Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 7 июля 2020 г. N 3.8-04/2056
на проект федерального закона N 964993-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 июля 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 мая 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и принят 9 июня 2020 года в первом чтении, 23 июня 2020 года во втором чтении и 7 июля 2020 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
В целях создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и привлечения в экономику указанных субъектов Российской Федерации дополнительных инвестиций Федеральным законом вносятся изменения в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на предоставление права применения пониженных тарифов страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, для индивидуальных предпринимателей и организаций, получивших после 1 января 2018 года статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее соответственно - СЭЗ, участник СЭЗ).
В настоящее время пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов (вместо общеустановленного размера 30 процентов) применяются в течение 10 лет организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участниками СЭЗ не позднее чем в течение трех лет со дня создания СЭЗ.
Учитывая, что СЭЗ была создана 1 января 2015 года, участники СЭЗ, получившие такой статус после 1 января 2018 года, применяют в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу своих работников, общеустановленные тарифы страховых взносов.
Федеральным законом для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ с 1 января 2018 года, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов, право применения которых начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника СЭЗ, но не ранее чем с 1 января 2020 года.
Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться участником СЭЗ до окончания срока существования СЭЗ при условии, что разница между суммами страховых взносов, определенными исходя из общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов, не превысит объем осуществленных плательщиком капитальных вложений, скорректированный на повышающий коэффициент.
Повышающие коэффициенты будут установлены постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой участником СЭЗ экономической деятельности, исходя из приоритета развития определенных отраслей экономики Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В случае утраты статуса участника СЭЗ пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был утрачен такой статус. А в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма страховых взносов подлежит восстановлению исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов, и уплате за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ без соответствующих пеней в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов.
Также Федеральным законом устанавливаются условия для отнесения к безнадежным (нереальным к взысканию) долгам сумм прекращенных денежных обязательств по кредитным договорам и уточняются даты получения доходов и осуществления расходов по уплате процентов по кредитным договорам для расчета налога на прибыль организаций.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения Федерального закона в части, касающейся уплаты налога на прибыль, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, и имеют ограничения по сроку применения.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.