Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1009094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" (далее - законопроект) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N 12-П (далее - Постановление).
В системе действующего правового регулирования допускается оспаривание решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата не только в судебном порядке, но и в вышестоящую избирательную комиссию. Исходя из содержания части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС), срок оспаривания исчисляется со дня принятия решения избирательной комиссии независимо от того, было ли соответствующее решение обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию. При этом десятидневный срок оспаривания не подлежит продлению и (или) восстановлению.
Это приводит к тому, что гражданин, избрав досудебный способ защиты своих прав, в последующем не успевает обратиться в суд в установленные законом сроки и фактически лишается права на судебную защиту.
В Постановлении часть 4 статьи 240 КАС признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с пропуском десятидневного срока обращения в суд в случае предварительного обжалования названного решения в вышестоящую избирательную комиссию.
В целях реализации Постановления законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 240 КАС абзацем, устанавливающим, что в случае обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в вышестоящую избирательную комиссию административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 75 и пункты 2 и 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Предлагается сократить до пяти дней срок на подачу в соответствующую избирательную комиссию жалобы на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также до семи дней срок, отведенный комиссии на рассмотрение такой жалобы.
Согласно законопроекту решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.
Аналогичные изменения в отношении процедуры оспаривания решений окружных комиссий об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предлагается внести в часть 10 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". При этом срок рассмотрения жалобы в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации также составит не более семи дней.
Одновременно планируется внести изменения юридико-технического характера в часть 1 статьи 242 КАС, исключив из нее ссылки на утратившие силу положения КАС.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.