Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 989011-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи"
Досье на проект федерального закона
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи" (далее - законопроект) разработан в целях недопущения противоречивости действующего законодательства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи" (далее - законопроект 1).
2. Законопроект предусматривает внесение изменений в:
1) Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (статья 1 законопроекта);
2) Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (статья 2 законопроекта);
3) Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (статья 3 законопроекта);
4) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 4 законопроекта);
5) Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (статья 5 законопроекта);
6) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (статья 6 законопроекта);
7) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (статья 7 законопроекта);
8) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 8 законопроекта);
9) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (статья 10 законопроекта).
3. Большинство предлагаемых законопроектом поправок в федеральные законы связано с введением в семейное законодательство вместо действующего института отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) дифференцированной системы мер защиты ребенка, которая, с одной стороны, учитывает характер обстоятельств, создающих угрозу жизни или здоровью ребенка, с другой - позволяет обеспечить его безопасность без причинения вреда ребенку и его семье. В эту систему мер защиты входят, в частности:
1) меры, не требующие вмешательства органов публичной власти, которые вправе использовать семья самостоятельно в случаях, когда родители по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права (статьи 66.1 и 66.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1). Соответствующие поправки в иные федеральные законы содержатся в подпункте "а" пункта 7, абзаце втором подпункта "б" пункта 8 статьи 4, пункте 2 статьи 9 законопроекта);
2) временные меры защиты, осуществляемые при поддержке и (или) участии публичных органов власти, в случаях, не терпящих отлагательства, когда родители ребенка (оба или единственный родитель) временно не могут осуществлять родительские права, в том числе выразить согласие или несогласие с их применением (глава 12.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1). Предусматривается, что временные меры защиты ребенка будут применяться уполномоченными лицами, то есть органами и организациями, наделенными полномочиями осуществлять, например, такие действия, как медицинская эвакуация лица, нуждающегося в скорой медицинской помощи, госпитализация лица в недобровольном порядке, поиск лица, пропавшего без вести, задержание лицо по подозрению в совершении преступления и др. (перечень случаев содержится в пункте 1 статьи 79.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1). Предусматривается также, что по просьбе уполномоченных лиц эти меры могут применяться органами полиции или органами опеки и попечительства. Соответствующие поправки в иные федеральные законы содержатся в статье 1, абзацах 6 и 7 подпункта "б" пункта 7, пунктах 11 и 12 статьи 4, пункте 1 статьи 8, пункте 2 статьи 7 и 9 законопроекта.
4. Изменения, содержащиеся в пунктах 1, 2 и 6 статьи 2, пункте 5, абзаце третьем подпункта "б", пунктах "в" и "г" пункта 7 статьи 4 законопроекта, связаны с дополнением Семейного кодекса новой статьей, устраняющей правовой пробел в части защиты такой категории детей, как найденные (подкинутые) дети, родители которых неизвестны, (статья 121.2 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1).
5. В связи с совершенствованием положений Семейного кодекса, связанных с установлением факта отсутствия у ребенка попечения родителей, пересмотром и конкретизацией оснований признания ребенка оставшимся без попечения родителей, механизмом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, включая защиту его права на родную семью (раздел У1 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1), соответствующие изменения в иные федеральные законы содержатся в пункте 4 статьи 4, статьях 5 и 6, пункте 1 статьи 7 и пункте 2 статьи 8 законопроекта.
6. В связи с поправкой в Конституцию Российской Федерации, содержащейся в подпункте "г" пункта 7 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", согласно которой "брак - союз мужчины и женщины", перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака, содержащийся в статье 14 Семейного кодекса дополняется обстоятельством, исключающим заключение брака между лицами одного пола (статья 14 в редакции законопроекта 1). Соответствующие изменения вносятся и в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (пункты 3-5, 7 и 8 статьи 2 законопроекта).
7. Поправки в федеральные законы, содержащиеся в статье 3, пунктах 1-3, подпункте "а" и абзаце втором подпункта "б" пункта 8, пунктах 9 и 10 статьи 4 законопроекта, направлены на обеспечение единства юридической терминологии, устранение неопределенности содержания отдельных терминов, противоречивости терминов, имеющих одинаковое значение. Так, вместо неопределенного термина "родители (лица, их заменяющие" предусматривается использование термина "родители (иные лица, на попечении которых находится ребенок)". К ним относятся родители, усыновители, опекуны (попечители) (подпункт 6 статьи 2.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1). В ряде федеральных законов используется другой термин "родители и иные законные представители", под которыми по смыслу закона имеются в виду родители, усыновители, опекуны (попечители). Термин "законный представитель ребенка" в Семейном кодексе охватывает более широкий круг лиц (подпункт 5 статьи 2.1 Семейного кодекса в редакции законопроекта 1). В целях обеспечения единства и непротиворечивости терминологии предлагается внести соответствующие изменения в указанные федеральные законы.
8. Законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением тех положений, взаимосвязанных с положениями законопроекта 1, вступление в силу которых предусмотрено с 1 июня 2021 года.
9. Принятие данного законопроект не повлечет увеличения расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи" (далее - законопроект) потребует издания иных нормативных правовых актов:
1) об утверждении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения формы медицинского свидетельства о рождении (пункт 3 статьи 2 законопроекта);
2) об утверждении уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формы акта об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка (пункт 5 статьи 4 законопроекта);
3) об утверждении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел формы акта передачи заблудившегося ребенка родителям (иным лицам, на попечении которых он находится) (пункт 6 статьи 4 законопроекта);
4) об утверждении формы акта о разъяснении родителям (иным лицам, на попечении которых находится ребенок) последствий отказа взять ребенка из организации и формы акта об оставлении ребенка в организации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 8 законопроекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.