Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 999906-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства), предусматривает использование водных объектов либо в целях рыболовства с использованием рыболовного участка, либо в целях аквакультуры с использованием рыбоводного участка.
Такой подход не способствует эффективному использованию водных объектов, не позволяет в полной мере реализовать продукционный потенциал морских участков, а также диверсифицировать экономику Сахалинской области.
Сегодня Сахалинская область занимает первое место среди регионов Российской Федерации в области искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей и имеет перспективы в развитии морской товарной аквакультуры (марикультуры) в прилегающих к территории нашей области морских водах.
В Сахалинской области сформировано и предоставлено в пользование юридическим лицам только 10 рыбоводных участков, используемых в целях осуществления морской аквакультуры. В 2019 году в рамках товарной аквакультуры выпущено порядка 250 тысяч штук молоди морского (приморского) гребешка.
Дальнейшее развитие товарной аквакультуры Сахалинской области сдерживается объективным фактором - запретом на формирование рыбоводных участков для товарной аквакультуры в границах действующих рыболовных участков.
На сегодняшний день практически вся акватория, омывающая остров Сахалин и Курильские острова, распределена на рыболовные участки, которые предоставлены в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для добычи (вылова) анадромных видов рыб.
Протяженность рыболовных участков вдоль береговой линии составляет от 2 до 20 километров. Учитывая особенность ведения промысла анадромных видов рыб, предоставленные в пользование рыболовные участки используются только 2-3 месяца в году, площадь используемой акватории каждого участка составляет не более 30%. Большая часть рыболовных участков на Курильских островах, в заливах Анива и Терпения, а также на юго-западном побережье Сахалина пригодны для круглогодичного использования в целях аквакультуры (рыбоводства).
Наиболее перспективным районом для развития товарной аквакультуры в отношении ценных видов водных биологических ресурсов является залив Анива. В связи со снижением подходов тихоокеанских лососей в южных районах Сахалина, в частности в заливе Анива, в настоящее время промысловая деятельность не ведется. При этом, по данным отраслевой науки, указанная акватория наиболее перспективна для развития товарной аквакультуры в отношении ценных видов водных биологических ресурсов, таких как морской гребешок, морской еж, трепанг и другие. В прибрежной акватории залива Анива сформировано порядка 45 рыболовных участков, сроки договоров пользования которыми истекают только в 2028 году. При этом практически на всех этих участках пользователи могли бы заниматься аквакультурой, создавать рабочие места и производить востребованную продукцию.
Сложившиеся обстоятельства обосновывают необходимость применения дифференцированного подхода к использованию рыболовных участков, предоставленных для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусматривающего возможность использования таких рыболовных участков в целях аквакультуры (рыбоводства).
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)" (далее - законопроект) разработан в целях предоставления права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать свободную часть акватории рыболовных участков, предоставленных для промышленного рыболовства, в целях осуществления аквакультуры.
В связи с тем, что Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон о рыболовстве) установлено, что рыболовный участок выделяется для одной из указанных в статье 18 данного закона целей и не предусматривает многоцелевого использования рыболовных участков, законопроектом предлагается внесение изменений в статью 18 Федерального закона о рыболовстве. Так, статью 18 этого закона предлагается дополнить новой частью 4.1, которой устанавливается право юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего договор пользования рыболовным участком для промышленного рыболовства, использовать свободную часть данного участка в целях осуществления индустриальной аквакультуры и (или) пастбищной аквакультуры.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", посредством которых устанавливается механизм предоставления рыбоводных участков для осуществления индустриальной аквакультуры и пастбищной аквакультуры (за исключением пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб, перечень которых в соответствии с частью 5 статьи 29.1 Федерального закона о рыболовстве утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства), формируемых в границах рыболовных участков, предоставленных для промышленного рыболовства, а также условия использования таких рыбоводных участков (срок действия договоров пользования, условия расторжения договоров пользования).
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации.
Предлагаемые изменения позволят поддержать рыбоводные хозяйства при использовании ими части акватории рыболовных участков для осуществления аквакультуры, увеличить производство (выращивание) товарной продукции, а также снизить нагрузку на предпринимательский сектор, что в целом отвечает политике государства и положительно отразится на экономике страны.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий.
Реализация законопроекта не приведет к изменениям объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также к уменьшению доходной части соответствующих бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Данный законопроект будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Вместе с тем принятие законопроекта в качестве закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка заключения договора пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым такой рыбоводный участок предоставлен в границах рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства на основании части 4.1 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в целях осуществления индустриальной аквакультуры и (или) пастбищной аквакультуры (за исключением пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб, перечень которых в соответствии с частью 5 статьи 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства").
2. Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.