Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 997295-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Положениями Федерального Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" закреплено, что на автомобильных дорогах до 2024 года 78 субъектов Российской Федерации будет установлено 549 автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств. На сегодняшний момент в регионах уже функционирует таковых 82, основная цель которых обеспечить сохранность местной дорожной сети.
Вместе с этим, в рамках правоприменения запуска данных систем у субъектов Российской Федерации возникло ряд проблем.
Так, например, имеются затруднения в организации движения в рамках весогабаритного контроля пожарной и аварийно-спасательной техники. Проезд под весовую рамку такой техники приводит к нарушению Правил дорожного движения в связи с тем, что чаще всего параметры техники (по осевым нагрузкам и габариту) превышают допустимые нормы.
Так, например осевые нагрузки пожарной техники типа АКП-50 (автоподъёмник коленчатый пожарный), AJI-50 (автолестница пожарная), составляют 18,0 тонн на группу сдвоенных осей с двускатными колёсами при допустимых 16,0 тонн; для АЦ-9,0-50 (пожарная автоцистерна) осевые нагрузки составляют 17,0 тонн на группу сдвоенных осей с односкатными колёсами при допустимых 15,0 тонн.
Так, 23 октября 2018 года в г. Ахтубинске Астраханской области произошел крупный пожар, и для его тушения было задействовано 13 единиц спецтехники. Впоследствии в адрес противопожарных подразделений были вынесены штрафы за проезд техники под весовую рамку в размере от 150 до 500 тысяч рублей (на основании статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, тяжеловесного транспортного средства, но допускается при наличии специального разрешения. Вместе с тем, при условии наступления чрезвычайной ситуации, дорожно-транспортных происшествий выдача специальных разрешений в кратчайшие сроки не представляется возможным.
В соответствии с 1, 2 статьи 31 Закона освобождены от получения специального разрешения транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющие перевозку вооружения, военной техники и военного имущества. Проезд иной техники без выдачи разрешения на сегодня не предполагается. В связи с этим актуальным является расширение норм, предусматривающих право движения по автомобильным дорогам без специальных разрешений транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны и аварийно-спасательных служб.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания N 576-Совет Федерации "О ходе реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в адрес Правительства Российской Федерации рекомендовано проработать вопрос нормативного разрешения вышеуказанной проблемы. Кроме этого, концепция данного проекта закона поддержана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (письмо N 44-22-7 от 19.02.2019 г.).
# показывает, что в среднем один регион Российской Федерации имеет в наличии до 200 единиц пожарной и аварийно-спасательной техники. Расчет вреда с учетом индекса-дефлятора (в среднем) составляет 80 рублей в расчете на 1 километр протяженности маршрута движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Таким образом, общесреднее значение объема ущерба местным бюджетам, в связи с выпадающими доходами муниципальных образовании в виде государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в целом по Российской Федерации составит 8,5 миллионов рублей в год. Вместе с тем, возможный ущерб только жилому сектору и материальным объектам по стране оценивается в сумме более 60 миллиардов рублей в год и в случае неустранения проблем оперативного выезда пожарной и аварийно-спасательной техники этот ущерб может только возрастать.
Законодательная инициатива авторами была доработана с учетом замечаний, указанных в заключении Правительства Российской Федерации на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях разрешения сложившейся ситуации актуальным является принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего право движения по автомобильным дорогам для транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны и аварийно-спасательных служб, без специальных разрешений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в части организации движения по автомобильным дорогам транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны и аварийно-спасательных служб, без специальных разрешений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.