Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 987162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны и здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой".
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Положения законопроекта направлены на установление правового регулирования доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, супруги (супруга), близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушек, бабушек) и иных членов семьи либо иных лиц, указанных в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если пациент или его законный представитель не запретил предоставлять им указанные сведения.
Помимо оформления письменного согласия на разглашение врачебной тайны, гражданин или его законный представитель будет вправе определить лиц, которым в его интересах может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти, при оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Необходимость указания в письменном согласии на разглашение врачебной тайны или в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство конкретного лица, включая лиц из числа членов семьи и близких родственников, которому может быть разглашена врачебная тайна гражданина после смерти, обусловлена конституционным предписанием о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (статья 24, часть 1).
Признание права на неприкосновенность частной жизни на конституционном уровне предполагает, что отношения, возникающие в сфере частной жизни, не могут быть подвергнуты интенсивному правовому регулированию и необоснованному вмешательству любых субъектов, которым сам гражданин доступ к указанной сфере не предоставил.
Таким образом, сведения, составляющие врачебную тайну, после смерти гражданина в целях защиты информации о его частной жизни, могут быть разглашены указанным им при жизни лицам, включая членов семьи и близких родственников, если гражданин или его законный представитель не запретил предоставлять им указанные сведения.
Законопроектом предлагается наделить Минздрав России полномочиями по утверждению порядка дачи письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение врачебной тайны.
Подзаконными актами, направленными на реализацию законопроекта, будут урегулированы вопросы, касающиеся дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации, а также оснований разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека.
Кроме того, согласно законопроекту, супруге (супругу), близким родственникам и иным членам семьи либо иным лицам, указанным в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство предоставляется возможность на: получение сведений о состоянии здоровья, ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, а также на получение отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов (их копий) и выписок из них, в том числе в форме электронных документов.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента" не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента"
N |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки проекта нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет, содержание) проекта нормативного правового акта |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти исполнителях и соисполнителях разработки проекта нормативного правового акта |
1. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка дачи письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение врачебной тайны" |
Часть 1 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Утверждение порядка дачи письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну |
Минздрав России |
2. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 21 июля 2015 г. N 474н "О порядке дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, формах информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации" |
Часть 3 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Утверждение порядка дачи письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение сведений о состоянии здоровья при оформлении информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи |
Минздрав России |
3. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 29 июня 2016 г. N 425н "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" |
Часть 4 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение в части лиц, уполномоченных на получение сведений о состоянии здоровья пациента |
Минздрав России |
4. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" |
Часть 4 проекта федерального закона |
В течение 3 месяцев после принятия Федерального закона |
Уточнение в части лиц, уполномоченных на получение сведений о состоянии здоровья пациента |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.