Заключение Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии
на проект законодательной инициативы N 7-1240 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)", подготовленный Сахалинской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рассмотрела проект законодательной инициативы N 7-1240 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)", подготовленный Сахалинской областной Думой, и отмечает следующее.
Проект законодательной инициативы направлен на создание правовых оснований для использования рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства, предоставленного юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, также в целях осуществления индустриальной и (или) пастбищной аквакультуры (рыбоводства), за исключением пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб.
В этих целях законодательная инициатива дополняет статью 18 Федерального закона 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) частью 4.1, которой устанавливается право юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего договор пользования рыболовным участком для промышленного рыболовства, использовать его в целях осуществления аквакультуры (рыбоводства) на основании договора пользования рыбоводным участком, сформированным в границах этого рыболовного участка.
Также, законодательной инициативой вносятся изменения в Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) предусматривающие, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые будут осуществлять аквакультуру (рыбоводство) в границах рыболовных участков, заключают договор пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы и осуществления на указанном рыбоводном участке индустриальной и (или) пастбищной аквакультуры (рыбоводства),
Порядок заключения указанного договора пользования рыбоводным участком, устанавливается Правительством Российской Федерации, на срок, не превышающий срок договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства (в границах которого сформирован рыбоводный участок).
Законодательной инициативой предусматривается, что на такие договоры пользования рыбоводным участком, не распространяется преимущественное право на заключение его на новый срок. Кроме того, такие договоры пользования рыбоводным участком подлежат досрочному расторжению в случае досрочного расторжения договора пользования рыболовным участком, выделенным в установленном порядке для осуществления промышленного рыболовства, в границах которого сформирован рыбоводный участок.
Корреспондирующие изменения вносятся в статью 38 Водного кодекса Российской Федерации,
В заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации отмечено, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, в то время как на основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 148-ФЗ рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры.
Однако, юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ). Право собственности на объекты аквакультуры также возникает а соответствии с гражданским законодательством (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 148-ФЗ).
Также Правовым управлением Аппарата Совета Федерации отмечено, что законопроектом предполагается одновременное нахождение на одном и том же участке водных биоресурсов, находящихся как в состоянии естественной свободы, так и выращенных в искусственно созданной среде обитания. Однако в законопроекте не содержатся положения, позволяющие разграничить указанные водные биоресурсы, выловленные (добытые) в рамках закрепленной доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов и выращенные искусственным путем, и право собственности на них, что может повлечь за собой невозможность осуществления надлежащего контроля (надзора) за соблюдением лицами, осуществляющими вылов (добычу) водных биологических ресурсов и выращивающими объекты аквакультуры на одном и том же участке, требований действующего законодательства.
В целях исключения возможности возникновения конфликта интересов законопроектом предусмотрено, что право использования рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства, также в целях осуществления аквакультуры (рыбоводства) предоставляется только одному лицу.
Для лица, осуществляющего промышленное рыболовство, ежегодно устанавливаются квоты добычи (вылова) по конкретному виду водных биоресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов и доли, закрепленной за ним.
При осуществлении пастбищной аквакультуры основанием для изъятия объектов аквакультуры из водного объекта является акт выпуска, в котором указываются объем и видовой состав выпущенных объектов аквакультуры в водный объект, а также объем подлежащих изъятию объектов аквакультуры, который рассчитан на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сроки их изъятия.
Таким образом, регламентация объемов конкретных видов водных биоресурсов, подлежащих добычи в рамках промышленного рыболовства, и объемов, подлежащих выпуску и изъятию объектов аквакультуры, а также установленные соответствующие условия ведения рыболовства и аквакультуры, осуществляемые лицом, заключившим договор пользования рыбоводным участком в границах рыболовного участка, позволяют обеспечить надлежащую деятельность такого лица.
Реализация проекта законодательной инициативы позволит увеличить эффективность использования водных объектов за счет получения дополнительной продукции из аквакультуры (рыбоводства).
Учитывая изложенное, Комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рекомендует Сахалинской областной Думе внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)".
Председатель Комиссии, |
А.А. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.