Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции",
внесенный членом Совета Федерации А.А. Турчаком, депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.Е. Хинштейном
Досье на проект федерального закона
Законопроект предлагает установить особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
Проектируемые законопроектом положения распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также на отдельные категории должников - физических лиц.
В частности, законопроектом предлагается должнику - юридическому лицу или должнику - индивидуальному предпринимателю предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов по возбужденным в отношении указанных лиц исполнительным производствам о взыскании задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору (займу) без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, если сумма задолженности не превышает 15 миллионов рублей.
Рассрочка подлежит предоставлению на срок, указанный в заявлении, но более чем на 12 месяцев и не позднее, чем до 1 августа 2021 года, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
Кроме того, по исполнительным производствам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) на сумму не более 1 миллиона рублей, в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и иного имущества (права на которые подлежат государственной регистрации), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух величин минимального размера оплаты труда, предоставляется на основании заявления рассрочка исполнения. При этом рассрочка представляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком платежей), но не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июня 2022 года, если Правительством Российской Федерации не установлен другой срок.
Необходимо отметить, что на срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности в отношении такого должника.
Важно подчеркнуть, что рассрочка предоставляется однократно, на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки.
Как отмечается в пояснительной записке, на принудительном исполнении в Федеральной службе судебных приставов находятся исполнительные производства о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении:
должников - организаций и индивидуальных предпринимателей, - в количестве более 2,7 млн., с суммой задолженности - более 870 млрд рублей, из них кредиты - на сумму более 630 млрд рублей;
физических лиц, являющихся получателям пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов - 1,6 млн, на сумму более 340 млрд рублей, из которых кредиты более 332 млрд рублей.
Комитет, рассмотрев данную законодательную инициативу, поддерживает ее концепцию.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан и организаций и минимизировать для них долговую нагрузку в период распространения коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, нуждается в уточнении формулировка "включая месяц, начиная с которого она предоставляется" (часть 5 статьи 1 законопроекта), поскольку она не позволяет однозначно определить, с какой даты следует исчислять срок рассрочки (с начала календарного месяца, в котором принято решение о предоставлении рассрочки, или с начала календарного месяца, следующего ним).
Кроме того, из текста части 6 статьи 2 законопроекта однозначно не усматривается, возможно ли применение мер принудительного исполнения, связанных с изъятием транспортных средств, к должникам-индивидуальным предпринимателям, указанным в части 1 статьи 2 законопроекта, учитывая, что согласно части 3 статьи 2 законопроекта обращение взыскания на имущество такого должника не допускается (пункт 1 части 3 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
По законопроекту также имеется ряд юридико-технических замечаний, которые возможно устранить при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
С учетом вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.