Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 989745-7 "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области " (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32 и 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Челябинской области.
Проектом федерального закона предлагается упразднить Кизильский, Нязепетровский районные суды и Карабашский городской суд Челябинской области, передав относящиеся к их ведению вопросы по осуществлению правосудия в юрисдикцию Агаповского районного суда и Верхнеуфалейского, Кыштымского городских судов Челябинской области соответственно.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит не только привести устройство судебной системы Челябинской области в соответствие с действующим федеральным законодательством, более равномерно распределить нагрузку на федеральных судей, что обеспечит сокращение сроков рассмотрения дел, но и позволит надлежащим образом исполнить Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в части формирования списков присяжных заседателей.
В настоящее время на территории Челябинской области действуют два суда, штатная численность судей в которых составляет две единицы. Это Нязепетровский районный и Карабашский городской суды. Численность судей Кизильского районного суда Челябинской области составляет три единицы. В связи с малым составом указанных судов затруднительно реализовать предусмотренное процессуальным законодательством право на рассмотрение уголовных дел коллегией из трех судей, кроме того, затруднительно выполнить положения процессуального законодательства о последствиях отвода судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей. Увеличение штатной численности судей Кизильского, Нязепетровского районных судов и Карабашского городского суда при такой ситуации потребует изыскания дополнительных площадей для судов, а также приведет к неоправданному увеличению затрат на создание новых рабочих мест для судей и работников аппарата судов, а также на материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата судов.
Перспективы роста населения данных районов также свидетельствуют о том, что вводить дополнительные единицы судей в них нет необходимости.
В связи с упразднением данных судов вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, передаются в близлежащие суды.
Анализ статистических данных о работе Кизильского, Нязепетровского районных судов и Карабашского городского суда Челябинской области в течение нескольких лет показывает, что нагрузка в судах, предлагаемых к упразднению, стабильно ниже среднеобластного показателя. Нагрузка судей в Кизильском, Нязепетровском районных судах и Карабашском городском суде Челябинской области представлена в таблице.
Таблица
Наименование суда |
Нагрузка на одного судью в месяц (от оконченных уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях) |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Кизильский районный суд |
24,1 |
15,7 |
14,6 |
17,9 |
Нязепетровский районный суд |
33,9 |
20,2 |
19,2 |
19,5 |
Карабашский городской суд |
28,8 |
15,9 |
14,3 |
17,4 |
Среднеобластной показатель |
34,0 |
25,2 |
23,9 |
26,3 |
Статистические показатели позволяют уверенно прогнозировать дальнейшее снижение служебной нагрузки судей Кизильского, Нязепетровского районных и Карабашского городского судов Челябинской области.
Положения Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяют создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Кизильского района предлагается образовать постоянное судебное присутствие Агаповского районного суда Челябинской области и разместить его в здании упраздняемого Кизильского районного суда Челябинской области в селе Кизильском. На территории Нязепетровского района предлагается образовать постоянное судебное присутствие Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области и разместить его в здании упраздняемого Нязепетровского районного суда Челябинской области в городе Нязепетровске. На территории города Карабаша предлагается образовать постоянное судебное присутствие Кыштымского городского суда Челябинской области и разместить его в помещении упраздняемого Карабашского городского суда Челябинской области в городе Карабаше.
Это позволит обеспечить доступность органов судебной власти для населения, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
При этом штатную численность работников аппаратов упраздняемых судов следует частично передать в Агаповский районный суд и Верхнеуфалейский, Кыштымский городские суды Челябинской области, а высвободившиеся штатные единицы в дальнейшем распределить иным судам Челябинской области, что обеспечит экономию финансовых и материально-технических ресурсов судов.
Упразднение Кизильского, Нязепетровского районных и Карабашского городского судов Челябинской области не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как места размещения судов фактически не изменятся и граждане смогут реализовать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Территории Кизильского и Агаповского районов имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами селом Кизильским и селом Агаповка составляет 70 километров, населенные пункты соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Территории Нязепетровского района и города Верхнего Уфалея имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами городом Нязепетровском и городом Верхним Уфалеем составляет 45 километров, города соединены автомобильной дорогой, транспортное сообщение осуществляется регулярными рейсами автобусов.
Территории городов Карабаш и Кыштым имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами городом Карабашом и городом Кыштымом составляет 40 километров, города соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Таким образом, предлагаемый проект федерального закона позволит оптимизировать процесс отправления правосудия в соответствующих территориях Челябинской области, высвободить штатные единицы для дальнейшего распределения внутри судебной системы Челябинской области и уравновесить нагрузку между судьями, что будет способствовать сокращению сроков рассмотрения судебных дел и повышению качества их рассмотрения, а также обеспечит право граждан на свободный доступ к правосудию путем обращения в суд по месту их проживания.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области"
Принятие федерального закона "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области" предполагает изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывесок на зданиях судов, замену служебных удостоверений судей и работников аппаратов упраздняемых судов.
На указанные цели, связанные с упразднением Кизильского районного суда Челябинской области, потребуется 20 290 рублей, в том числе:
1) вывеска -1x12500 =12500 рублей;
2) бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2 = 1 000 рублей;
3) гербовая печать - 1 х 850 = 850 рублей;
4) штампы - 5 х 900 = 4 500 рублей;
5) удостоверения для работников суда - 12 х 120 = 1 440 рублей.
На указанные цели, связанные с упразднением Нязепетровского районного суда Челябинской области, потребуется 19 810 рублей, в том числе:
1) вывеска -1x12500 =12500 рублей;
2) бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2 = 1 000 рублей;
3) гербовая печать - 1 х 850 = 850 рублей;
4) штампы - 5 х 900 = 4 500 рублей;
5) удостоверения для работников суда - 8 х 120 = 960 рублей.
На указанные цели, связанные с упразднением Карабашского городского суда Челябинской области, потребуется 19 810 рублей, в том числе:
1) вывеска - 1 x 12 500= 12 500 рублей;
2) бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 2 = 1 000 рублей;
3) гербовая печать - 1 х 850 = 850 рублей;
4) штампы - 5 х 900 = 4 500 рублей;
5) удостоверения для работников суда - 8 х 120 = 960 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для обеспечения деятельности районных (городских) судов Челябинской области, и не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с сокращением ставок, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета и потребует дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных и городского судов Челябинской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районного и городских судов Челябинской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.