Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-44 и поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 12 февраля 2019 г. N ЮБ-П10-1036.
Законопроектом предлагается определить систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации (далее - система-112) как совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.
При этом силами системы-112 будут являться оператор системы-112 (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения функционирования системы-112, а также обеспечения приема вызова по единому номеру "112", его обработки и передачи диспетчерским службам) и диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру "112" от оператора системы-112).
В свою очередь средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызова по единому номеру "112" от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.
Целями законопроекта являются:
снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания систем-112 в субъектах Российской Федерации;
разграничение полномочий в области эксплуатации и развития системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112;
предоставление Минкомсвязи России дополнительных полномочий исключительно в сфере обеспечения вызова экстренных оперативных служб согласно абзацу 3 пункта 7 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с учетом межведомственного и территориального характера создания систем-112;
закрепление нормы возмездного оказания услуг связи при обеспечении обратного вызова от диспетчеров экстренных оперативных служб и операторского персонала центров обработки вызовов систем-112, что позволит эксплуатирующей организации системы-112 планировать бюджетные средства на данный тип расходов.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по эксплуатации и развитию системы-112. Законопроект регулирует вопросы, относящиеся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, принятие законопроекта, позволяющего, как организовать взаимодействие экстренных оперативных служб и доведение помощи пострадавшим гражданам в возможно короткий срок, так и обеспечить формирование, анализ и выгрузку метаданных, необходимых для использования органами власти всех уровней при принятии управленческих решений, должно быть обеспечено в приоритетном порядке.
В настоящее время в средствах массовой информации осуществляется позитивное освещение функционирования деятельности системы-112, функционирующей на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, например в Московской, Калининградской, Ростовской, Амурской областях, Республике Татарстан и ряде других. Принятие законопроекта позволит не только существенно оптимизировать функционирование системы вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации, но и распространить имеющиеся передовые практики на всей территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта также установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, реализация которых в настоящее время реализуется на основании методических рекомендаций, совместных писем и обращений МЧС России и Минкомсвязи России, поручений Правительства Российской Федерации.
Законопроект подготовлен с учетом положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы координации здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законопроект рассмотрен и согласован федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти более чем 60 субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроекты с аналогичным предметом правового регулирования на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Основные положения
Предметом правового регулирования проекта Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по эксплуатации и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией законопроекта, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций, являющихся участниками функционирования и развития системы-112.
Законопроект не содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Затраты федерального бюджета
Финансирование создания системы-112 осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 (далее - Программа), а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации, с учетом того, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 созданы и функционируют дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В рамках Программы МВД России, ФСБ России полностью завершили закрепленные за ними мероприятия. Минкомсвязи России подготовлены все необходимые нормативные документы, которые позволяют субъектам Российской Федерации разрабатывать и вносить необходимые изменения в системные проекты телекоммуникационной подсистемы системы-112. МЧС России завершит в 2020 г. оснащение дежурно-диспетчерских служб пожарной охраны в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2020 год в соответствии с утвержденным планом информатизации МЧС России. Указанная информатизация дежурно-диспетчерских служб пожарной охраны и их сопряжение с системой-112 оказывает положительное влияние на достижение показателей "Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в городе" и "Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в сельской местности" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 334), особенно при реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия с привлечением нескольких экстренных оперативных служб.
3. Затраты бюджетов субъектов Российской Федерации
За время реализации Программы МЧС России заключило соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам' субъектов Российской федерации на реализацию мероприятий по созданию базовой инфраструктуры системы-112 с 76 субъектами Российской Федерации. В соответствии с указанными соглашениями субъекты Российской Федерации приняли на себя обязательства по завершению мероприятий по созданию системы-112 не позднее 2018 года. Девять субъектов Российской Федерации финансируют создание системы-112 полностью самостоятельно или за счет инвестиционных проектов.
В рамках Программы предусмотрены мероприятия по интеграции созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Программа завершена в 2017 году. С учетом продолжения мероприятий по созданию, эксплуатации и развитию системы-112 после завершения Программы МЧС России запросило субъекты Российской Федерации об объемах финансирования создания, эксплуатации и развития системы-112 в 2018 - 2020 годах (исх. от 2 октября 2017 г. N 43-3465-33).
В соответствии с полученными данными субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование по следующим мероприятиям:
завершение развертывания сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации;
завершение создания базовой инфраструктуры системы-112 субъектов Российской Федерации;
завершение интеграции инфраструктуры муниципальных образований субъектов Российской Федерации в систему-112;
профессиональное обучение персонала центров обработки вызовов и единых дежурно-диспетчерских служб системы-112;
профессиональное обучение персонала региональных дежурно-диспетчерских служб, интегрированных в систему-112;
организация и проведение информирования населения о создании и функционировании системы-112 на региональном уровне;
эксплуатация системы-112;
развитие системы-112.
Расходы, связанные с завершением создания, эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются в рамках существующих полномочий и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетов в соответствии с их законами (решениями) о бюджетах, в объемах предусмотренных проектно-технической (сметной) документацией системы-112 субъекта Российской Федерации, разработанной и утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Предоставление сведений о функционировании и развитии системы-112 на территории муниципальных образований дополнительного финансирования не требует, так как указанные сведения размещаются в базе данных системы-112 в автоматическом и автоматизированном (диспетчерским персоналом подключенных служб) режимах, при этом обеспечивается подлинность размещаемых сведений.
Запланированные субъектами Российской Федерации финансовые затраты на создание, эксплуатацию и развитие системы-112:
Создание Системы-112 (тыс. рублей) | |||
2018-2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2 814 548,40 |
1 749 943,80 |
383 475,00 |
681 129,60 |
Эксплуатация | |||
2018-2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
6 468 678,00 |
2 301 796,00 |
2 171 072,00 |
1 995 810,00 |
Развитие | |||
2018-2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
3 020 810,00 |
1 575 257,00 |
680 454,00 |
765 099,00 |
4. Затраты организаций, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, а также газотранспортных организаций
В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст. 13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст. 33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора N 542 от 15 ноября 2013 г. предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" определено, что аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.
Указанное полномочие уже осуществляется организациями, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, а также газотранспортными организациями, создающими в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации аварийно-диспетчерские службы, и должно быть включено в действующий тариф.
Таким образом, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с законами (решениями) о бюджетах.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 законопроекта Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112), в том числе порядок и параметры времени приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру "112", в диспетчерские службы.
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: МЧС России.
2. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка согласования технического задания и проектно-технической документации на создание и развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации, проектов положений о системах обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 законопроекта Правительство Российской Федерации утверждает порядок согласования технического задания и проектно-технической документации на развитие системы-112, проектов положений о системах-112;
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: МЧС России.
3. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 законопроекта Правительство Российской Федерации утверждает порядок взаимодействия сил и средств систем-112.
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: МЧС России.
4. Принятия приказа МЧС России "Об определении формы, сроков и порядка предоставления информации, формируемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 6 законопроекта МЧС России определяет формы, сроки и порядок предоставления информации, формируемой системой-112.
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: МЧС России.
5. Принятия приказа Минкомсвязи России "Об особенностях обеспечения вызова экстренных оперативных служб, в том числе по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 законопроекта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи:
1) определяет особенности:
а) использования, выделения, изъятия, изменения и переоформления ресурса нумерации, используемого в целях вызова экстренных оперативных служб с применением информационных технологий;
б) оказания услуг связи и (или) использования информационных технологий в части передачи по сетям электросвязи и отображения адресной информации;
в) построения сетей связи, применяемых средств связи и управления сетями связи;
г) порядка пропуска и маршрутизации трафика;
д) обеспечения условий доступности вызова по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидам по слуху и инвалидам по зрению;
е) организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети связи общего пользования;
ж) защиты сетей связи и информационных систем операторов связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации при организации и функционировании системы-112.
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: Минкомсвязь России.
6. Принятия приказа Минкомсвязи России "Об утверждении порядка предоставления операторами связи и/или организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и информации о принадлежности пользовательского оборудования (оконечного оборудования), необходимой для организации экстренного реагирования, в информационные системы экстренных оперативных служб и систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 6 законопроекта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи: определяет порядок предоставления операторами связи и (или) организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и информации о принадлежности пользовательского оборудования (оконечного оборудования), необходимой для организации реагирования, в информационные системы экстренных оперативных служб.
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: Минкомсвязь России.
7. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб".
Обоснование: в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 законопроекта Правительство Российской Федерации определяет перечень экстренных оперативных служб, обеспечивающих реагирование на вызов по единому номеру "112".
Срок принятия: 180 дней со дня принятия закона.
Головной исполнитель: Минкомсвязь России.
8. Признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Обоснование: законопроектом устанавливаются общие требования к организации и функционированию системы-112, и закрепляются соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Принимая во внимание, что создание системы-112 будет завершено до 31 декабря 2021 г., постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" подлежит признанию утратившим силу.
Считать утратившим силу со дня вступления в силу законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.