Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части регулирования деятельности религиозных объединений, а также реализации Минюстом России полномочий по регистрации религиозных организаций.
Законопроектом предусматривается приведение терминологии, используемой в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, сокращение установленного законодательством Российской Федерации перечня документов, представляемых для государственной регистрации религиозных организаций, а также возложение на Минюст России (его территориальные органы) обязанности запрашивать необходимые для государственной регистрации копии уставов учредителя (учредителей) в органе, принявшем решение об их государственной регистрации.
12 мая 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ), которым предусмотрено наделение духовных образовательных организаций правом реализовывать дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения.
Учитывая положения Закона N 85-ФЗ, в целях формирования единообразного подхода к образовательной деятельности религиозных организаций целесообразно дополнить Закон N 125-ФЗ положением о праве духовных образовательных организаций проводить аттестацию осуществляющих свою деятельность (работающих) в религиозных организациях священнослужителей и работников, составляющих религиозный персонал, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах), реализовывать дополнительные профессиональные программы для них.
Изменения позволят не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию.
Законопроект предусматривает установление запрета для лиц определенных категорий, указанных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом пункта 3 статьи 9 Закона N 125-ФЗ, быть руководителем, участником религиозной группы по аналогии с запретом, установленным для лиц данных категорий быть учредителями, участниками религиозных организаций.
Введение такого запрета обусловлено необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства и должно рассматриваться в качестве превентивной меры управления рисками вовлечения участников религиозной группы в экстремистскую деятельность и деятельность, направленную на финансирование терроризма.
Законопроект предусматривает изменение периодичности представления в территориальный орган Минюста России уведомления о продолжении деятельности религиозной группы, а также представление указанного уведомления по форме, утвержденной Минюстом России, наряду с обязанностью территориальных органов Минюста России выдавать лицу, уведомившему о начале или продолжении деятельности религиозной группы, письменное подтверждение о получении и регистрации уведомления.
Изменение периодичности представления уведомления о продолжении деятельности религиозной группы и установление формы такого уведомления связано с неустойчивостью состава участников (последователей) религиозной группы, что, в свою очередь, как показал анализ правоприменительной практики в указанной сфере деятельности, создает трудности при идентификации религиозных групп, ранее представивших уведомления о начале или продолжении своей деятельности.
С июля 2015 г., когда Минюст России был наделен полномочием получать уведомления о начале деятельности религиозных групп, в его территориальные органы поступило более 3 120 таких уведомлений. По истечении трехлетнего периода с даты уведомления не сообщили о продолжении своей деятельности около 560 религиозных групп, имелись трудности с идентификацией более 800 религиозных групп, уведомивших о продолжении своей деятельности, что связано с неустойчивостью состава их участников, последователей (как основного признака религиозной группы).
Религиозные группы, обладая сведениями, представление которых предусмотрено законопроектом, не будут обременены сбором дополнительных документов, причем указанное нововведение не рассматривается и не может рассматриваться как сбор отчетности, Кроме того, религиозные группы, как правило, инициативно (до истечения трех лет с момента представления уведомления о создании или продолжении деятельности) направляют в территориальный орган Минюста России сведения о внесенных изменениях.
Для предотвращения попыток установления со стороны радикальных религиозных деятелей контроля над местными религиозными организациями с последующим выходом последних из состава централизованных религиозных организаций, что в настоящее время характерно, в первую очередь, для мусульманских религиозных организаций, законопроектом предусмотрено право централизованных религиозных организаций устанавливать в своих уставах запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
Установление такого права для централизованных религиозных организаций соответствует конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, согласно которому религиозная организация осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой в порядке, предусмотренном ее уставом и внутренними установлениями.
Данным положением законопроекта не затрагивается право на объединение, гарантированное Конституцией Российской Федерации, к вступлению или пребыванию в котором никто не может быть принужден, поскольку оно направлено исключительно на установление права, а не обязанности централизованной религиозной организации в соответствии со своими внутренними установлениями предусмотреть в уставе запрет на выход и (или) исключение из своей структуры зарегистрированных в установленном порядке религиозных организаций. Наличие в уставе централизованной религиозной организации указанных положений не скажется на отношениях религиозной организации и конкретного гражданина, а также на реализации гарантированного законодательством Российской Федерации права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Законопроектом предлагается ограничить право использования в наименованиях юридических лиц, цели деятельности которых отличны от целей деятельности, характерных для религиозных организаций, указания на вероисповедание в наименованиях юридических лиц (абзац второй пункта 8 статьи 8 Закона N 125-ФЗ), в связи с чем предусматривается статью 27 Закона N 125-ФЗ дополнить пунктом 6, согласно которому такие юридические лица должны до 1 января 2021 г. привести свои наименования в соответствие с требованиями пункта 8 статьи 8 Закона N 125-ФЗ.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета Российской Федерации и установленной предельной штатной численности Минюста России.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" потребует издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении формы уведомления о продолжении деятельности религиозной группы". Издание приказа предполагается в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.