Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца пятого пункта 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. N ММ-П14-821.
Законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 386-ФЗ) (далее - Соглашение).
Согласно статье 1 Соглашения под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации Соглашения.
Соглашением установлено, что национальная система прослеживаемости - информационная система государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
В целях обеспечения готовности национальной системы прослеживаемости в Российской Федерации и апробации контрольных функций необходимо обеспечить начало осуществления прослеживаемости в Российской Федерации до вступления в силу Соглашения.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:
обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.
Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств - членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории Российской Федерации, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Законопроектом предусмотрено, что при реализации товара, подлежащего прослеживаемости, соответствующий РНПТ включается налогоплательщиком в счет-фактуру (для плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС) или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемые в электронной форме.
Согласно законопроекту прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также в случаях:
выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанного с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
фактического вывоза с территории Российской Федерации товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС.
При этом законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в случае возврата товара, подлежащего прослеживаемости, из производства, а также возврата в торговый оборот товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее переданных или отчужденных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в личных, семейных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Информацию об окончании прослеживаемости товара по причинам его утилизации, переработки или реализации физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчет, представляемый в налоговый орган.
Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или вышеуказанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и представляться в налоговый орган ежеквартально.
В части мер ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, предусмотренных законопроектом, необходимо отметить, что неотражение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке выводит из-под контроля партию товара, подлежащего прослеживаемости, что, в свою очередь, может привести к необоснованным потерям доходов федерального бюджета в виде неуплаты НДС.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня кодов видов товаров, подлежащих прослеживаемости, установлении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также установлении перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - Минпромторг России, соисполнители - Минфин России, ФТС России, ФНС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
2. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - Минфин России, соисполнитель - ФНС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
3. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - Минфин России, соисполнитель - ФТС России, ФНС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
4. Внесение изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 ноября 2015 г. N 174н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - Минфин России, соисполнитель - ФНС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
5. Внесение изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - Минфин России, соисполнитель - ФНС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
6. Принятие приказа ФНС России "Об утверждении форм, порядков заполнения форм, формата и порядка предоставления в электронной форме документов, необходимых для реализации прослеживаемости".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
7. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
8. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 24 марта 2016 г. N ММВ-7-15/155@ "Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
9. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 4 марта 2015 г. N ММВ-7-6/93@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
10. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 4 марта 2014 г. N ММВ-7-6/76@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
11. Внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 8 июля 2019 г. N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
12. Принятие приказа ФТС России "Об утверждении порядка присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, согласно подпунктам 2-4 пункта 3 статьи 105.32 Налогового кодекса Российской Федерации".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФТС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
13. Принятие совместного приказа ФНС России и ФТС России "Об утверждении порядка информационного взаимодействия между ФНС России и ФТС России и в части сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости".
Ответственные федеральные органы исполнительной власти - ФНС России, соисполнитель - Минфин России, ФТС России.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления Федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.