Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1001576-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации" разработан во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по повышению уровня безопасности полетов от 29 апреля 2016 г. N Пр-800 в целях урегулирования вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации.
В законодательстве Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и в воздушном законодательстве Российской Федерации произошли существенные изменения, которые требуют пересмотра подходов к организации и формированию системы отбора по состоянию здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации, подлежащих медицинскому освидетельствованию во врачебно-летных комиссиях.
В настоящее время правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья).
Международная Организация Гражданской Авиации (далее - ИКАО) возлагает на государства-участники всю полноту ответственности за обеспечение соответствия состояния здоровья авиационного персонала установленным требованиям.
Согласно положениям Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации уполномоченный государством орган по выдаче свидетельств назначает членов врачебной комиссии и выдает медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Указанные виды деятельности являются специфичными для гражданской авиации и не регламентированы Законом об основах охраны здоровья.
В то же время деятельность по медицинскому освидетельствованию специалистов авиационного персонала регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации", согласно пункту 7 которого проверка соответствия состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств требованиям федеральных авиационных правил (далее - медицинское освидетельствование) осуществляется Центральной врачебно-летной экспертной комиссией, врачебно-летными экспертными комиссиями или лицом, назначенным органом по выдаче свидетельств для осуществления медицинского освидетельствования кандидатов на получение свидетельств;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", пунктом 5.4.3 которого на Росавиацию возложена функция по организации деятельности по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", устанавливающим перечень специалистов, которым в соответствии с международными требованиями требуется медицинское заключение о соответствии требованиям Федеральных авиационных правил по состоянию здоровья, требования к состоянию здоровья, периодичность медицинского освидетельствования в целях врачебно-летной экспертизы и его объем, наблюдение в межкомиссионный период, а также требования к состоянию здоровья на предполетном и предсменном контроле.
При этом воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти об издании нормативного правового акта, определяющего порядок медицинского обследования и медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала, подлежащих медицинскому освидетельствованию во врачебно-летных комиссиях.
В связи с изложенным возникают правовые коллизии между нормами Воздушного кодекса Российской Федерации и Закона об основах охраны здоровья. Согласно части 3 статьи 3 Закона об основах охраны здоровья, его положения имеют приоритет перед нормами об охране здоровья, содержащимися в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Проект федерального закона направлен на урегулирование имеющихся в законодательстве Российской Федерации вышеуказанных правовых коллизий норм, регулирующих организацию медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов и медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, приведение положений Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствие с Законом об основах охраны здоровья (в том числе с части использование единой терминологии и механизмов осуществления медицинской деятельности), создание системы мониторинга состояния здоровья членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением.
С целью законодательного закрепления специфики медицинского обеспечения полетов проектом федерального закона предусмотрено дополнение Воздушного кодекса Российской Федерации статьей 53.1 "Обязательное медицинское освидетельствование и медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением".
Законопроектом предусматривается установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, порядка обязательного медицинского освидетельствования, порядка проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения.
Законопроектом предусматривается также дополнение статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации пунктом, касающимся обязательного медицинского освидетельствования лиц, поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, студентов (курсантов), обучающихся по указанным выше специальностям.
Проектом федерального закона предусматривается возможность расторжения трудового договора с лицом из числа специалистов авиационного персонала в период, когда указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также в случае, если указанное лицо не прошло обязательный периодический медицинский осмотр или обязательное медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Проектом федерального закона предусматривается также формирование автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, оператором которой является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации, и организации, назначенные указанным органом.
Порядок формирования и ведения такой автоматизированной базы персональных данных, а также предоставление содержащихся в ней данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона создаст законодательную и правовую основу для урегулирования вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы и направленных на повышение уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение проведения федеральным бюджетным учреждением "Центральная клиническая больница гражданской авиации" обязательного медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, медицинских осмотров, профессиональной реабилитации авиационного персонала гражданской авиации, научно-методической работы в области авиационной медицины гражданской авиации, оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, ведения автоматизированной централизованной базы данных здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральному агентству воздушного транспорта на расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", по разделу и подразделу классификации расходов федерального бюджета 0909 "Другие вопросы в области здравоохранения".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Q внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации" необходимо принять следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
3) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации". Головной исполнитель - Минздрав России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
4) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации". Головной исполнитель - Минздрав России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
5) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров специалистов авиационного персонала". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
6) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
7) приказ Минздрава России "Об утверждении перечня лекарственных препаратов, влияющих на безопасное выполнение функций члена экипажа воздушного судна, а также диспетчера обслуживания воздушного движения". Головной исполнитель - Минздрав России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
8) приказ Минтранса России "Об утверждении Порядка обязательного медицинского освидетельствования членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушного движения". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
9) приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 19 июля 2012 г. N 243 "Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных";
10) приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
11) приказ Минтранса России "О признании утратившим силу приказа Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.