Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции",
внесенному членом Совета Федерации А.А. Турчак, депутаты Государственной Думы С.И. Неверовым и А.Е. Хинштейном
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить особенности исполнения исполнительных документов, предъявляемых к исполнению до 1 октября 2020 года.
Учитывая, что частью 4 статьи 1 законопроекта определяется категория исполнительных документов, к которым предлагается применять положения проектируемого Федерального закона, положения данной части об обязанности судебного пристава-исполнителя в течение 3 рабочих дней с даты вынесения постановления о предоставлении рассрочки или окончания исполнительного производства в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направлять копию указанного постановления взыскателю, целесообразно перенести в часть 5 статьи 1 законопроекта, посвященную рассрочке исполнения требований исполнительных документов.
В соответствии с частью 7 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления направляется, в том числе взыскателю, не позднее дня, следующего за днем его вынесения, в то время как отсутствует обоснование установления частью 4 статьи 1 законопроекта повышенного срока направления взыскателю копии постановления о предоставлении рассрочки (в течение 3 рабочих дней).
Согласно части 5 статьи 1 законопроекта рассрочка исполнения требований исполнительных документов предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки, включая месяц, начиная с которого она предоставляется. Формулировка "включая месяц, начиная с которого она предоставляется" нуждается в уточнении, поскольку не позволяет однозначно определить, с какой даты следует исчислять срок рассрочки (с начала календарного месяца, в котором принято решение о предоставлении рассрочки, или с начала календарного месяца, следующего ним).
При этом в части 2 статьи 2 законопроекта в отношении лиц, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), предусмотрено исчисление срока рассрочки с момента окончания действия моратория (т.е. начало срока рассрочки не привязано к началу календарного месяца).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория приостанавливается только исполнительное производство по требованиям, возникшим до введения моратория, в связи с чем в части 2 статьи 2 проекта следует уточнить, что срок рассрочки исчисляется с момента окончания действия моратория только в отношении требований исполнительных документов, по которым исполнительное производство приостановлено в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Положениями части 4 статьи 2 законопроекта предусматривается рассрочка исполнения требований о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и иного имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Поскольку к имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относится и имущество таких лиц, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам в соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (единственное жилье, транспортные средства для инвалидов и др.), необходимо уточнить, что наличие такого имущества не учитывается для целей применения данного положения проекта.
Из текста части 6 статьи 2 законопроекта однозначно не усматривается, возможно ли применение мер принудительного исполнения, связанных с изъятием транспортных средств, к должникам-индивидуальным предпринимателям, указанным в части 1 статьи 2 законопроекта, учитывая, что согласно части 3 статьи 2 законопроекта обращение взыскания на имущество такого должника не допускается (пункт 1 части 3 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Кроме того, положения части 6 статьи 2 законопроекта не учитывают, что меры принудительного исполнения могут быть связаны только с арестом или только с изъятием имущества должника.
Обращаем внимание, что в федеральных законах термин "пандемия" не используется (см. наименование и часть 1 статьи 1 законопроекта).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.