Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 июля 2020 г. N 3.1-06/4049
по проекту федерального закона N 938397-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 июля 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 938397-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 апреля 2020 года, принят в первом чтении - 9 июня 2020 года, во втором чтении - 14 июля 2020 года, в третьем чтении - 15 июля 2020 года.
Федеральный закон направлен на установление особенностей формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций.
Действующим законодательством предусмотрен запрет на участие благотворительных организаций в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. В соответствии с Федеральным законом благотворительным организациям предоставляется право участия в хозяйственных обществах совместно с другими лицами в случаях, если такое участие является результатом получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал.
Кроме того, Федеральным законом исключаются обязанность расходования пожертвований, полученных на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, на благотворительные цели в течение года с момента их получения и обязанность расходования на финансирование благотворительных программ таких видов доходов, полученных на формирование и пополнение целевого капитала, как проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, неиспользованный доход от доверительного управления имуществом, доход по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом.
Некоммерческим организациям предоставляется право объявить о публичном сборе денежных средств не только на пополнение, но и на формирование целевого капитала. Предусматривается, что некоммерческая организация может принять решение о продлении срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей. При этом некоммерческая организация не вправе передавать указанные пожертвования в доверительное управление. Полномочия по определению срока, на который формируется целевой капитал (если срок отсутствует в договоре пожертвования или завещании), и случаев расформирования целевого капитала исключаются из компетенции совета по использованию целевого капитала и передаются высшему органу управления некоммерческой организации - собственнику целевого капитала. Размер использованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, должен быть не менее двадцати пяти процентов такого дохода за три года подряд.
Федеральным законом вносится ряд уточнений, связанных с оформлением договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, и расчетов по нему. Вид, методику расчета и порядок выплаты вознаграждения управляющей компании предлагается устанавливать в договоре доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в совершенствовании порядка формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций.
Федеральный закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "е" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и одобрить его.
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.