Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 988651-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения оснований получения социальных налоговых вычетов"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство включает в себя различные формы поддержки граждан, предусматривающие как прямое оказание помощи в виде тех или иных выплат и пособий, так и возможность обращения граждан за компенсацией части расходов, направленных на определенные цели.
В последнем случае успешно применяется и развивается институт налоговых вычетов, конкретные виды которых урегулированы статьями 218-221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, статьей 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации регулируется получение гражданами социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Так, указанной статьей установлено, что налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:
1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
благотворительным организациям;
социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств;
4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов; 5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов;
6) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации.
Все вышеуказанные социальные налоговые вычеты направлены на поддержку граждан при расходовании ими средств на особо значимые нужды, такие как образование, лечение, пенсионное обеспечение, страхование жизни граждан, равно как и участие граждан в благотворительности и т.д.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, связанная одновременно с высоким уровнем неудовлетворенности гражданами своими жилищными условиями, а также с ежегодными происшествиями, носящими чрезвычайный характер (наводнения, пожары и др.) свидетельствует о необходимости внесения законодательных мер, направленных на поддержку граждан в сохранении имеющегося у них жилья.
В этой связи настоящим проектом федерального закона предусматривается возможность применения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц наряду с суммами уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, также сумм уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования имущества - жилого дома, квартиры, комнаты или доли, если для страхователя и членов его семьи, совместно проживающих с ним, данное имущество является единственным пригодным для постоянного проживания помещением и если такие договоры заключаются на срок не менее одного года.
Указанная мера поддержки позволит снизить социальную напряженность, в том числе в субъектах Российской Федерации с высоким риском чрезвычайных ситуаций, так и в целом обезопасит граждан от потери их имущества в иных случаях.
Стоит отметить, что меры, предлагаемые настоящим проектом федерального закона, являются сбалансированными и носят адресный и целевой характер, направленный на возможность применения социального налогового вычета только тем застраховавшим имущество гражданам (и членам их семей, проживающим совместно с ними), которые не имеют иного пригодного для постоянного проживания помещения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения оснований получения социальных налоговых вычетов"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части дополнения оснований получения социальных налоговых вычетов"
Принятие настоящего проекта федерального не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.