Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 990129-7 "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект является результатом совместной работы экспертного сообщества с участием представителей крупнейших бизнес объединений на площадке Государственной Думы ФС РФ по "донастройке" налоговой системы.
Целью предлагаемого законопроекта является урегулирование вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования налогового законодательства, а также поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса.
Законопроектом предлагается уточнение норм Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок уплаты в России налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний, при этом не затрагиваются вопросы, связанные с налогообложением операций, связанных с выводом финансовых ресурсов за рубеж (в виде дивидендов, процентов и прочих перечислений за пределы страны).
Так, законопроектом предлагается урегулировать некоторые вопросы, касающиеся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а именно:
- исключить доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо - российский налоговый резидент, поскольку в данном случае КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением;
- в целях устранения неопределенности положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части налогообложения прибыли КИК предлагается уточнить понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании, а также упорядочить и привести в соответствие с экономической сущностью холдинговой (субхолдинговой) деятельности критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией;
- перейти от особого к общему порядку корректировки прибыли КИК применительно к операциям с производными финансовыми инструментам (далее - ПФИ) ввиду специфики экономической природы данного вида сделок, предполагающей возможность получения только положительного или отрицательного финансового результата. Предлагается финансовые результаты от операций с ПФИ учитывать в общем порядке на основе финансовой отчетности КИК;
- унифицировать порядок определения расходов КИК при реализации (ином выбытии) долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, ПФИ, предусмотрев, что соответствующие расходы определяются в соответствии с порядком (методом списания), предусмотренным соответствующей финансовой отчетностью КИК;
- урегулировать порядок учета налога, исчисленного и (или) уплаченного КИК в иностранной юрисдикции после даты предоставления контролирующим лицом налоговой декларации в отношении прибыли КИК за соответствующий финансовый год.
В целях стимулирования инвестиционной активности законопроектом предлагается предусмотреть возможность уменьшения доходов от реализации имущественных прав (долей, паев) на величину вклада, внесенного в имущество дочерних организаций, ввиду того, что вклад в имущество (так же, как и вклад в уставный капитал) по своей экономической природе является одним из способов осуществления инвестиций, направленных на получение дивидендов, а также прибыли от потенциальной продажи акций (долей) организации. Данное предложение полностью соответствует концепции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в части определения расходов при реализации финансовых активов для целей корректировки прибыли (убытка) КИК.
Законопроектом предлагается ряд поправок с целью устранения неопределенности правового регулирования в отношении применения инвестиционного налогового вычета и повышения привлекательности этой стимулирующей меры. К примеру, предлагается не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.
Кроме того, законопроектом предлагается внести технические поправки, в том числе в части возможности подтверждения постоянного местопребывания иностранных банков на основании общедоступных источников информации и приведения понятия транспортно-экспедиционных услуг для целей налогообложения в соответствие с перечнем и названием этих услуг согласно отраслевому ГОСТу Р 52298-2004.
Предлагаемый законопроект содержит изменения, направленные на приведение положений Налогового кодекса Российской Федерации новым требованиям организации деятельности застройщиков. А именно предлагается скорректировать подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, принятых Федеральным законом 218-ФЗ в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на реализацию российских космических программ, предлагается по аналогии с другими государственными корпорациями, законодательно обеспечить раздельный налоговый учет средств Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", выделяемых целевым образом на реализацию государственных программ от доходов (расходов), получаемых этой организацией в рамках коммерческой деятельности. Сегодня такой раздельный учет предусмотрен для Центрального банка РФ и Агентства по страхованию вкладов. Кроме того, предлагается для товаров (работ, услуг) в области космической деятельности, облагаемых по ставке НДС 0%, предусмотреть общий порядок принятия к вычету суммы предъявленного НДС - в момент предъявления налога продавцом, а не в момент сбора и представления в налоговые органы документы, подтверждающие ставку 0%. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на развитие космических программ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При этом принятие указанного Федерального закона может привести к возникновению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.