Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 986457-7 "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за предоставление индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом торгового места на территории торгового объекта или помещения другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые используют труд иностранных работников или лиц без гражданства в нарушение норм миграционного законодательства.
Иными словами, арендодатель подлежит ответственности за действия арендаторов, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента.
Указанная в КоАП РФ норма является корреспондирующей по отношению к Федеральному закону от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона N 271-ФЗ управляющая рынком продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) компания обеспечивает соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией соглашение о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).
Таким образом, на управляющую рынком компанию возлагается обязанность по соблюдению трудового законодательства своими контрагентами (арендаторами).
Указанное обусловлено тем, что управляющие рынком компании обладают особыми квазипубличными полномочиями, в рамках которых компания получает сведения о продавцах, привлекаемых арендаторами к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказания услуг) на рынке, в том числе сведения о гражданстве и правовые основания привлечения продавца к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также ведет реестр продавцов, которые включает в себя обозначенные сведения.
Вместе с тем часть 2 статьи 18.16 КоАП РФ позволяет привлекать к административной ответственности не только управляющие рынком компании, обладающие квазипубличными полномочиями, но и владельцев иных торговых объектов, которые указанными полномочиями не обладают и не могут контролировать своих контрагентов. Субъектный состав части 2 статьи 18.16 КоАП РФ включает обычных арендодателей, которые не имеют возможности осуществлять контроль за легальным привлечением арендатором иностранных и лиц без гражданства к трудовой деятельности.
Так, отношения арендодателя и арендатора регулируются исключительно договором аренды и гражданским законодательством, в которых арендодатель не выступает в роли работника или работодателя. Действующее законодательство также не устанавливает случаев, когда арендодатель является контролирующим органом по отношению к своему контрагенту (арендатору) и имеет полномочия по проверке соблюдения контрагентом миграционного законодательства (за исключением указанных управляющих рынком компаний).
В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан принимать на работу только тех сотрудников, которые имеют все необходимые документы, и в случае несоблюдения требований трудового законодательства самостоятельно нести ответственность в полном объеме.
В статье 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации приведен список документов, предъявляемых иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу. В этот список входит разрешение на работу или патент.
Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает, что работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Часть 4 указанной статьи закрепляет, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента.
Таким образом, все обязанности по соблюдению трудового и миграционного законодательства возлагаются на непосредственные стороны трудовых правоотношений - работника и работодателя. Это обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений между арендодателем и арендатором, в которых каждый из контрагентов обладает равным набором прав и обязанностей.
Более того, если арендодатель добросовестно запросил подтверждающие документы у арендатора, указанные действия не освобождают его от ответственности за возможные правонарушения арендатором. Данная проблема нашла отражение в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 г. N 5-АД18-20, в соответствии с которым собственник нежилого помещения был привлечен к административной тветственности за то, что один из сотрудников арендатора не имел разрешения на работу или патента на работу в городе Москве.
До настоящего времени судебные органы, буквально толкуя часть 2 статьи 18.16 КоАП РФ, привлекают к административной ответственности не только управляющие рынком компании, но и обычных арендодателей, не имеющих правовых механизмов по осуществлению контроля в отношении своих контрагентов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2010 г. N А19-7334/10; ФАС Поволжского округа от 26.10.2012 г. по делу N А55-10671/2012; от 25.07.2011 г. по делу N А65-26961/2010; от 19.07.2011 г. по делу N А65-27862/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2013 г. по делу N А63-923/2013; АС Уральского округа от 26.02.2015 г. по делу N 50-14341/2014; ФАС Центрального округа от 02.04.2012 г. по делу N А54-3746/2011 и т.д.).
Статья 1.5 КоАП РФ указывает на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При таких обстоятельствах представляется необоснованным то, что рядовые арендодатели вынуждены нести ответственность за действия арендатора, совершаемые в сфере трудового и миграционного законодательства. Возлагая ответственности за правонарушения, которые арендодатель предотвратить не может, часть 2 статьи 18.16 КоАП РФ создаёт дополнительные административные барьеры, препятствующие развитию арендных отношений и предпринимательского климата на территории Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предлагается уточнить субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 18.16 КоАП РФ за действия арендатора, нарушающие нормы трудового и миграционного законодательства. Из указанного субъектного состава предлагается исключить добросовестных арендодателей, которые не имеют возможности осуществлять контроль за привлечением арендатором иностранных и лиц без гражданства к легальной трудовой деятельности,
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.