Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 14 июля 2020 г. N 3.8-04/2148
по Федеральному закону "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов ведения Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 июля 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу членом Совета Федерации А.А. Турчаком, депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.Е. Хинштейном 22 мая 2020 года с наименованием "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции", принят 10 июня 2020 года в первом чтении, 23 июня 2020 года во втором чтении и 7 июля 2020 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым направлялись поправки в Государственную Думу, которые частично были учтены в редакции принятых поправок.
Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Положения Федерального закона распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также на отдельные категории должников - физических лиц.
Согласно положениям Федерального закона рассрочка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) (далее - рассрочка) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения) (далее - должник, должник - гражданин, должники, являющиеся получателями пенсии), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, предоставляется на основании заявлений таких должников. Рассрочка предоставляется однократно, без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников, являющихся получателями пенсии, в отношении которой они вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 1 миллион рублей.
На срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности, не вправе осуществлять указанную деятельность по задолженности, в отношении которой в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом предоставлена рассрочка.
В отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Указанные выше положения не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.
Федеральным законом предусмотрено, что должнику - юридическому лицу или должнику - индивидуальному предпринимателю судебный пристав-исполнитель обязан предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении должника-юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года.
Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой указанные должники вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
По мнению Комитета, положения Федерального закона направлены на обеспечение защиты в условиях распространения новой коронавирусной инфекции наиболее уязвимых категорий граждан-должников, являющихся получателями пенсии.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.