Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается дополнить часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) статьей 1101.1, устанавливающей минимальный размер компенсации морального вреда вследствие незаконного уголовного преследования и незаконного лишения свободы.
Предлагаемая законопроектом редакция статьи 1101 ГК предусматривает, что при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает положения статьи 1101.1 ГК, а при оценке характера физических и нравственных страданий - результаты назначенной судом экспертизы.
Действующее законодательство (статьи 151, 1070, 1101 ГК; .12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК); 133, 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда за счет казны Российской Федерации, достаточно полно регламентирует общие принципы и нормы при определении ее размера в ходе искового производства, исходя из характера причиненных потерпевшему страданий, требований разумности и справедливости, обязанности истца доказать факт причинения морального вреда, полного объема возмещения вреда вне зависимости от наличия вины органов уголовной юрисдикции.
Указание в законопроекте на конкретные стадии уголовного преследования (предварительного расследования и судебного следствия) сужает понятие уголовного преследования применительно к праву граждан на получение компенсации при незаконности такого преследования.
Вводимая законопроектом норма о компенсации морального вреда в результате незаконного применения мер медицинского характера и воспитательного воздействия не соотносится с ее дальнейшим содержанием, согласно которому расчет компенсации может быть проведен лишь за каждый день заключения под стражу или лишения свободы.
Вне сферы действия законопроекта оставлены наказания, не связанные с лишением свободы, влекущие существенные негативные последствия для лиц, в отношении которых они назначены, без указания в пояснительной записке причин, по которым минимальные размеры компенсации морального вреда при данных видах наказаний не применяются.
В отношении предлагаемого законопроектом изменения, согласно которому размер компенсации оценивается с учетом результатов назначенной судом экспертизы, следует отметить, что в силу положений ГПК расходы, связанные с проведением экспертизы, подлежат возмещению, которое производится за счет средств федерального бюджета. При этом законопроект не содержит нормы, определяющей источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что не соответствует статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 октября 2019 г. N 9087п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 990771-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления минимального размера компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым"
Текст письма опубликован не был