Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 996800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания правового механизма реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц.
В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ), предусматривающие операции по блокировке всех денежных средств и имущества в отношении блокируемых лиц, в том числе совершаемые в их интересах и (или) в их пользу. Также Закон N 281-ФЗ предлагается дополнить новой статьей 3.1, предусматривающей определение перечня организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом.
Кроме того, законопроектом закрепляются полномочия Правительства Российской Федерации по определению перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением законодательства о специальных экономических мерах, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц.
Законопроектом закрепляются полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по разъяснению вопросов, связанных с реализацией специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничений) на совершение финансовых операций, порядка и условий применения (отмены применения) замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц.
В соответствии с положениями законопроекта Центральный банк Российской Федерации (Банк России), а также уполномоченные федеральные органы исполнительной власти наделяются полномочиями по установлению порядка, состава и формата представления организациями информации о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц.
Также устанавливается обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определенных Правительством Российской Федерации, и Центрального банка Российской Федерации по предоставлению в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартальной, сводной агрегированной информации о реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер.
Законопроектом предлагается регулировать особенности лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предусматривается обращение уполномоченного органа в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, в случае нарушения законодательства о специальных экономических мерах.
В том числе устанавливается ответственность организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом блокируемых лиц, за нарушение требований Закона N 281-ФЗ, а также 90071808-пояснительная переходные положения, предполагающие возможность применения предусмотренного законопроектом порядка реализации специальных экономических мер к мерам, которые введены на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации".
Также устанавливается запрет на прием платежей платежным агентом и запрет по трансграничному переводу денежных средств кредитной организацией, если получатель указанных средств включен в перечень физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля на финансовых рынках, банковского надзора, страхового надзора, государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, и предполагаемую ответственность за их несоблюдение.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц".
Состав исполнителей по разработке нормативного правового акта: Минфин России (головной исполнитель), Минкомсвязь России, ФНС России, Росфинмониторинг (соисполнители).
Срок разработки: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.