Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 996235-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства в части, касающейся оказания полицией содействия медицинским организациям в осуществлении психиатрической помощи, и устранения имеющейся в федеральном законодательстве несогласованности.
Согласно части третьей статьи 30 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации N 3185-1) сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации.
В то же время пунктом 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) предусмотрена обязанность полиции по оказанию содействия медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации.
Статьей 29 Закона Российской Федерации N 3185-1 предусмотрена возможность недобровольной госпитализации до постановления судьи.
Согласно указанной статье лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
1) его непосредственную опасность для себя или окружающих;
2) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
3) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
На этом досудебном этапе недобровольной госпитализации госпитализированное по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации N 3185-1, лицо подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию и, если госпитализация признается обоснованной, вопрос о дальнейшем пребывании лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, решается в судебном порядке.
Однако в связи с тем, что пунктом 35 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ предусмотрена обязанность полиции оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении только назначенной судом недобровольной госпитализации, на практике сотрудники полиции отказывают в оказании содействия медицинским работникам в осуществлении недобровольной госпитализации при отсутствии судебного решения.
В этом случае проблемы, связанные с доставлением в медицинскую организацию лица, страдающего психическим расстройством и представляющего опасность для себя и окружающих, решаются медицинскими работниками, что часто делает невозможным осуществление госпитализации такого лица до постановления судьи, и, как следствие, не устраняется угроза жизни или здоровью такого лица или окружающих.
Лицо, в отношении которого применяется недобровольная госпитализация, может оказать физическое сопротивление, крайне опасное для медицинских работников, поэтому содействие полиции в осуществлении недобровольной госпитализации лица в медицинскую организацию на досудебном этапе по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона N 3185-1, является не менее важным. Кроме того, устранение имеющейся несогласованности между рассматриваемыми положениями части третьей статьи 30 Закона Российской Федерации N 3185-1 и пункта 35 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ позволило бы решить проблемы, возникающие при их правоприменении.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон N 3-ФЗ, устанавливающее обязанность полиции по оказанию содействия медицинским работникам в осуществлении недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, не только по решению суда, но и в случаях, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации N 3185-1, до постановления судьи.
Кроме того, проектом предусматривается обязанность полиции по оказанию содействия медицинским работникам в доставлении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, лиц, предпринявших попытку самоубийства, либо имеющих признаки выраженного психического расстройства, либо совершивших побег из медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такую организацию.
Также проектом предлагается расширить перечень случаев, допускающих проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями. Такое проникновение допускается для оказания содействия медицинским работникам в осуществлении недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическим расстройством и представляющих непосредственную опасность для себя и окружающих, в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, и обеспечения безопасных условий для доступа к таким лицам и их осмотра. В отношении указанных лиц также предусматривается обязанность полиции по оказанию содействия в доставлении их в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Законопроектом предлагается устранить в Федеральном законе N 3-ФЗ терминологическую несогласованность в наименовании медицинских организаций и привести их в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Законе Российской Федерации N 3185-1.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация проекта будет осуществляться в пределах штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности полиции в сфере установленных функций.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" потребует внесения изменений в:
1) приказ МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан";
2) приказ Минздрава России N 133, МВД России N 269 от 30 апреля 1997 года "О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.