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей. Компетенция таких должностных лиц городского самоуправления определяется в должностных инструкциях, утвержденных Мэром города или руководителем соответствующего органа городского самоуправления.
Статья 21. Ответственность органов городского самоуправления
1. Органы городского самоуправления несут ответственность перед населением города Томска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии и с законами Российской Федерации, Томской области и настоящим Уставом.
2. Ответственность органов городского самоуправления наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Томской области, федеральных законов, законов Томской области, Устава города Томска.
Статья 22. Акты органов городского самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан города, решения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также положения, правила, планы, программы, утверждаемые названными решениями, являются актами органов городского самоуправления.
2. Акты органов городского самоуправления обязательны для исполнения на территории города всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами городского самоуправления и гражданами.
3. По вопросам своей компетенции Томская городская Дума принимает решения, Мэр города - постановления и распоряжения, руководители структурных подразделений Администрации, являющихся юридическими лицами, - постановления и распоряжения в случаях, определенных Мэром города, и приказы по всем иным вопросам.
4. Акты органов городского самоуправления вступают в силу с момента принятия, если иное не определено настоящим Уставом или самим актом.
5. Нормативные правовые акты органов городского самоуправления, затрагивающие права, обязанности и интересы граждан и юридических лиц, вступают в силу с момента их официального опубликования.
6. Акты органов городского самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Постановления, распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений Администрации города могут быть также отменены Мэром города.
7. Акты органов городского самоуправления должны быть доступны для ознакомления населению, средствам массовой информации, юридическим лицам.
Глава 4. Мэр города Томска
Статья 23. Глава города Томска
1. Глава муниципального образования - Мэр города Томска является высшим выборным должностным лицом, возглавляющим систему органов городского самоуправления.
2. Мэр города Томска является гарантом самостоятельности городского самоуправления, согласованности и законности действий Муниципалитета города Томска, их ответственности перед населением города Томска.
3. Мэр города Томска представляет Томск на межтерриториальном уровне, во взаимоотношениях с органами государственной власти и общественностью, а также во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.
4. Мэр города Томска по всем вопросам своей деятельности подотчетен Томской городской Думе, подчинен населению города Томска и несет перед ним ответственность, предусмотренную настоящим Уставом.
Статья 24. Избрание Мэра города Томска
Мэр города Томска избирается сроком на 4 года населением города Томска по единому городскому избирательному округу, включающему в себя всю территорию города Томска в установленных границах.
Статья 25. Вступление в должность
1. Вступление в должность Мэра города Томска осуществляется не позднее 15-ти дней со дня избрания, в торжественной обстановке на собрании депутатов Томской городской Думы, должностных лиц города и общественности. Мэр города Томска обращается к населению города с краткой речью, которая должна быть обнародована.
2. При вступлении в должность Мэр города Томска приносит присягу: "Клянусь осуществлять данные мне полномочия исключительно в интересах населения города, всей своей деятельностью способствовать его социально-экономическому развитию и благополучию. Клянусь отстаивать суверенитет городского самоуправления, соблюдать и защищать Устав города Томска".
3. Вступление в должность оформляется соответствующей записью в протоколе собрания.
Статья 26. Полномочия Мэра города Томска
1. Мэр г. Томска:
1.1 ведет собрания Томской городской Думы;
1.2 подписывает решения Томской городской Думы;
1.3 имеет право отлагательного вето на решения Томской городской Думы сроком до двух месяцев;
1.4 отвечает за ведение хозяйственных, имущественных и финансовых дел Томской городской Думы;
1.5 назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц аппарата городской Думы, принимает на работу и увольняет работников аппарата городской Думы;
1.6 представляет городской Думе кандидатуру для назначения на должность начальника милиции общественной безопасности города; ставит перед городской Думой вопрос об освобождении от должности начальника милиции общественной безопасности;
1.7 ежегодно представляет городской Думе и населению города отчет деятельности Администрации города.
2. Мэр г. Томска по решению городской Думы:
2.1 объявляет природные и иные объекты городского значения, представляющие собой экологическую, историческую или культурную ценность памятниками природы, истории и культуры, определяет правовой режим их использования;
2.2 вносит предложения в органы государственной власти Томской области об установлении границ города Томска, границ и правового режима пригородной зоны, территории городского водозабора, о выделении земель, необходимых для развития города Томска, рекреационных земель и земель общего пользования;
2.3 учреждает городские средства массовой информации;
2.4 принимает решение о выпуске и размещении городских займов, лотерей, о выделении ссуд и займов из городского бюджета.
3. Мэр города Томска осуществляет следующие полномочия:
3.1 представляет интересы населения города в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления иных муниципальных образований;
3.2 от имени муниципального образования своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;
3.3 вносит в городскую Думу предложения, обязательные для рассмотрения на ближайшем собрании городской Думы;
3.4 руководит гражданской обороной города;
3.5 утверждает схему управления отраслями городского хозяйства и социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
3.6 утверждает перечни объектов муниципальной собственности, включая земельные участки, необходимые для материального обеспечения деятельности городского самоуправления, в соответствии с утвержденным Томской городской Думой порядком;
3.7 принимает решения о передаче отдельных полномочий, объектов и финансовых средств органам территориального общественного самоуправления;
3.8 устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения;
3.9 устанавливает плату за проезд в городском пассажирском транспорте;
3.10 осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий;
3.11 устанавливает плату за землю.
4. Мэр города Томска руководит Администрацией города и осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия:
4.1 утверждает структуру Администрации города Томска, определяет основные направления ее деятельности;
4.2 представляет в городскую Думу программы и планы социально-экономического развития города, проект бюджета города;
4.3 организует и контролирует исполнение актов Муниципалитета города Томска;
4.4 осуществляет руководство Администрацией и структурными подразделениями Администрации города;
4.5 назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц Администрации города и руководителей подразделений Администрации города;
4.6 принимает на работу и увольняет работников Администрации города, не являющихся муниципальными служащими;
4.7 определяет штаты, организует работу с кадрами Администрации г.Томска и ее подразделений, принимает меры по повышению квалификации работников;
4.8 принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования, органов городского самоуправления, местного хозяйства, в том числе в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти;
4.9 применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников Администрации города и ее подразделений;
4.10 открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами Администрации города, подписывает финансовые документы;
4.11 имеет право наделять отдельными исполнительными, распорядительными и контрольными полномочиями должностных лиц Администрации города Томска.
5. Мэр города обеспечивает связь Муниципалитета города Томска с общественностью.
6. Мэр города Томска временно исполняет полномочия городской Думы при досрочном прекращении полномочий городской Думы.
7. Мэр города исполняет иные полномочия, в соответствии с действующими законами РФ и Томской области, настоящим уставом и решениями городской Думы.
Мэр г. Томска осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и ответствен за осуществление полномочий Администрации г.Томска.
Статья 27. Прекращение полномочий
1. Мэр города Томска прекращает исполнение полномочий с момента вступления в должность вновь избранного Главы города Томска.
2. Полномочия Мэра города прекращаются досрочно при отзыве Мэра города населением путем проведения референдума, а также в случаях и порядке, установленных законами РФ и Томской области.
3. Отставку Мэра города Томска принимает городская Дума.
4. Выборы Мэра города Томска проводятся не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.
5. Во всех случаях, когда Мэр города Томска не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель Мэра города. В это время городская Дума не имеет права вносить в устав города поправки, касающиеся изменения системы городского самоуправления, разделения полномочий между структурными подразделениями Муниципалитета.
Полномочия, обозначенные в п. 3 статьи 26 временно исполняющий обязанности Мэра города Томска исполняет с согласия городской Думы.
6. Референдум по отрешению Мэра города от должности проводится:
· если городская Дума не менее 2/3 голосов от числа избранных депутатов выразит недоверие Мэру города;
· если на этом настаивают не менее 10% жителей города Томска, обладающих избирательным правом.
Решение о проведении референдума принимает Томская городская Дума. Мэр города подписывает это решение в обязательном порядке.
Глава 5. Томская городская Дума
Статья 28 Томская городская Дума
1. Томская городская Дума является выборным представительным органом городского самоуправления и состоит из депутатов и мэра города, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом.
2. Томская городская Дума может от имени муниципального образования своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде при решении вопросов, относящихся в соответствии с настоящим уставом к ее компетенции.
Статья 29. Избрание городской Думы
1. В состав Думы избирается 18 депутатов сроком на четыре года по двухмандатным округам. Мэр города Томска входит в состав Думы с момента его избрания в течение всего срока его полномочий.
2. Депутатом городской Думы может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории города Томска и обладающий избирательным правом.
3. Томская городская Дума правомочна, если в нее избрано не менее 2/3 установленного числа депутатов.
Статья 30. Полномочия городской Думы
1. Полномочия депутатов городской Думы возникают с момента утверждения в установленном порядке итогов голосования.
2. Томская городская Дума обладает правом представлять интересы населения города Томска, принимать от его имени решения, действующие на территории города Томска.
3. В исключительно ведении Томской городской Думы находится:
3.1 принятие и изменение Устава города;
3.2 принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Томска;
3.3 утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
3.4 принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
3.5 установление местных налогов и сборов;
3.6 установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждение программ и планов приватизации;
3.7 контроль за деятельностью органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, предусмотренных настоящим уставом;
3.8 принятие и изменение Регламента Томской городской Думы;
3.9 иные полномочия, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа действующими федеральными законами, законами Томской области и Уставом города Томска.
4. В ведении городской Думы находится:
4.1 образование целевых бюджетных, внебюджетных и иных фондов в соответствии с действующим законодательством и утверждение положений о них;
4.2 определение порядка выдачи ссуд и займов из городского бюджета;
4.3 определение природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение в соответствии с действующим законодательством правил их охраны и использования;
4.4 учреждение средств массовой информации;
4.5 назначение городских референдумов;
4.6 определение в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот и преимуществ в части налогов и иных платежей, подлежащих зачислению в городской бюджет;
4.7 установление в соответствии с законодательством порядка оплаты за землю на территории города, и льгот по ее взиманию;
4.8 утверждение планов и программ улучшения состояния окружающей среды города и контроль их выполнения;
4.9 установление порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и наоборот;
4.10 принятие программ социальной защиты населения города и контроль их выполнения, определение категорий граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите за счет средств городского бюджета и установление дополнительных льгот, пособий и преимуществ;
4.11 принятие решений об участии города в союзах и ассоциациях, определении города-побратима;
4.12 право выражения недоверия любому должностному лицу городского самоуправления;
4.13 утверждение структуры городской Думы;
4.14 утверждение сметы расходов на содержании Думы, штатов работников, необходимых для обеспечения деятельности Думы;
4.15 установление надбавок и премий депутатам городской Думы и Мэру города;
4.16 принятие отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области;
4.17 иные вопросы местного значения, не отнесенные к компетенции органов государственной власти, Мэра г.Томска, Администрации г.Томска и ее подразделений.
5. Томская городская Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Томской области, имеет полномочия, предусмотренные для представительного органа местного самоуправления действующим законодательством.
6. Городская Дума вправе поручить своим решением должностным лицам и органам городского самоуправления исполнение своих полномочий по решению вопросов местного значения, не относящихся к ее исключительному ведению. Городская Дума не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Мэра города, Администрации города и ее подразделений.
Статья 31. Организационная структура городской Думы
1. Городская Дума принимает все решения как единый коллегиальный орган на собраниях Думы, являющихся ее основной организационно-правовой формой работы.
2. Для подготовки и проработки решений Думы из числа депутатов Думой создаются постоянные и временные комитеты и комиссии.
3. Работу городской Думы организует Мэр города Томска и председатели комитетов Томской городской Думы.
4. Руководство деятельностью комитетов и комиссий Думы осуществляют председатели комитетов и комиссий, избранных из состава Думы.
Статья 32. Регламент городской Думы
Порядок проведения собраний Думы, создания и работы постоянных и временных комитетов и комиссий Думы, иные организационные вопросы деятельности городской Думы и ее подразделений определяются Регламентом городской Думы, положениями о комитетах и комиссиях городской Думы в соответствии с настоящим уставом и действующим законодательством.
Статья 33. Собрание городской Думы
1. Первое собрание городской Думы созывается не позднее 30 дней со дня ее избрания. Последующие собрания городской Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
2. Собрание созывает Мэр города Томска. Собрание может созываться также по требованию одного из комитетов или не менее 1/3 избранных депутатов.
3. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 избранных депутатов.
4. Собрания городской Думы, как правило, являются открытыми.
Статья 34. Порядок проведения собраний городской Думы
1. Собрание городской Думы открывает и ведет Мэр города, а в его отсутствие - избранный из числа депутатов председательствующий.
2. Протокол собрания ведет секретариат. Из числа депутатов может избираться редакционная, счетная комиссии.
3. Голосование на собрании городской Думы, как правило, открытое и поименное. По решению городской Думы может быть проведено тайное голосование.
4. Депутат городской Думы осуществляет свое право на голосование лично, имеет один голос по каждому из предложений и подает его путем выражения своей воли открытым или тайным голосованием "за", "против", либо как воздержавшийся от голосования.
5. Мэр города Томска в голосовании не участвует.
Статья 35. Решения городской Думы
1. Собрание городской Думы в пределах своей компетенции принимает акты в форме решений.
2. Решения подписываются Мэром города Томска в 10-дневный срок с момента принятия. Подпись Мэра города является обязательным условием придания решению юридической силы.
3. В случае мотивированного в письменной форме отказа Мэра города Томска подписать решение городской Думы, решение считается не вступившим в силу и передается на повторное рассмотрение ближайшего собрания Думы.
При повторном рассмотрении данного решения собранием, если за него проголосовало более двух третей от числа избранных депутатов, решение считается принятым окончательно, и Мэр города Томска обязан подписать его.
4. Решения городской Думы принимаются, как правило, большинством (более половины) голосов от числа присутствующих на собрании депутатов.
Решения по вопросам утверждения положений, предусмотренных настоящим Уставом, установления налогов и сборов, а также утверждения программ развития города принимаются большинством (более половины) голосов от установленного числа депутатов.
В случаях, предусмотренных Уставом города и Регламентом Томской городской Думы, решения принимаются 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
5. Решение городской Думы вступает в силу с момента подписания его мэром города, если иные сроки не будут установлены в самом решении.
Решение по местным налогам и сборам вступает в силу после официального опубликования.
Статья 36. Комитеты и комиссии городской Думы
1. Городская Дума формирует из своего состава комитеты по основным направлениям деятельности городской Думы.
2. Комитеты создаются на срок полномочий городской Думы.
3. По отдельным вопросам своей компетенции городская Дума может образовывать постоянные и временные комиссии.
4. Комитеты и комиссии подчинены городской Думе.
Статья 37. Открытые слушания
1. По вопросам своей компетенции городской Думой могут проводиться открытые слушания, на которые приглашаются специалисты, эксперты и все иные заинтересованные лица..
2. Открытые слушания в обязательном порядке проводятся по вопросам утверждения Устава города, внесения в него изменений и дополнений, утверждения программ и планов развития города. По усмотрению городской Думы открытые слушания могут проводится по любым вопросам, относящимся к ее компетенции.
3. Не позднее двух недель до даты открытого слушания в городской печати опубликовывается проект обсуждаемого документа или его основные положения, место, где можно ознакомиться с документом, а также дата открытых слушаний.
Статья 38. Прекращение полномочий
1. Полномочия городской Думы прекращаются в день первого собрания вновь избранной Томской городской Думы.
2. Прекращение полномочий городской Думы влечет прекращение полномочий ее депутатов.
3. Полномочия городской Думы прекращаются досрочно:
· если городская Дума более 2/3 голосов от избранных депутатов примет решение о самороспуске;
· если недоверие городской Думе будет выражено на городском референдуме, проведенном по инициативе населения города Томска;
· если три раза подряд в течение не менее двух месяцев Дума не смогла провести собрание по причине отсутствия кворума.
Названные способы досрочного прекращения полномочий городской Думы являются исчерпывающими.
4. Полномочия депутата городской Думы прекращаются при отзыве депутата населением путем проведения референдума, а также в случаях и порядке, установленных законами РФ и Томской области.
Статья 39. Аппарат городской Думы
Для организационного и правового обеспечения деятельности городской Думы, оказания помощи комитетам, постоянным комиссиям и депутатам в подготовке необходимых материалов городская Дума образует свой аппарат, который осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным городской Думой и настоящим Уставом.
Глава 6. Администрация города Томска
Статья 40. Администрация города Томска
1. Администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления и осуществляет свою деятельность под руководством Мэра города.
2. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями Мэра города.
3. Администрация города является юридическим лицом.
4. Администрация города формируется Мэром города Томска, путем определения ее структуры, утверждения положений о структурных подразделениях Администрации города и определения их полномочий, назначения должностных лиц Администрации и руководителей ее структурных подразделений.
Статья 41. Компетенция Администрации города Томска
Администрация города:
1) в порядке, установленном городской Думой, и в соответствии с действующим законами распоряжается и управляет муниципальной собственностью города, осуществляет приватизацию муниципального имущества;
2) создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия, организации и учреждения;
3) назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений;
4) заключает с предприятиями, организациями, независимо от формы собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии города и договоры муниципального заказа на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказание услуг;
5) приостанавливает строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории города; ограничивает или запрещает использование питьевой воды в промышленных целях;
6) выдает разрешение на строительство на территории города всех объектов производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
7) назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города;
8) в случаях, установленных действующим законодательством выдает лицензии и патенты;
9) организует и осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов, наценок и скидок;
10) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, выступает учредителем не являющихся муниципальными предприятий, организаций, учреждений и фондов;
11) осуществляет контроль за использованием городской муниципальной собственности;
12) исполняет бюджет города и внебюджетные фонды;
13) разрабатывает и вносит на утверждение городской Думы проекты планов и программ социально-экономического развития города, бюджета, организует и контролирует их исполнение;
14) в установленном порядке предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки;
15) планирует использование земель, находящихся в ведении или собственности города;
16) взимает плату за землю;
17) обеспечивает обслуживание населения городским пассажирским транспортом, руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города;
18) осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории города;
19) налагает в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;
20) организует подготовку генерального плана города и проекта планировки пригородной зоны, проектов детальной планировки и застройки районов, микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства города;
21) разрабатывает правила застройки города в соответствии с его генеральным планом и вносит их на утверждение городской Думы; осуществляет контроль за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения;
22) реализует единую градостроительную политику в городе;
23) организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
24) организует благоустройство территории города;
25) ведает кладбищами, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии иных мест захоронения;
26) ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; в установленном порядке предоставляет муниципальные жилые помещения в наем или аренду;
27) обеспечивает обслуживание населения города в сфере муниципального здравоохранения, дошкольного, школьного и профессионального образования, культуры, физической культуры и спорта;
28) обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы - интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);
29) решает вопросы опеки и попечительства;
30) осуществляет установленные действующим законодательством функции и полномочия по охране общественного порядка;
31) осуществляет охрану и организует использование памятников природы, истории и культуры городского значения;
32) обеспечивает рациональное использование природных ресурсов города Томска, проводит природоохранные мероприятия;
33) предъявляет в суд или арбитражный суд требования в целях защиты прав и законных интересов граждан, проживающих на территории города, прав Администрации города (в том числе о признании недействительными актов органов государственного власти);
34) принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
35) регистрирует в установленном порядке органы территориального общественного самоуправления, действующие на территории города;
36) организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции;
37) исполняет иные полномочия по решению вопросов местного значения, в соответствии с действующими законами РФ и Томской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы и постановлениями Мэра г.Томска, а также отдельные государственные полномочия, переданные исполнительным органам городского самоуправления законами РФ и Томской области.
Статья 42. Структура Администрации города Томска
1. Администрацию города Томска возглавляет Мэр города Томска, который осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через первого заместителя Мэра города, заместителей Мэра города.
2. С целью организации оптимального управления Мэром города создаются непосредственно подчиненные Мэру города функциональные, отраслевые и территориальные департаменты, управления, комитеты, отделы и иные структурные подразделения Администрации города.
Наименование, правовое положение, права юридического лица, порядок формирования, цели деятельности, осуществляемые функции, полномочия и иные вопросы организации работы структурных подразделений Администрации, определяются положениями, утвержденными Мэром города.
3. Организационная структура предусматривает четкое разделение функций, возложенных на Администрацию города, между ее структурными подразделениями и должностными лицами Администрации города.
4. При утверждении структуры Администрации города Мэром города определяется подчиненность структурных подразделений и должностных лиц Администрации города.
Статья 43. Органы Администрации города
1. Органами Администрации являются функциональные, отраслевые и территориальные департаменты, управления и комитеты.
2. Органы Администрации являются юридическими лицами. В их управлении могут находиться муниципальные предприятия, учреждения, организации, иные муниципальные объекты.
3. Территориальные управления Администрации города Томска осуществляют исполнительные функции в границах внутригородских территорий - городских округов.
4. Предметами ведения территориальных управлений могут являться: эксплуатация жилищного фонда, благоустройство внутриквартальных территорий, дошкольное и школьное образование, социальная защита населения и другое.
Глава 7. Территориальное общественное самоуправление
Статья 44. Право на территориальное общественное самоуправление
1. Жители города Томска имеют право на территориальное общественное самоуправление и могут участвовать в городском самоуправлении в не противоречащих действующему законодательству формах и в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении.
2. Жители города Томска могут на добровольной основе объединяться в границах внутригородских территорий (территорий общественного самоуправления) - микрорайонов, жилых кварталов, домовладений, иных жилых комплексов для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов территориального значения.
3. Инициатива в организации территориального общественного самоуправления принадлежит населению территории.
4. Границы территории, в пределах которых функционирует территориальное общественное самоуправление, устанавливает Томская городская Дума.
5. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в рамках норм и правил городского самоуправления и не противоречит интересам населения города Томска.
6. Решения собраний, конференций жителей города Томска, принятые в рамках установленных полномочий территориального общественного самоуправления, обязательны для исполнения на соответствующей территории.
Иные решения собраний, конференций обязательны для рассмотрения в органе городского самоуправления. По ним Мэр города Томска в течение месяца дает мотивированный гласный ответ.
Статья 45. Система территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление реализуется через собрания, конференции, а также через органы территориального общественного самоуправления.
2. Собрание жителей территории общественного самоуправления, конференция представителей считаются правомочными, если на них присутствует более половины жителей территории, обладающих избирательным правом.
3. Исключительно на собрании, конференции решаются вопросы:
3.1 об образовании и прекращении территориального общественного самоуправления;
3.2 об утверждении Устава территориального общественного самоуправления;
3.3 об образовании органов территориального общественного самоуправления.
Решение собрания, конференции считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на собрании, конференции.
4. Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правами юридического лица.
Статья 46. Компетенция территориального общественного самоуправления
1. Предмет ведения территориального общественного самоуправления могут составлять вопросы благоустройства территории, ремонта и эксплуатации жилищного фонда, организации досуга детей и другие вопросы территориального значения.
2. Территориальное общественное самоуправление на добровольной основе принимает на себя собственные и делегированные полномочия.
3. Собственные полномочия осуществляются в интересах населения территории, поскольку эти полномочия не закреплены за органами государственной власти и органами городского самоуправления действующим законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления города Томска.
4. Постановлением Мэра города Томска органам территориального общественного самоуправления с их согласия могут быть переданы отдельные полномочия органов местного самоуправления города Томска для реализации их на территории общественного самоуправления. По делегированным полномочиям органы территориального общественного самоуправления подотчетны органам местного самоуправления города Томска.
5. Решения, принятые в рамках территориального общественного самоуправления, по собственным полномочиям выносятся в адрес жителей территории общественного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления и обязательны для исполнения этими лицами.
Решения органов территориального самоуправления в рамках делегированных полномочий обязательны для исполнения их на территории общественного самоуправления всеми юридическими и физическими лицами, в адрес которых они вынесены.
В рамках территориального общественного самоуправления могут приниматься решения, имеющие рекомендательный характер для органов местного самоуправления города Томска.
6. Решения собраний, конференций жителей территории общественного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления могут быть отменены Мэром города Томска, судом.
Статья 47. Финансово-экономическая основа территориального общественного самоуправления
1. Финансово-экономическую основу территориального общественного самоуправления составляют добровольные взносы граждан, юридических лиц, иные законные источники материальных и финансовых ресурсов.
2. Для осуществления делегированных полномочий за органами территориального общественного самоуправления могут закрепляться средства городского бюджета, иные объекты муниципальной собственности города.
Статья 48. Устав территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление регламентируется Уставом.
2. Устав территориального общественного самоуправления не противоречит Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Томске.
3. Устав территориального общественного самоуправления подлежит обязательной регистрации Администрацией города.
Статья 48. Прекращение территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление прекращается по решению собрания, конференции жителей территории общественного самоуправления или по решению суда.
2. Деятельность органов территориального общественного самоуправления прекращается по решению собрания, конференции жителей территории общественного самоуправления, по постановлению Мэра города Томска.
Глава 8. Экономические основы городского самоуправления
Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления
1. Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории города Томска, местные финансы, имущество и иная муниципальная собственность города Томска, государственная собственность, переданная муниципалитету города Томска для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города Томска.
2. Население города Томска пользуется природными ресурсами пригородной зоны в границах и на условиях, определенных правовыми актами Томской области. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 50. Муниципальная собственность города Томска
1. Муниципальная собственность является собственностью муниципального образования.
2. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
3. Органы городского самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы городского самоуправления в порядке, установленном городской Думой.
Статья 51. Создание предприятий, учреждений и организаций органами городского самоуправления
Администрация города вправе в соответствии с законом и порядком, определенным городской Думой, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Статья 52. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Администрация города определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждает их уставы, назначают и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивает отчеты об их деятельности.
2. Отношения между Администрацией города и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
3. Городская Дума вправе устанавливать общие правила, определяющие взаимоотношения Администрации города и предприятий, организаций, учреждений, находящихся в муниципальной собственности.
Статья 53. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Администрация города в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 54. Муниципальный заказ
Администрация города вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого материальных и финансовых средств.
Статья 55. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Администрация города в интересах населения в установленном законом и городской Думой порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 56. Схема управления городским хозяйством
1. Схема управления городским хозяйством предусматривает:
1.1 централизованное, в границах территории города, управление объектами муниципальной собственности Администрацией города Томска или ее отраслевыми органами;
1.2 управление объектами муниципальной собственности в границах городских округов территориальными управлениями Администрации;
1.3 управление объектами муниципальной собственности органами территориального общественного самоуправления в границах территорий общественного самоуправления.
2. Схему управления городским хозяйством утверждает Мэр города Томска.
Статья 57. Комплексное социально-экономическое развитие города Томска
1. Комплексное социально-экономическое развитие города Томска составляет предмет ведения городского самоуправления.
2. Комплексное социально-экономическое развитие города Томска осуществляется за счет:
2.1 городских финансовых и материальных средств;
2.2 средств федерального бюджета и областного бюджета Томской области, передаваемых Муниципалитету города Томска, а также предприятиям, учреждениям, организациям, расположенным на территории города Томска, для реализации федеральных программ и программ социально-экономического развития Томской области;
2.3 иных средств, привлекаемых на договорных условиях для развития города.
3. Комплексное социально-экономическое развитие осуществляется в соответствии с программами социально-экономического развития города.
Программа устанавливает цели, приоритеты, ограничения и порядок планирования и реализации социально-экономического развития города.
Программа представляет собой единый комплекс взаимосвязанных, детально согласованных и материально обеспеченных целевых, отраслевых и территориальных программ.
Глава 9. Финансовые основы городского самоуправления
Статья 58. Доходы и расходы городского бюджета
1. В доходы городского бюджета зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Томской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Томской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам городского самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов городского самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов городского самоуправления.
2. В доходной и расходной частях городского бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами городского самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Томской области.
Статья 59. Городской бюджет
1. Городской бюджет - финансовый план образования и расходования денежных средств, централизованных для обеспечения нужд города и обеспечения функций органов городского самоуправления.
2. Расходы городского бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. Расходы городского бюджета осуществляются в соответствии с законами РФ, Томской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы.
Статья 60. Бюджетный процесс
1. Бюджетный процесс в городе строится в соответствии с Законами РФ Томской области, регулирующими бюджетный процесс, настоящим Уставом, а также решениями городской Думы.
2. Составление проектов и исполнение, составление отчетов об исполнении бюджета являются компетенцией Администрации города. Рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, контроль за исполнением бюджетов входит в непосредственную компетенцию городской Думы.
Статья 61. Планирование бюджета
1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов социально-экономического развития города, определение направлений бюджетно-финансовой политики, разработка целевых программ, разрабатываются муниципальных заказов, другие мероприятия, направленные на реализацию бюджетно-финансовой политики.
2. Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в городской Думе в соответствии с законами РФ и Томской области, настоящим Уставом и обязательно включает в себя всестороннее изучение его в комитетах и комиссиях городской Думы на предмет целесообразности, законченности, объективности, актуальности, полноты, финансовой и материальной возможности их осуществления.
3. Предложения городской Думы, предусматривающие выделение дополнительных ассигнований по каким -либо статьям или включение новых статей должны содержать источники обеспечения вновь образовавшихся расходов.
4. В случае, если проект бюджета не утвержден до начала финансового года, Администрация города имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема расходов соответствующих статей бюджета текущих расходов предыдущего года в течение каждого месяца до утверждения проекта бюджета.
Статья 62. Составление городского бюджета
1. Решение о начале работы над составлением проекта городского бюджета принимает Мэр города за 8 месяцев до начала соответствующего финансового года.
2. До начала соответствующего финансового года Администрация города направляет в городскую Думу бюджетное послание на предстоящий год.
Статья 63. Рассмотрение и утверждение городского бюджета
1. Комитеты городской Думы в течение месяца с момента получения бюджетного послания проводят рассмотрения и выносят заключения. Бюджетно-налоговый комитет после получения всех заключений в течение двух недель готовит сводное заключение и проект решения Думы.
2. Проект решения городской Думы о городском бюджете рассматривается Думой в двух чтениях на нескольких заседаниях.
3. При рассмотрении проекта в первом чтении городская Дума заслушивает доклад Мэра (или уполномоченного им должностного лица) об основных направлениях социально-экономического развития города, основных принципах бюджетно-финансовой политики и принципах формирования городского бюджета. Содоклад от имени Думы представляет бюджетно-налоговый комитет.
Городская Дума по итогам слушаний принимает проект за основу либо отклоняет его.
В случае отклонения проекта бюджета на предстоящий финансовый год Дума принимает одно из следующих решений:
· о создании согласительной комиссии из представителей Думы и Администрации города для корректировки проекта городского бюджета исходя из рекомендаций, изложенных в сводном заключении, а также замечаний и предложений, высказанных на собрании Думы. Согласительная комиссия в течение последующих 10 дней разрабатывает согласованный проект городского бюджета и представляет его на рассмотрение следующего заседания для первого чтения;
· о возвращении проекта Администрации города. В течение последующих 20 дней Администрация города представляет в Думу для рассмотрения в первом чтении новый проект решения городской Думы с учетом рекомендаций, изложенных в сводном заключении бюджетно-налоговый комитета, замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения на собрании Думы. Возвращение указанного законопроекта осуществляется один раз.
В случае принятия проекта за основу городская Дума утверждает следующие основные характеристики городского бюджета:
· доходы городского бюджета;
· верхний предел расходов городского бюджета;
· пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
В случае принятия основных характеристик проект городского бюджета считается принятым в первом чтении.
4. Принятый в первом чтении проект дорабатывается с учетом рекомендаций и поправок, поступивших в ходе обсуждения проекта на собрании городской Думы, на расширенных заседаниях бюджетно-финансового комитета, с участием представителей Администрации города. Уточненный проект выносится бюджетно-финансовым комитетом на собрание городской Думы для рассмотрения во втором чтении.
5. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении городская Дума принимает решение по следующим характеристикам:
· верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития;
· верхние пределы бюджетных ассигнований по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией;
· защищенные статьи городского бюджета;
· бюджеты городских целевых бюджетных фондов.
· бюджеты городских внебюджетных фондов.
6. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимается простым большинством голосов от числа избранных депутатов. В случае не утверждения отдельных статей бюджета, Дума проводит повторное голосование по перераспределению расходов по статьям в рамках верхнего предела ранее утвержденного объема ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.
После принятия основных характеристик городская Дума принимает решение о городском бюджете в целом.
Статья 64. Составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении городского бюджета
1. Администрация города не позднее апреля следующего за отчетным года представляет в городскую Думу отчеты об исполнении городского бюджета, городских целевых бюджетных и внебюджетных фондов и информацию об исполнении консолидированного бюджета города.
2. На собрании городской Думы заслушивается доклад Мэра города или уполномоченного им лица об исполнении городского бюджета. По результатам слушаний городская Дума утверждает отчеты простым большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Ежегодно до 15 августа администрация направляет в городскую Думу отчет об исполнении городского бюджета за первое полугодие текущего года и предложения по уточнению доходов и расходов городского бюджета с учетом его исполнения.
Статья 65. Целевые бюджетные фонды
Специальные бюджетные фонды - обособленные в городском бюджете фонды, образуемые по решению городской Думы. Средства специальных фондов используются строго в соответствии с целевым назначением, определенном в положении об этих фондах.
Глава 10. Вопросы муниципальной службы
Статья 66. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба в городе Томске осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации, Томской области и настоящим Уставом.
2. Муниципальная служба осуществляется на основе принципов:
2.1 законности;
2.2 обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих должностных лиц;
2.3 подконтрольности и ответственности муниципальных служащих;
2.4 внепартийности муниципальной службы;
2.5 равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой;
2.6 социальной защищенности муниципальных служащих;
2.7 стабильности муниципальной службы.
3. Прохождение муниципальной службы осуществляется, как правило, по контракту, заключенному на срок полномочий Мэра города.
4. Прием на высшие муниципальные и главные муниципальные должности в Администрацию города, за исключением должности Мэра, осуществляется путем назначения.
5. Прием на все остальные муниципальные должности в Администрацию города осуществляется по конкурсу или путем назначения из резерва муниципальных служащих в соответствии с порядком, утвержденным Мэром города.
6. Назначение муниципальных служащих Администрации города на муниципальную должность, а также перевод на муниципальную должность другой группы либо иного профиля муниципальных должностей осуществляется в порядке, установленном Мэром города в соответствии с действующим законодательством.
Статья 67. Классные чины
1. Отдельным муниципальным служащим, занимающим муниципальные должности, могут присваиваться классные чины, соответствующие группам должностей.
2. Классные чины устанавливаются и присваиваются Мэром города Томска.
3. За муниципальным служащим, пребывающим в отставке, сохраняется классный чин с указанием "в отставке".
Статья 68. Ограничения, связанные с муниципальной службой
Ограничения, связанные с муниципальной службой, устанавливаются законами Российской Федерации и законами Томской области.
Статья 69. Денежное содержание
1. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются мэром города в соответствии с решениями Томской городской Думы и законами Томской области.
2. Денежное содержание выплачивается за счет средств городского бюджета.
Статья 70. Гарантии для муниципальных служащих
1. Гарантии для муниципальных служащих устанавливаются законами Российской Федерации, законами Томской области и настоящим уставом с целью защиты их прав и законных интересов, а также в качестве компенсации за ограничения, связанные с муниципальной службой.
2. Гарантии для муниципальных служащих, предусмотренные настоящим уставом, являются дополнительными и предоставляются за счет средств городского бюджета.
3. Заместители Мэра города, руководители структурных подразделений Администрации, (в том числе, являющихся юридическими лицами) продолжают получать назначенное им денежное содержание до устройства на новое место работы при увольнении с муниципальной службы или прекращении полномочий, но не более одного календарного года со дня увольнения или прекращения полномочий.
В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежнего денежного содержания, производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня увольнения или прекращения полномочий.
Размер прежнего денежного содержания определяется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами для расчета средней заработной платы при увольнении работников.
Выплата денежного содержания производится из средств городского бюджета в порядке, определенном Мэром города.
4. Положения пункта 3 настоящей статьи не действуют при прекращении полномочий или увольнении по собственному желанию без уважительной причины, при увольнении или прекращении полномочий по причине нарушения трудовой дисциплины, а также при вступлении в силу приговора суда в отношении указанных должностных лиц.
5. Вступление в должность вновь избранного Мэра города Томска не является основанием для прекращения муниципальной службы.
Глава 11. Гарантии прав и обеспечение деятельности депутатов
и выборных должностных лиц муниципалитета города Томска
Статья 71. Статус депутата Томской городской Думы, Мэра города Томска, выборных должностных лиц городского самоуправления
1. Законами Российской Федерации депутату Томской городской Думы, Мэру города Томска, выборным должностным лицам городского самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата Томской городской Думы, Мэра города Томска не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Статус Мэра города Томска, депутата Томской городской Думы, выборных должностных лиц городского самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих лиц, устанавливаются федеральными законами, законами Томской области и настоящим Уставом.
Статья 72. Возмещение расходов депутатам городской Думы
1. Депутаты городской Думы на время собраний городской Думы освобождаются от выполнения основных производственных и служебных обязанностей.
2. Расходы депутатов, связанные с участием в работе собрания, возмещаются, исходя из дневного денежного содержания депутата, работающего на постоянной основе, либо, при предъявлении справки из бухгалтерии, из расчета среднего дневного заработка по основному месту работы за каждый день участия в работе собрания.
3. По решению городской Думы работа депутатов в комитетах и комиссиях может оплачиваться, исходя из 0,5 ставки депутата работающего на постоянной основе, либо председателя комитета Томской городской Думы, работающего на постоянной основе.
4. Денежное содержание депутатам, работающим на постоянной основе, выплачивается в соответствии с законами РФ и Томской области в порядке, определенном решением городской Думы.
Статья 73. Денежное содержание Мэра г.Томска
Денежное содержание Мэра г.Томска, включая выплаты стимулирующего характера, устанавливается городской Думой в соответствии с законами РФ и Томской области.
Статья 74. Гарантии прав депутата Томской городской Думы, Мэра города Томска, выборных должностных лиц городского самоуправления
1. Мэр города Томска, депутаты Томской городской Думы и выборные должностные лица городского самоуправления, работающие на постоянной основе пользуются всеми гарантиями, установленными законами Российской Федерации и законами Томской области для муниципальных служащих, а также дополнительными гарантиями, предусмотренными настоящим Уставом.
2. Мэр города Томска, депутаты Томской городской Думы и выборные должностные лица городского самоуправления, работающие на постоянной основе в случае прекращения полномочий продолжают получать назначенное им денежное содержание до устройства на новое место работы, но не более одного календарного года со дня прекращения полномочий.
В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного календарного года со дня прекращения полномочий.
Оплата производится из средств городского бюджета в порядке, определенном Томской городской Думой.
3. Положения пункта 2 настоящей статьи не действуют при прекращении полномочий по собственному желанию без уважительной причины, в случае отзыва депутата Томской городской Думы или Мэра города населением, а также при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении указанных лиц.
Мэр города Томска |
А.С.Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Томской городской Думы от 18 октября 1999 г. N 164 "Об Уставе г.Томска"(утратило силу)
Текст решения опубликован в газете "Томский Вестник" N 1, 5 января 2000 г.
Согласно решению Томской городской Думы от 31 октября 2000 г. N 259 настоящее решение утратило силу