Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1005078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (далее - законопроект) подготовлен ФАС России с участием Минпромторга России, Минобороны России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации N РД-П7-3302 от 25 мая 2017 г. и решения Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. (протокол N 1, раздел III, пункт 3).
Законопроект направлен на формирование правовых основ регулирования отношений в сфере:
создания и функционирования федеральной системы каталогизации продукция для федеральных государственных нужд (далее - "ФСКП"), включая формирование и ведение в данной системе федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд (далее - "ФКП");
создания и функционирования информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары, работы, услуги (далее - "ИАС ГОЗ"), включая формирование, ведение и применение каталога товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу (далее - "каталог ГОЗ").
Решение указанных задач обусловлено следующими факторами.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 4 и 23) установлено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система закупок, одним из информационных ресурсов которой является каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - "КТРУ").
Порядок формирования и ведения "КТРУ", а также правила его использования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С введением в действие указанных Правил признаны утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".
Вместе с тем, созданная в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единая информационная система в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - не обеспечивает информационную поддержку решения задач, связанных с размещением в указанной системе и в "КТРУ" необходимых сведений, которые бы позволили идентифицировать изделия (объекты), закупаемые и (или) поставляемые по государственному оборонному заказу.
Применяемые в "ФКП" и "КТРУ" принципы группировки различны. Так, собирательные позиции "КТРУ" (используется на основе ОКПД2) не содержат сведений, касающихся описания продукции, ее характеристик, иллюстративных и графических сведений, сопоставительного анализа и иной информации, которые бы позволили идентифицировать изделия (объекты), закупаемые и (или) поставляемые по государственному оборонному заказу.
В свою очередь "ФКП" группируется по однородным группам и классам в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд ЕК 001-2014 (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 25 ноября 2014 г. N 7-ек), который используется в качестве единой информационной базы для решения задач логистической поддержки и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях устранения правовой неопределенности по данному вопросу предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Содержательно законопроектом предусматривается восстановить регулирование отношений в сфере ФСКП, установленное постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд" до признания их утратившими силу.
Предлагаемые проектируемые нормы, касающиеся создания и функционирования "ФСКП", направлены на достижение следующих целей:
1) информационного обеспечения государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей), изготовителях и поставщиков по государственному оборонному заказу о технических и качественных характеристиках, условиях эксплуатации, разработчиках и изготовителях (поставщиках) предметов снабжения при разработке и утверждении документов, являющихся основой для формирования государственного оборонного заказа в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, а также разработки, производства, поставки, хранения, эксплуатации (включая сервисное обслуживание и ремонт) и утилизации предметов снабжения;
2) исключение закупки государственными заказчиками, заказчиками дублирующих предметов снабжения;
3) повышение оперативности и эффективности материально-технического обеспечения производства и эксплуатации (включая сервисное обслуживание и ремонт) и утилизации предметов снабжения посредством их каталогизации и кодификации;
4) содействие стандартизации и повышению уровня унификации предметов снабжения, а также реализации государственной политики в сфере импортозамещения составных частей и комплектующих изделий, используемых при их создании и производстве;
5) содействие цифровизации процессов разработки, производства, эксплуатации и утилизации предметов снабжения в организациях оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;
6) оптимизации кооперационных связей, а также работ по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации;
7) повышение оперативности и эффективности материально-технического обеспечения производства, эксплуатации (включая сервисное обслуживание и ремонт) и утилизации предметов снабжения.
Указанные цели предлагается определить в акте Правительства Российской Федерации, направленном на реализацию законопроекта.
Указанные цели планируется достигать посредством обязательной кодификации и каталогизации предметов снабжения на основе "ФКП", которая будет формироваться и вестись с использованием программных, технических средств и информационных технологий, позволяющих осуществлять в отношении предметов снабжения сбор, обработку и анализ информации в целях выявления взаимозаменяемых изделий (образцов), определять дублирующие, морально устаревшие изделия (образцы) и потребности в их новых видах, а также поддерживать в актуальном состоянии информацию о предметах снабжения.
В законопроект (в части установления правовых основ создания и функционирования ФСКП) включены термины и определения, ранее не установленные в законодательстве Российской Федерации, и которые способствуют пониманию норм, установленных в нем, в том числе: "федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд" (являющийся информационным ресурсом "ФСКП" (предназначена для информационного обеспечения государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа), представляющий собой структурированный перечень товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу, включающий систематизированные сведения о технических и качественных характеристиках, условиях эксплуатации таких товаров, их разработчиках, изготовителях (поставщиках), и применяемые государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при формировании, размещении и исполнении государственного оборонного заказа, "федеральный центр каталогизации" (юридическое лицо, осуществляющее координацию работ по ведению федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд) и "федеральный номенклатурный номер" (учетный номер товаров в федеральном каталоге продукции для федеральных государственных нужд).
В законопроекте устанавливается обязанность головных исполнителей, исполнителей обеспечивать полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в федеральном каталоге продукции для федеральных государственных нужд в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Формирование и ведение ФКП и (или) его разделов предполагается обеспечивать одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что сведения о товарах в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов, не подлежат размещению в ФКП.
Создание и функционирование "ИАС ГОЗ" обусловлено необходимостью формирования аналитической информации в целях реализации эффективной единой ценовой политики в области принятия решений по размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также информационного обеспечения участников государственного оборонного заказа о цене продукции, позволяющей исключить установления головными исполнителями, исполнителями государственного оборонного заказа необоснованной цены.
Законопроектом устанавливается, что в "ИАС ГОЗ" размещается следующая информация:
1) о товарах, работах, услугах (в части вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры, в том числе сырья, материалов и комплектующих изделий), включенных в каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу;
2) о товарах, работах, услугах, включенных в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В "ИАС ГОЗ" может содержаться иная информация в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, сведения о товарах, работах, услугах в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов не подлежат размещению в информационно-аналитической системе, за исключением сведений о продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен.
Функционирование "ИАС ГОЗ" будет осуществляться на основе применения программных, технических средств и информационных обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, указанной в части 3 статьи 11.1 законопроекта для сопоставления цен на товары, работы, услуги, являющихся предметом закупки и (или) поставки по государственному оборонному заказу.
В целях обеспечения правоприменения проектируемых норм в законопроекте вводятся новые, ранее не установленные в законодательстве Российской Федерации, термины:
"каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу", который представляет собой систематизированный перечень товаров, работ, услуг, поставляемых по государственному оборонному заказу, который формируется, ведется и размещается в информационно-аналитической системе и применяется для обеспечения государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также для осуществления функций контролирующего органа и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
"участники информационного взаимодействия" - оператор информационно-аналитической системы, поставщики информации и пользователи информации;
"единые форматы", по которыми понимаются унифицированные структурированные форматы для передачи данных.
Оператором "ИАС ГОЗ" является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа или по решению указанного органа подведомственное ему учреждение
Законопроектом устанавливается обязанность поставщиков информации для размещения в "ИАС ГОЗ" (государственные заказчики, головные исполнители, исполнители и иные органы власти и юридические лица), которые обязаны размещать, предусмотренную частью 3 статьи 11.1 законопроекта, информацию в указанной системе.
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в информационно-аналитической системе в порядке, установленном Правительством Российской.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по принятию актов, регулирующих отношения в сфере создания и функционирования "ФСКП" и "НАС ГОЗ", включая аспекты информационного взаимодействия "ФКП", "КТРУ" и "каталоге ГОЗ".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в части формирования федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд федеральной системы каталогизации продукции не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 1539-р на работы, связанные с созданием и вводом в эксплуатацию информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере (далее - ИАС ГОЗ), включая формирование и ведение в ней каталога товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в 2019 - 2020 гг. направляются бюджетные ассигнования в размере 1 595 163,4 тыс. рублей.
Необходимые объемы бюджетных ассигнований на последующие годы будут дополнительно обосновываться по результатам проектирования и опытной эксплуатации ИАС ГОЗ.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд", которым предусматривается:
а) утвердить порядок:
создания, формирования и функционирования федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
формирования, ведения и применения федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд в том числе: состав сведений, включаемых в федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд, сроки, способы и периодичность их представления головными исполнителями, исполнителями по государственному оборонному заказу, порядок обработки, хранения, представления и использования информации, включенной в федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд, порядок присвоения федеральных номенклатурных номеров, порядок финансирования работ по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, порядок ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, порядок разработки и присвоения федеральных номенклатурных номеров;
б) определить:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и координации работ по созданию, развитию и функционированию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, а также координации работ, проводимых федеральным центром каталогизации;
участников работ по каталогизации.
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минобороны России, Минфин России, МВД России, ФСО России, ФСБ России, ФАС России, Федеральное казначейство, Росгвардия, Росстандарт, Госкорпорация "Роскосмос", Госкорпорация "Росатом", Государственная корпорация "Ростех".
Срок - в течение 6 месяцев с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении уполномоченного (уполномоченных) федерального органа исполнительной власти по формированию и ведению федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд или его разделов".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минобороны России, Минфин России, МВД России, ФСО России, ФСБ России, ФАС России, Федеральное казначейство, Росгвардия, Росстандарт, Госкорпорация "Роскосмос", Госкорпорация "Росатом", Государственная корпорация "Ростех".
Срок - в течение 6 месяцев с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".
3. Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее:
1) требования к информационно-аналитической системе;
2) порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим федеральным законом в информационно-аналитической системе;
3) форматы передачи данных электронных документов, размещаемых в информационно-аналитической системе;
4) порядок хранения, обработки, предоставления и использования информации, содержащейся в информационно-аналитической системе;
5) перечень справочников и общероссийских классификаторов, которые размещаются в информационно-аналитической системе, включая порядок их использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационно-аналитической системе;
6) порядок доступа к информационно-аналитической системе и к информации, размещенной в информационно-аналитической системе, а также сроки регистрации в информационно-аналитической системе поставщиков информации и пользователей информации;
7) порядок взаимодействия и интеграции информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок и иными информационными системами;
8) порядок формирования и применения идентификатора каталога товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу;
9) порядок формирования, ведения и применения каталога товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу (в части вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры, в том числе сырья, материалов и комплектующих изделий);
10) порядок обмена информацией и информационного взаимодействия между каталогом товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, федеральным каталогом продукции для федеральных государственных нужд, каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иными каталогами, которые используются для функционирования информационно-аналитической системы.
Головной исполнитель - ФАС России.
Соисполнители - Минфин России, Минобороны России, Минпромторг России, Федеральное казначейство, Госкорпорация "Роскосмос", Госкорпорация "Росатом" и Государственная корпорация "Ростех".
Срок - в течение 6 месяцев с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.