Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 997950-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления" (далее - законопроект) разработан в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года Пр-1773 (п.п. "а" п. 3) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года, где рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать условия для развития территориального общественного самоуправления.
Согласно Закону о местном самоуправлении 1 под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, таких как - благоустройство территории, помощь инвалидам и малоимущим, заботы о памятниках культуры, об экологии, а также решения многих насущных вопросов, с которыми жители городов и сел сталкиваются повсеместно.
Сейчас таких организаций в России, по данным Минюста, более 33 тысячи в 82 субъектах Российской Федерации.
ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и граждан, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения.
ТОС могут своевременно выявлять факторы социальной напряжённости, информировать о них органы местного самоуправления, чтобы они могли принять соответствующие меры.
ТОС в активной связке с муниципалитетами решают реальные проблемы на местах, способствуют сближению населения и местной власти.
Особенно это проявилось в условиях пандемии: ТОСовцы помогали многодетным, пожилым и инвалидам, шили маски, доставляли продукты и лекарства, помогали проводить дезинфекцию в своих подъездах и дворах, взяли на себя важную часть работы местных властей.
Пандемия стала социальной платформой, которая позволила ТОС проявить весь свой накопленный опыт.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 2 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой предусматривается, что органы государственной власти решают вопросы создания условий для развития территориального общественного самоуправления.
В части 8 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены полномочия органов ТОС, в числе которых представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; осуществление хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей жителей территорий, внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов и др.
Законопроектом предлагается ч. 8 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнить правом инициировать проведение общественной проверки в соответствии с Федеральным законом 3 от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Корреспондирующие изменения вносятся в часть 1 ст. 9 Федерального закона 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и субъекты общественного контроля дополняются органом ТОС.
В часть 2 статьи 20 Федерального закона 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в перечень инициаторов, которые вправе инициировать проведение общественной проверки, предлагается включить орган территориального общественного самоуправления.
14 июля 2020 года Государственной Думой (Постановление N 8532-7 ГД), 15 июля 2020 года Советом Федерации (Постановление 289-СФ) Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данный Федеральный закон направлен на установление правовых основ выдвижения, рассмотрения и реализации инициативных проектов по решению вопросов местного значения.
Органы территориального общественного самоуправления, наряду с гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, может выступить с инициативой о внесении соответствующих проектов.
При этом инициаторы проекта вправе осуществлять общественный контроль за реализацией соответствующего инициативного проекта в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены также и на реализацию положений Закона об инициативном проектировании и в целом послужат повышению инициативы и самоорганизации жителей и развитию форм общественного самоуправления на местном уровне.
На это обратил внимание Президент Российской Федерации в своем Послании 4 Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года относительно обеспечения условий для активного участия граждан в улучшении условий жизни в городах, районах, сельских поселениях, учитывая их готовность брать на себя ответственность за конкретные дела, и то, что зачастую они лучше знают, что и как необходимо сделать для улучшения условий жизни на местном уровне.
------------------------------
1Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/ СЗ. 2003, N 40, ст. 3822.
2Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"/С3.1999, N 42, ст. 5005.
3Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"/ СЗ. 2014, N 30, ст. 4213.
4Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию территориального общественного самоуправления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.