Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 991881-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" (далее - законопроект) призван установить единые правовые нормы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, общий режим налогообложения в части постановки на налоговый учет в качестве налогового агента по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Абзацем вторым пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Кроме того, согласно абзацу четвертому пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения с доходов наемных работников, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 83 Кодекса индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При применении упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) уплата налога на доходы физических лиц в случае привлечения наемных работников производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 346.9, пункт 6 статьи 346.21 Кодекса).
Аналогичный порядок уплаты налога на доходы физических лиц с доходов наемных работников действует для индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения.
Таким образом, положения Кодекса не обязывают индивидуальных предпринимателей становиться на налоговый учет и исполнять обязанности налогового агента по месту осуществления предпринимательской деятельности, если оно отличается от места их жительства.
В связи с этим доходная часть бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов не соответствует реальному налоговому потенциалу, объему создаваемой добавленной стоимости. Наемные работники индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользуются инфраструктурой, социальным обеспечением территории Российской Федерации, на которой осуществляется предпринимательская деятельность, и при этом не участвуют в формировании доходной части бюджета соответствующей территории.
Принятие законопроекта не изменит налоговую нагрузку указанной категории индивидуальных предпринимателей, повысит качество администрирования налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями с доходов наемных работников, а также заинтересованность субъектов Российской Федерации в развитии экономического потенциала своих территорий.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.