Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 949368-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части медицинского осмотра и диспансеризации военнослужащих)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 949368-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект разработан во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и направлен на снижение показателей смертности военнослужащих, в том числе смертности от болезней системы кровообращения и от новообразований.
Законопроектом предлагается обязать военнослужащих ежегодно проходить медицинские осмотры, диспансеризацию и химико-токсикологические исследования на наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - ХТИ).
В настоящее время в соответствии Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации и перечень включаемых в них исследований утверждаются Минздравом России.
При этом, в порядке проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденном приказом Минздрава России от 13 марта 2019 года N 124н вопросы диспансеризации военнослужащих не отражены.
Законопроектом предусмотрено устранение этого правового пробела и закрепление в Федеральном законе от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норм, согласно которой военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию и ХТИ на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Наряду с этим, законопроектом предлагается предоставить соответствующим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба полномочия по установлению порядка проведения указанных осмотров и диспансеризаций.
Данные изменения, по мнению авторов законопроекта, позволят снизить показатель смертности военнослужащих, в том числе смертности от болезней системы кровообращения и от новообразований.
Также законопроектом предлагается исключить граждан, уволенных с военной службы, из перечня лиц, на которых возлагается обязанность по ежегодному прохождению диспансеризации и химико-токсикологических исследований на предмет употребления наркотических средств.
Комитет по обороне отмечает, что введение данной нормы не приведет к ущемлению прав граждан, уволенных с военной службы, ввиду того что нормы по проведению им диспансеризации установлены статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и в Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым диспансеризация военнослужащих органов военной прокуратуры и военно-следственных органов будет проводиться в военно-медицинских организациях Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти с осуществлением возмещения расходов на ее проведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку, как представляется, вносимые изменения будут способствовать раннему (своевременному) выявлению состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также позволят определить группу здоровья и выработки рекомендаций для военнослужащих.
Комитет по обороне обращает внимание, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов. Как следует из прилагаемых к законопроекту материалов, в настоящее время необходимые проекты нормативных правовых актов разработаны и проходят внутриведомственное согласование.
Комитетом Государственной Думы по охране здоровья (комитет-соисполнитель) и Правовое управление Аппарат Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 949368-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.