Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 июля 2020 г. N 3.1-06/4047
по проекту федерального закона N 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" принятому Государственной Думой 22 июля 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (проект N 990337-7) (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 июля 2020 года, принят 21 июля 2020 года в первом чтении, 22 июля 2020 года - во втором и в третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на реализацию мер поддержки, объявленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 23 июня 2020
года, в частности, мер поддержки IТ-компаний.
Федеральным законом устанавливается, что налогообложению не подлежат (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на их использование на основании лицензионного договора, а также путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Федеральным законом дополняется статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации новыми пунктами 1.15 и 1.16 и устанавливаются следующие налоговые ставки:
- для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
При этом указанные налоговые ставки применяются при одновременном соблюдении следующих условий: если организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий; доля доходов от реализации ряда результатов интеллектуальной деятельности, поименованных в Федеральном законе по итогам отчетного (налогового) периода, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.
- для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
При этом указанные налоговые ставки применяются при одновременном соблюдении следующих условий: организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов; доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.
Также для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных с 2021 года предлагается установить пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере на обязательное пенсионное страхование - 6,0 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года, получает право признать себя российским налоговым резидентом в 2020 году на основании подаваемого в налоговые органы заявления. Заявление подается в произвольной форме вместе с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц.
Комитет полагает, что принятие Федерального закона позволит реализовать ряд мер поддержки в сфере налогообложения для российских компаний IТ-отрасли.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.