Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 июля 2020 г. N 3.5-03/1235
по проекту федерального закона N 969960-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации в целях поддержки отечественных производителей товаров, работ и услуг.
Федеральным законом предусматривается возможность установления нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок). Также Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по утверждению перечня вышеуказанных товаров (работ, услуг).
Кроме того, Федеральным законом определяются особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок российских товаров, работ и услуг.
Так, по итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным, обязан составить и разместить отчет об объеме закупок российских товаров, работ и услуг в единой информационной системе. Если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не будет соответствовать минимальной доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом подготовить обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, а также разместить такое обоснование в единой информационной системе.
Требования к содержанию и форме отчета, а также обоснованию невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок определяет Правительство Российской Федерации. Важно отметить, что Правительство Российской Федерации также устанавливает порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Кроме того, для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительству Российской Федерации делегируется право по установлению особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы и услуги.
Также Федеральным законом вносятся изменения, предоставляющие до 31 декабря 2022 года возможность установления на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок работ по строительному контролю, выполняемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
В целях обеспечения возможности оптимизации конкурсных процедур, связанных с закупками работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также возможности выбора подрядчика не только по цене предложения, но и по опыту его работы Федеральным законом определяются особенности проведения до 1 января 2024 года открытого конкурса в электронной форме.
Определение особого порядка проведения открытого конкурса в электронной форме в период до 1 января 2024 года в части строительных работ направлено на снижение рисков, связанных с победой в закупках подрядчика, не способного исполнить свои обязательства по контракту качественно и в срок, а, следовательно, и рисков расторжения контракта на этапе его реализации, в том числе в связи с ненадлежащим выполнением подрядчиком строительных работ.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель комитета |
Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.