Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 июля 2020 г. N 5.1-01/1643
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза",
принятому Государственной Думой 9 июля 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 июня 2020 года (N 976694-7).
Ратифицируемым Соглашением, подписанным главами правительств государств-членов ЕАЭС в городе Москве 22 ноября 2019 года, создаются условия для обращения в ЕАЭС драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - драгоценные металлы и камни), формируются основы сотрудничества в этой сфере в рамках ЕАЭС.
Действие Соглашения согласно его статье 2 распространяется на правоотношения юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), возникающие при осуществлении операций с драгоценными металлами и камнями. Названные операции связаны с переходом имущественных прав на драгоценные металлы и камни, перемещением драгоценных металлов и камней по таможенной территории ЕАЭС, ввозом драгоценных металлов и камней на таможенную территорию ЕАЭС и вывозом с неё, а также с деятельностью по изменению физического состояния или содержания драгоценных металлов и камней в любых веществах или материалах при их добыче, обработке и использовании.
Положениями Соглашения определены виды деятельности с драгоценными металлами и камнями, которые регулируются на основе законодательств государств-членов ЕАЭС. В статьях 3 и 4 Соглашения предусматривается, что к национальному законодательному регулированию отнесены добыча драгоценных металлов и камней, их использование и обращение, производство драгоценных металлов и продукции из них, обработка драгоценных камней. При этом Соглашением устанавливаются нормы, которые должны содержаться в законодательствах государств-членов ЕАЭС (например, ведение специального учёта лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и камнями; установление обязательства для лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов и реализацию минерального сырья, проводить аффинаж драгоценных металлов самостоятельно, если они имеют право на осуществление этого вида деятельности, либо направлять их в организации, имеющие такое право).
Соглашением закрепляется (статьи 5, 8, 9 и 10), что юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести обязательный учёт драгоценных металлов и камней. Законодательство государства-члена ЕАЭС может предусматривать требование для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней, осуществлять их сбор и обязательный учёт (лом и отходы аффинируются и реализуются в государственный фонд). Совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, не допускается. Условием продажи физическим лицам огранённых драгоценных камней по договору розничной купли-продажи является наличие сертификата (аттестата) на них.
В Соглашении содержатся нормы о наделении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отдельными полномочиями по регулированию в сфере операций с драгоценными металлами и камнями, например: определение порядка отнесения самородков драгоценных металлов к категории самородков, не подлежащих аффинажу (статья 4); определение перечня нарушений, в отношении которых осуществляется обмен информацией между компетентными органами государств-членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 12); определение перечня мер по гармонизации ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, камней и изделий из них в рамках ЕАЭС и сроки их реализации (пункт 2 статьи 13).
Кроме того, по условиям статьи 14 Соглашения с даты вступления в силу соответствующего решения Совета ЕЭК государствами-членами ЕАЭС применяются пункты 1-3, 6-9, 11, 13 и 14 статьи 11 Соглашения (они касаются требований к опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий в ЕАЭС; признания государствами-членами ЕАЭС пробирных клейм на ювелирных и других изделиях в случае их перемещения с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС; информирования государствами-членами ЕАЭС друг друга о перемещении ювелирных и других изделий с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС).
Соглашением (статья 12) предусматривается обмен информацией о правовых актах, устанавливающих порядок осуществления деятельности с драгоценными металлами и камнями, между органами государств-членов ЕАЭС, уполномоченными на нормативно-правовое регулирование по вопросам, регулируемым Соглашением. Также данные органы обеспечивают обмен образцами оттисков пробирных клейм, их описанием, реестрами именников и иными сведениями в целях реализации Соглашения.
Согласно статье 13 Соглашения устанавливается механизм мониторинга его выполнения в форме проведения обзорных визитов, осуществляемых обзорной группой, включающей представителей уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС и ЕЭК (в течение 6 месяцев с даты вступления Соглашения в силу проводятся первичные обзорные визиты, в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет - периодические обзорные визиты). Состав обзорной группы, форма заключения, составляемого по результатам первичного обзорного визита, и перечень сведений, подлежащих отражению в заключении, утверждаются Советом ЕЭК.
К Соглашению прилагаются: Порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий (Приложение N 1); Порядок совершения операций с минеральным сырьём, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (Приложение N 2); Основные требования к государственному контролю (надзору) в сфере производства и обращения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (Приложение N 3).
Соглашение в соответствии с его статьёй 18 вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты получения депозитарием последнего уведомления о выполнении государствами-членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", и потребует внесения в него изменений.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 24 июля 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.