Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 23 июля 2020 г. N 3.8-04/2286
по проекту федерального закона N 990337-7 "О внесении изменении в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части мер налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 16 июля 2020 года и принят 21 июля 2020 года в первом чтении, 22 июля 2020 года во втором и в третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на реализацию мер поддержки IT-отрасли, объявленных в Обращении Президента Российской Федерации "К гражданам России" 23 июня 2020 года.
Для IT-компаний, начиная с 2021 года и на бессрочный период, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента (на обязательное пенсионное страхование - 6,0 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента).
Кроме того, предлагается установить налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, на уровне 3 процентов, при этом налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональные бюджеты, - обнулить. Это создаст наиболее привлекательные (фактически в виде одной из самых низких налоговых ставок в мире) налоговые условия для IT-бизнеса.
Также Федеральным законом предусмотрено аналогичное снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и совокупного тарифа страховых взносов для организаций, осуществляющих проектирование и разработку изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
При этом право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций и пониженного совокупного тарифа страховых взносов предусматривается для организаций, включенных в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого будет осуществляться Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Также обязательными для применения указанных преференций станут условия: о численности работников организации (не менее семи человек) и о доле доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам расчетного (отчетного) налогового периода, составляющей в сумме всех доходов организации за расчетный (отчетный) налоговый период (не менее 90 процентов).
Одновременно освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности). Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не распространяется на операции по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, если такие права связаны с распространением рекламной информации в сети "Интернет".
Кроме того, Федеральным законом предусмотрено, что физические лица, фактически находившиеся на территории Российской Федерации в 2020 году от 90 до 182 дней включительно, получают право признать себя российскими налоговыми резидентами в 2020 году на основании подаваемого в налоговые органы заявления. Заявление подается в произвольной форме вместе с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о налоговых преференциях по страховым взносам, налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, которые вступают в силу с 1 января 2021 года. Положение о признании физических лиц налоговыми резидентами в 2020 году распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.