Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 999403-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ) предлагается внести изменения в статью 7.3 КоАП РФ, а также дополнить КоАП РФ статьей 7.3.1 "Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта".
Необходимость внесения изменений обусловлена распространенностью нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, при отсутствии факта пользования недрами.
В настоящее время отсутствие административной формулировки, предложенной в статье 7.31 КоАП РФ, не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок нарушений выполнения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах пользование недрами осуществляется на основании лицензии на пользование недрами, неотъемлемой частью которой является лицензионное соглашение (договор, устанавливающий условия пользования недрами, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора), в котором прописаны все условия пользования недрами.
Условия недропользования определяются соглашением (договором) собственника недр, государства в лице его уполномоченных органов, и недропользователя в соответствии с общими нормами гражданского права.
Согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В техническом проекте принимаются обоснованные технические и технологические решения, обеспечивающие выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Данные условия и требования прописаны с целью рационального пользования недрами, создания условий комплексного использования недр и оперативного вовлечения запасов общераспространенных полезных ископаемых, определения платы за использование недр.
В настоящее время суммарная добыча общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Татарстан составила 14,676 млн. м3, при этом суммарный уровень годовой добычи согласно проектным документам должен был составлять 23,86 млн. м3. Данные отклонения обусловлены отсутствием эксплуатации ряда месторождений и составляют 9,18 млн. м3. Бюджет Республики Татарстан недополучает налог на добычу полезных ископаемых в объеме 81,28 млн. рублей в год. Также существует проблема невыполнения лицензионных условий в части соблюдения сроков геологического изучения и, как следствие, несвоевременного вовлечения запасов общераспространенных полезных ископаемых в разработку (32 участка). Таким образом, бюджет недополучает налог на добычу полезных ископаемых в объеме 9,917 млн. рублей в год.
Помимо обязанностей, вытекающих из условий лицензии, недропользователь обязан обеспечить:
соблюдение действующих стандартов, норм и правил по технологии проводимых работ и охране окружающей среды;
безопасное проведение работ;
соблюдение требований технических проектов работ, недопущение сверхнормативных потерь и разубоживания;
ведение геологической и маркшейдерской документации и обеспечение ее сохранности;
предоставление подсчетов запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу в соответствии с установленным законом порядком;
рекультивацию и восстановление нарушенных земель.
Для квалификации правонарушения по действующей редакции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо установить факт непосредственного пользования недрами и совершения при этом действий или бездействий, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией.
Таким образом, в случае отсутствия пользования недрами при выявлении фактов нарушения условий лицензии привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не представляется возможным, что подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2017 N Ф01-1041/2017 по делу N А17-6636/2016, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2018 N Ф02-94/2018 по делу N А69-1274/2017, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2018 N Ф06-37270/2018 по делу N А12-46289/2017.
Также исходя из судебной практики принятие решения о прекращении права пользования лицензией при нарушении условий лицензии, в том числе и при отсутствии факта пользования недрами, представляется возможным только после принятия мер административного воздействия, однако нарушение условий лицензии при отсутствии факта пользования недрами события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, не образует.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.