Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность использования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения для субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих розничную торговлю маркированной продукции (лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежащей к одежде и прочих изделий из натурального меха) на период с 01 сентября 2020 года по 31 декабря 2021 года включительно.
В условиях значительного сокращения внутреннего спроса, вызванного распространениям коронавирусной инфекции в России и принятием соответствующих ограничительных мер, предприятия торговли столкнулись с резким снижением финансового-экономических показателей.
По оценкам экспертов на середину мая, предприятия торговли ожидали снижения выручки до 70% от докризисного уровня по итогам 2020 года, прибыли до 73%.
Существенное ухудшение финансового состояния вынуждает бизнес оптимизировать затраты, в том числе на фонд оплаты труда. Так в сфере торговли ожидается снижения численности сотрудников на 20%, средней заработной платы по отрасли на 18% по итогам 2020 года.
Торговля лекарственными препаратами, обувью и особенно предметами из меха, которые не являются товарами первой необходимости - не исключение.
В рамках антикризисного плана Правительство РФ реализует государственную поддержку бизнеса, включающую в том числе налоговые меры поддержки для субъектов МСП.
В целях восстановления МСП после кризиса 2020 года представляется целесообразным предусмотреть дополнительное снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежащей к одежде и прочих изделий из натурального меха.
Для этого предлагается разрешить таким субъектам применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентную систему налогообложения на период с 01 сентября 2020 года до 31 декабря 2021 года включительно.
По данным Единого реестра субъектов МСП по состоянию на 10.06.2020 года количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю указанными выше товарами, составляет 30,6 тыс. ед., в которых работает более 155 тыс. чел.
Реализация законопроекта позволит снизить риски банкротств для предпринимателей и поддержать занятость за счет возможности направлять высвободившиеся средства от снижения налоговой нагрузки на выплату заработных плат.
По расчетам, приведенных в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, снижение налоговой нагрузки может составить около 214 млн руб. в месяц, что позволит выплачивать заработную плату исходя из средней по торговле почти 5 500 тыс. чел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" может привести к выпадающим доходам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с расчетами на основе данных форм статистической отчетности ФНС России:
- средний размер налоговой нагрузки на одного налогоплательщика, применяющих патентную систему налогообложения, в 2019 году составлял 38,4 тыс. руб. в год;
- средний размер налоговой нагрузки на одного налогоплательщика, применяющих единый налог на вмененный доход, в 2019 году составлял 33,7 тыс. руб. в год;
- средний размер налоговой нагрузки на одного налогоплательщика, использующих упрощенную систему налогообложения, в 2019 году составлял 120,2 тыс. руб.
По данным Единого реестра субъектов МСП по состоянию на 10.06.2020 года количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, обувными товарами и предметами одежды, принадлежащей к одежде и прочих изделий из натурального меха - 30,6 тыс. ед.
В случае реализации права использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентную систему налогообложения вместо упрощенной системы налогообложения, выпадающие доходы бюджетной системы в период с сентября 2020 года по декабрь 2021 могут составить 3 434 млн руб.
В месяц субъекты МСП смогут высвобождать порядка 214 млн руб., что позволит выплачивать заработную плату исходя из средней по торговле (39 457 руб. в 2019 году по данным Росстата) почти 5 500 тыс. чел.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.