Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 986748-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Основные принципы осуществления деятельности на особо охраняемых природных территориях, правовой режим этих территорий и их охрана регламентированы федеральными законами от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом Российской Федерации.
К особо охраняемым природным территориям (далее - ООГГГ) относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Развитие ООПТ позволяет в долгосрочной перспективе сохранить ареалы обитания объектов растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, эстетико-культурное разнообразие ландшафтов, историческую ценность памятников, расположенных на этих территориях. Вместе с тем полагаем допустимым признать, что в отношении ООПТ регионального значения достижение требований законодательства по их полному или частичному изъятию из хозяйственного использования всегда было и остаётся затруднительным на практике. Реализация мероприятий по индивидуальному жилищному строительству, заготовке древесины для собственных нужд граждан, обслуживанию линейных сооружений, разведке и добыче полезных ископаемых существенно ограничивается с учётом требований законодательства по ООПТ. При этом исторически ситуация сложилась таким образом, что определённые территории изначально были вовлечены в хозяйственный оборот, а статус ООПТ, без каких-либо экологических и научных изысканий присвоен позднее. Указанное может привести к неумышленному нарушению законодательства, на что неоднократно обращалось внимание, в частности, со стороны Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры, поскольку в настоящее время в сфере создания, функционирования ООПТ регионального значения не урегулированы некоторые основополагающие вопросы, что приводит к правовым коллизиям и возникающим в этой связи проблемам в правоприменительной практике.
Одним из основных проблемных вопросов является отсутствие порядка изменения границ, статуса и категорий ООПТ регионального значения, что существенно сказывается на экономической составляющей по введению отдельных частей ООПТ в хозяйственный оборот.
Так, в частности, в адрес Правительства Удмуртской Республики было направлено заключение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 июня 2017 года N 05-12-29/16466 об отказе в согласовании проекта постановления Правительства Удмуртской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Удмуртской Республики", предусматривающего исключение земельных участков из границ государственных охотничьих заказников регионального значения Удмуртской Республики, а также изменение их границ и уменьшение площадей. Отрицательное заключение на проект нормативно-правового акта было сформировано с учётом действующего законодательства Российской Федерации, поскольку упразднение, изменение границ или изъятие части территории особо охраняемой природной территории регионального значения не предусмотрено.
Аналогичная позиция Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации выражена в письме от 20 февраля 2019 года N 03-15-29/3921 в ответ на письмо Правительства Удмуртской Республики от 16 января 2019 года N АБ-311/0072 по вопросу упразднения 39 особо охраняемых природных территорий регионального значения, сокращения площади и изменения границ 13 ООПТ регионального значения Удмуртской Республики.
Вместе с тем, в указанном письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было отмечено, что вопрос об упразднении ООПТ регионального значения может быть рассмотрен с учётом результатов экологических и научных изысканий, обосновывающих целесообразность упразднения или реорганизации ООПТ регионального значения, при условии компенсации общей площади ООПТ Удмуртской Республики путём создания новых или расширения существующих ООПТ регионального значения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
О состоянии законности в сфере исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях было обращено внимание Генеральным прокурором Российской Федерации Чайкой Ю.Я. в письме от 10 апреля 2019 года N 1-ГП-61-2019, направленном в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. По итогам проведения проверок исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях анализ состояния законности свидетельствует о необходимости корректировки положений федерального законодательства, которые фактически не содержат норм, определяющих основания и процедуру изменения границ ООПТ, режима их охраны, реорганизации и ликвидации.
В адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики поступают запросы хозяйствующих субъектов, в частности нефтедобывающих предприятий, об изменении границ ООПТ регионального значения, поскольку указанные предприятия, имея лицензию на добычу полезных ископаемых, не могут полноценно вести работы в пределах лицензионного участка и выполнять лицензионные обязательства, что может привести к следующим рискам: потере в добыче нефти; снижению налоговых отчислений во все уровни бюджета; отзыву лицензии на недропользование.
На основании вышеизложенного Государственный Совет Удмуртской Республики предлагает внести изменение в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части дополнения закона статьёй 2.2., которая позволит уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления по итогам заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ таких особо охраняемых природных территорий, принимать решения об изменении границ ООПТ регионального значения.
Вовлечение отдельных частей территорий ООПТ в хозяйственный оборот приведёт к дополнительным финансовым доходам в бюджеты всех уровней.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.